Папки-передвижки

Развитие логического мышления у детей через занимательную математику

Анастасия Юсова
Развитие логического мышления у детей через занимательную математику

«Развитие логического мышления у детей через занимательную математику

Введение.

Прогресс в науке и технике, а также процессы распространения информации в мире происходили раньше менее стремительно, чем сегодня. Сегодня окружающий мир переполнен условными знаками и символами. Однако умение использовать информацию определяется развитостью логических приёмов мышления. Логическое мышление формируется на основе образного и является высшей стадией развития мышления. Достижение этой стадии - длительный и сложный процесс, так как полноценное развитие логического мышления требует не только высокой активности умственной деятельности, но и обобщенных знаний, которые закреплены в словах.

Публикация «Развитие логического мышления у детей через занимательную математику» размещена в разделах

Должное внимание в настоящее время уделяется введению детей в мир элементарной математики, логики и освоению ими математических действий. Так, как только гибкость ума, сообразительность и смекалка откроют дорогу растущему человеку в современное, постоянно развивающееся общество и обеспечат ему гармоничное существование в этом обществе.

Овладение мыслительными операциями является основной развития умственных способностей ребенка и это невозможно без занимательных игр математического содержания. Любая математическая задача на смекалку несет в себе определенную умственную нагрузку, которая чаще всего замаскирована занимательным сюжетом. Смекалка, воображение, находчивость, инициатива проявляются в активной умственной деятельности, основанной на непосредственном интересе. В ходе решения задач на смекалку, головоломок дети учатся планировать свои действия, обдумывать их, искать ответ, догадываться о результате, проявлять при этом творчество. Такая работа, безусловно, активизирует мыслительную деятельность ребенка, развивает у него качества, необходимые для подготовки к школьному обучению. Важно, начиная с дошкольного возраста, развивать у детей логическое мышление, так как интеллектуальная деятельность уже в дошкольном возрасте при соответствующих условиях может стать привычной для детей.

Цель: Способствовать развитию логического мышления у детей старшего дошкольного возраста через игры и упражнения математического содержания.

Для достижения цели реализуются следующие задачи:

1. развитие у старших дошкольников логических приемов (анализа, синтеза, сравнения, обобщения, классификации);

2. формирование умения понимать и прослеживать причинно — следственные связи и на их основе делать простейшие умозаключения;

Необходимым условием решения этих задач является создание развивающей среды : доступной, открытой, мобильной и ориентированной на зону ближайшего развития. В группе оформлена математическая стена, где есть уголки занимательной математики «Размышляй-ка, «Зарядка для ума» оснащенные играми, пособиями и материалом математического содержания. Эти игры способствуют развитию интереса детей к математике, воспитывают потребность занимать свое свободное время не только развлекательными, но и требующими умственного напряжения играми. В процессе работы необходимо научить ребенка решать проблемные ситуации, делать определенные выводы, приходить к логическому заключению. Решение логических задач развивает способность выделять существенное, самостоятельно подходить к обобщениям. Логические игры математического содержания воспитывают у детей познавательный интерес, способность к творческому поиску, желание и умение учиться. Занимательные задачи способствуют развитию у ребенка умения быстро воспринимать познавательные задачи и находить для них верные решения. Работу по использованию игр математического содержания, как образовательного средства, нужно вводить в несколько этапов:

- на первом этапе нужно формировать у детей игровые умения, учить правилам игры, способам взаимодействия (логические упражнения, шуточные задачи математического содержания, словесные игры математического характера);

- на втором этапе стремиться добиваться, чтобы полученные знания и умения дети могли самостоятельно использовать для решения проблемно игровых задач.

На первом этапе детям предлагаются логические задачи и упражнения математического содержания, с помощью которых уточняются и закрепляются представления детей о числах, об отношениях между ними, о геометрических фигурах, о временных и пространственных отношениях. Эти упражнения способствуют развитию наблюдательности, внимания, памяти, мышления, речи. Такие игры, как «Скажи наоборот», «Бывает – не бывает», «Назови числа больше (меньше) заданного числа», «Кто знает, пусть дальше считает», «Что далеко, что близко», «Найди ошибки» и др. А вот игра «Да или нет?» даёт возможность выполнить много разнообразных заданий. Детям задают вопросы, на которые можно ответить только «да» или «нет». Эта игра эффективно развивает у детей умение внимательно вслушиваться в вопрос, развивает сообразительность, логику мышления, а также умение точно выполнять игровые правила. Наряду с этими играми можно предлагать детям логические упражнения, основанные на знаково-символических средствах, понятных и доступных пониманию дошкольников. Дети с удовольствием принимают участие в таких оригинальных играх. Например, упражнение «Как изменялась фигура?» направлено на развитие логического мышления детей и построено на аналоговой зависимости между парами или группами объектов – геометрических фигур. Для эффективного освоения игр и игровых упражнений могут быть использованы приемлемые формы работы: специально организованная деятельность, игра, индивидуальная работа в утренние и вечерние часы, самостоятельная деятельность. Так, например, можно ненавязчиво, в игровой форме, привлекать внимание ребенка к таким предметам, которые в обычных условиях его не интересуют. Их можно включить в игровое пространство. В игре ребенок начинает незаметно для себя решать учебные задачи. Развивать логическое мышление дошкольника целесообразнее всего в русле математического развития. Математика оттачивает ум ребёнка, развивает гибкость мышления, учит логике. Математическое развитие не сводится к тому, чтобы научить дошкольника считать, измерять и решать математические задачи. Главное – создать условия для самостоятельного поиска детьми решения задач, не предлагать при этом никаких готовых способов, образцов решения. Помочь ребёнку овладеть такими мыслительными умениями, как абстрагирование, анализ, синтез, сравнение, классификация, обобщение. С целью развития у детей логического мышления, необходимо использовать различные игры и упражнения. Это задания на нахождение пропущенной фигуры, продолжение ряда фигур, знаков, на поиск чисел, цепочки закономерностей. В таких упражнениях идёт чередование предметов или геометрических фигур. Это могут быть задания на выкладывание различных геометрических фигур из счётных палочек. Обязательно нужно проводить анализ построения фигур по следующему плану:

- сравните и скажите, чем отличаются фигуры;

- докажите, что фигура составлена правильно.

