Татьяна Николаевна Астанина
Опыт работы «Проектная деятельность как способ формирования ЗОЖ»
«… забота о здоровье детей - это важнейший труд воспитателя.
Но забота об их здоровье невозможна без постоянной связи с семьей…»
В. А Сухомлинский
Дошкольный возраст – один из важных периодов взросления человека, т. к. именно на этом этапе закладываются основы здоровья, физического развития; воспитываются морально-волевые, личностные качества. Отношение ребенка к своему здоровью полностью зависит от осознания понятия «здоровый образ жизни».
Необходимо так организовать воспитательную и обучающую среду, чтобы у ребенка формировались привычки ЗОЖ.
Публикация «Опыт работы „Проектная деятельность как способ формирования ЗОЖ“» размещена в разделах
- ЗОЖ, здоровье. Все о здоровье для детей
- ЗОЖ, здоровье. Проекты
- Опыт работы, практика
- Проекты. Проектная деятельность
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» июль 2024
Одной из инновационных технологий на современном этапе является метод проектов.
Проектная деятельность позволяет продуктивно взаимодействовать всем участникам образовательного процесса, в том числе и семьям воспитанников, которые являются союзниками в воспитании у детей привычки сохранять и приумножать свое здоровье.
Цель: усовершенствование методов организации здоровьесберегающих технологий обучения и воспитания детей дошкольного возраста.
Задачи:
-формировать у детей потребность в здоровом образе жизни;
-научить использовать полученные знания для поддержания здорового образа жизни;
-развивать у детей двигательную активность.
-создавать условия для взаимодействия с семьями воспитанников по приобщению к здоровому образу жизни; вовлекать родителей в образовательный процесс, направленный на формирование основ здорового образа жизни через проектную деятельность.
Большая роль в работе отводится созданию информационной “Среды здоровья” (схемы, занятия и рисунки по темам «Здравствуй, детский сад», «Мои друзья», «К нам осень пришла», «Овощи. Фрукты», «Игрушки», «Кто живёт у бабушки в деревне» (домашние животные, «Берегите природу», центр двигательной активности, папки-передвижки о двигательной активности, книжки-малышки, которая не только напрямую, но и опосредованно влияет на формирование мировоззрения ребенка.
Как известно основной вид деятельности дошкольников –это игра. Поэтому нам не сложно было внутри известных сюжетно ролевых игр провести темы проектов. Например, игры «Магазин», «Кафе», «Накорми куклу» воспитывают культуру общения, питания, обогащают знания детей о продуктах полезных для здоровья и тех, которые мы не называем «Вредными», но упоминаем, что часто употреблять их не рекомендуется. Сюжетно ролевые игры «Больница», «Поликлиника» обогатила знания детей о том, что болеть плохо, о том, что организм слаженный механизм и как важно содержать его в норме.
Утреннее приветствие несет психологический комфорт каждому ребенку, настраивает его на позитивное отношение к себе, товарищам, взрослым.
Проводимые с детьми беседы о витаминах, микробах и бактериях обогатили знания детей о том, что витамины не только в аптеке в пузырьке, а растут на грядке и ветке, в тех продуктах, которые на столе в детском саду и дома. Беседы и наблюдения о том, что вокруг нас много микробов повлияло на то, что дети стали более тщательно следить за гигиеной рук.
Большим подспорьем в формировании привычки к здоровому образу жизни являются дидактические игры и пособия. С их помощью дети знакомятся с режимом дня, пользой витаминов и т. д. Наши воспитанники с большим удовольствием играют в свободной деятельности в эти игры, осознавая необходимость в проявлении заботы о собственном организме и здоровье.
Художественное слово, детская книга-важное средство воздействия на детей. Выбор произведений обуславливается их содержанием. Одни книги прививают культурно гигиенические навыки, другие формируют представление о здоровом образе жизни.
В наших проектах и творческие виды деятельности (рисование, лепка, конструирование) обогатили знания детей по вопросам формирования привычки к ЗОЖ.
Во взаимодействии с родителями основными задачами являлась активизация у родителей потребности в ЗОЖ, углубление знаний родителей в вопросах физического воспитания детей и укрепления здоровья, формирование осознанного отношения детей к ЗОЖ.
Реализация проектов помогает формированию устойчивого интереса к занятиям физической культурой, повышению компетентности родителей в вопросах приобщения детей к ЗОЖ, снижению уровня заболеваемости.
Таким образом, создается благоприятная база для формирования физического, психического и психологического здоровья ребенка.
В заключение можно с уверенностью сказать, что именно проектная деятельность является одной из наиболее востребованных и полноценных форм работы для достижения поставленных целей по формированию здорового образа жизни в ДОУ. Только при тесном взаимодействии дошкольного учреждения и семьи, двигающихся в едином направлении, возможно достичь положительного результата.
Необходимо и очень продолжать систематическую работу в данном направлении, с целью повышения интереса к здоровому образу жизни.
Давайте растить детей здоровыми!
Приложение 1
Задание «Найди правильный ответ».
1. Закончи определение: отсутствие болезни и физических дефектов, полное физическое, психическое и социальное благополучие:
• Здоровье.
• Сон.
• Питание.
2. Закаливание это –
• Тренировка организма к действию различных метеорологических факторов.
• Физические упражнения.
• Прогулки.
3. Система методов и приёмов, создающая максимально возможные условия для сохранения, укрепления и развития духовного, эмоционального, интеллектуального личностного и физического здоровья:
• Игровые технологии.
• Здоровьесберегающие технологии.
• Компьютерные технологии.
4. Что согласно известному лозунгу, является залогом здоровья:
• Красота.
• Чистота.
• Доброта.
5. Как называется наука о здоровье:
• Физиология.
• Геронтология.
• Валеология.
6. Состояние, при котором замедляется большинство физиологических процессов и создаются лучшие условия для восстановления работоспособности организма.
• Сон.
• Игра.
• Отпуск.
7. К какой образовательной области можно отнести следующую пословицу: «Двигаюсь, значит, живу»…
• Художественно-эстетическое развитие.
• Познавательное развитие.
• Физическое развитие.
8. Рациональное распределение времени на все виды деятельности и отдыха в течение суток это –
• Игра.
• Занятие.
• Режим дня.