Головоломки со счётными палочками воспитывают интерес к математике, желание проявлять умственное напряжение, сосредотачивать внимание на проблеме, а также развивают логику мыслей, рассуждений и действий. Геометрические конструкторы или игры – головоломки на выкладывание изображений из геометрических деталей – это «Головоломка Пифагора», «Вьетнамская игра», «Монгольская игра», «Колумбово яйцо», «Танграм». Способ действия в играх прост, однако требует умственной и двигательной активности, самостоятельности и заключается в постоянном преобразовании, изменении пространственного расположения частей набора геометрических фигур. Предложенные игры осваивают с детьми последовательно. Игры развивают пространственные представления, воображение, конструктивное мышление, комбинаторные способности. Сообразительность, смекалку, находчивость, целенаправленность в решении задач. Также можно использовать систему игр и игровых упражнений: - составление простых изображений из разнообразных цветных мозаик; - игра «Составь фигуру» (геометрическую.). В этой игре используются разные геометрические фигуры 2 – 3 размеров, по несколько фигур одного вида и размера. Дети составляют из имеющихся фигур те же фигуры только другого размера. Например, составь прямоугольник из квадратов, а затем из прямоугольников; - игра «Составь картинку». В этой игре используются одинаковые по размеру геометрические фигуры. Дети составляют картинку, орнамент, узор только из одинаковых треугольников или квадратов и т. д.

Таким образом: использование игрового занимательного математического

материала ведет к более интенсивному развитию компонентов логического мышления. Занимательный математический материал способствует решению задач всестороннего развития и воспитания дошкольников: активизирует умственную деятельность, заинтересовывает математическим материалом, увлекает и развлекает детей, развивает ум, расширяет, углубляет математические представления, закрепляет полученные знания и умения

Публикации по теме:

Дидактическая игра из крышек на развитие логического мышления у детей старшего дошкольного возраста «Займи свой домик»Дидактическая игра из крышек на развитие логического мышления у детей старшего дошкольного возраста «Займи свой домик» Одна из основных задач воспитания в дошкольном возрасте – своевременное познавательное развитие. Важнейшей стороной познавательного развития.

Консультация для родителей «Развитие логического мышления у детей» Консультация для родителей. «Развитие логического мышления у детей» Консультация для родителей. «Развитие логического мышления у детей».

Консультация для родителей «Развитие внимания, памяти, логического мышления» Консультация для родителей. Развитие внимания,памяти,логического мышления. Роль памяти в развитии ребёнка огромна. Усвоение знаний об окружающем.

Мастер-класс изготовления игры «Бабочки летают» на развитие логического мышления для детей дошкольного возрастаМастер-класс изготовления игры «Бабочки летают» на развитие логического мышления для детей дошкольного возраста Материал будет интересен воспитателям и родителям детей дошкольного возраста. Для изготовления игры понадобились: - картон белый; - фломастеры;.

«Путешествие по математическим островам». Развитие логического мышления детей подготовительной группы«Путешествие по математическим островам». Развитие логического мышления детей подготовительной группы Цель работы – развивать логическое мышление у детей подготовительной группы в процессе решения занимательных задач. Задачи : Обучающие:.

Развитие логического мышления у детей младшего дошкольного возраста Мышление – это важный процесс, который влияет на обучение и развитие ребенка и способствует комплексному развитию личности старшего дошкольника.

Развитие логического мышления у детей старшего дошкольного возраста средствами дидактических игр Развитие логического мышления в старшем дошкольном возрасте помогает формировать у детей высокую активность и глубокие знания в познавательной.

Развитие логического мышления у старших дошкольников посредством игр-головоломокРазвитие логического мышления у старших дошкольников посредством игр-головоломок Еще Л. С. Выготский подчеркивал: «…интеллектуальное развитие ребенка заключается не столько в количественном запасе знаний, сколько в уровне.

Дидактическая игра на развитие логического мышления и мелкой моторики «Разноцветные ладошки» для детей от 3 летДидактическая игра на развитие логического мышления и мелкой моторики «Разноцветные ладошки» для детей от 3 лет Развивающая игра «Разноцветные ладошки». Игра с разноцветными карточками-ладошками направлена на развитие логического мышления, внимания,.

Занятие для детей младшей группы «Забывчивый художник» на развитие логического мышления Занятие для детей младшей группы "Забывчивый художник" на развитие логического мышления. Цель: Развитие логического и ассоциативного мышления.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Развитие логического мышления у детей через занимательную математику
Опубликовано: 6 сентября 2023 в 19:37
+9Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Развитие логического мышления у детей через занимательную математику» (включая файлы) размещена пользователем Анастасия Юсова в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 4.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
29 июля. День рождения И. К. Айвазовского. Передвижка «Маринист Иван Константинович...

Айвазовский — самый известный русский маринист. Он изображал море, как никто другой. В своих картинах он смог передать великолепие и непредсказуемость морской стихии.

28 июля. День Военно-морского флота РФ. Передвижка. «ВМФ России. Военно-морской флот»

В последнее воскресенье июля отмечается День Военно-морского флота Российской Федерации. Это профессиональный праздник всех, кто защищает морские рубежи нашей Родины.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД