Папки-передвижки

Ознакомление с живыми объектами в НОД и совместной деятельности педагогов и детей раннего возраста

Джамиля Михайлова
Ознакомление с живыми объектами в НОД и совместной деятельности педагогов и детей раннего возраста
▼ Скачать + Заказать документы

Экологическое воспитание в условиях дошкольного учреждения можно начинать с момента прихода детей в ясельную или первую младшую группу. В этот период малыши доверчивы и непосредственны, легко включаются в совместную с взрослыми практическую деятельность, с удовольствием манипулируют различными предметами. В период адаптации детей к новым для них условиям детского сада отвлечь ребенка от переживаний можно с помощью общения с объектами природы. Например, подвести плачущего малыша к аквариуму, в котором плавает большая яркая рыбка: «Давай посмотрим, кто у нас тут живет? Кто плавает в воде? Какая красивая рыбка!» У малыша пробуждается интерес к новому для него объекту – объекту природы. Разнообразный мир природы пробуждает у детей живой интерес, любознательность, трудолюбие. Однако не все может быть правильно понято детьми при самостоятельном общении с природой, далеко не всегда при этом формируется правильное отношение к растениям, животным. Ввести ребенка в мир природы, сформировать реалистические представления – знания о ее объектах и явлениях, воспитать способность видеть красоту родной природы, любовь, бережное и заботливое отношение к ней – важнейшая задача воспитателя. На протяжении того времени, что я работаю с детьми ясельного возраста, замечаю с каким большим интересом дети наблюдают за живыми объектами, но зачастую знания детей недостаточны, дети затрудняются в названии животных по картинкам, не всегда могут правильно назвать части тела, действия животных.

Публикация «Ознакомление с живыми объектами в НОД и совместной деятельности педагогов и детей раннего возраста» размещена в разделах

Важную роль в группе младших дошкольников играет уголок живой природы. Наблюдая за его обитателями, дети учатся узнавать и различать их по внешним признакам: движущимся частям тела, характеру движения, издаваемым звукам и т. д. Уже в ясельной группе допускается иметь аквариум с яркоокрашенной рыбкой. Млекопитающие, даже мелкие, требуют к себе значительно большего внимания, чем другие животные, поэтому содержать их постоянно в уголке младших групп не целесообразно. Клетки с кроликом или хомячком изредка на один -два дня можно приносить в группу малышей для эпизодического кратковременного наблюдения.

Наблюдение - важнейший метод познания животного мира. Наблюдения в младшей группе направлены, прежде всего, на уточнение и обогащение представлений детей о внешнем виде животного (основные части тела, покров, цвет, величина) и его проявлениях (движения, питание, издаваемые звуки). Детям младшего возраста предлагаются конкретные, четко и коротко сформулированные вопросы, которые уточняют их представления о названии животного (кто это, его проявлениях (что делает) и внешнем виде (какое оно). Необходимо задавать наводящие вопросы, в которых есть варианты ответа. Например, «Уши кролика длинные или короткие?» и т. д. Животное, выбранное для наблюдения должно находиться в хорошем состоянии, соответствовать эстетическим и гигиеническим требованиям. При проведении наблюдения в помещении (в уголке природы, на занятиях) продумываю организацию: объект располагаю таким образом, чтобы к нему было легко подойти, детей рассаживаю поближе к наблюдаемому животному, что бы всем было хорошо видно, а при необходимости можно было бы и действовать с ним (покормить, погладить и т. д.) В начале наблюдения, если оно проводится впервые, даю детям самостоятельно рассмотреть объект, удовлетворить естественно возникшее любопытство. В процессе руководства наблюдением использую разнообразные приемы (с учетом возраста детей) – сюрпризный или игровой прием, показ, вопросы, художественное слово, практические действия детей (погладить, покормить, поощрение. В ходе наблюдения я постоянно поясняю, рассказываю, помогаю ребятам понять увиденное. Наблюдение провожу в определенной последовательности. Руководя наблюдением детей за животными, направляю внимание прежде всего на его поведение: «Что делает?», «Что ест?», и только в связи с каким-то действием рассматриваю внешние признаки животного. С каждым животным знакомлю детей на 2-3 занятиях, которые проводили с некоторыми усложнениями. Работа по ознакомлению с животными начиналась с внесением живого объекта. Так, например, проводила занятие с кошкой. На занятии ставила цель: научить детей наблюдать за кошкой, выделять части тела (лапы, хвост, голова). Воспитывать любовь и бережное отношение к кошке. Вызвать радость от непосредственного общения с кошкой. Так же ставила цель добиться индивидуального произношения слов с отдельными детьми. В ходе занятия детей посадила полукругом. Попросила девочку из подготовительной группы внести к нам корзину с кошкой, обратила внимание на красивую корзину. Затем убрала салфетку и достала кошку. Когда дети рассмотрели ее, я спросила: «Кто это?» и просила назвать каждого ребенка. Гладя кошку, я говорила: «Какая она пушистая, мягкая», прочитала потешку: «Как у нашего кота Шуба очень хороша, Как у котика усы, Удивительной красы, Глаза смелые, Зубы белые.» Предложила детям осторожно, тихонечко погладить кошку, что бы не сделать ей больно. Сказала что кошка добрая, хорошая, обижать ее не надо. Кошка мурлычет, значит, ей нравится у нас, ей хорошо. Затем дети показали, что есть у кошки, старались проговаривать то, что показывали. Затем сказала: «Дети, кошка у нас давно, она хочет кушать, давайте мы ее покормим молочком. Как кошка просит молоко? (мяу). Правильно» я достала из корзины тарелочку и налила молоко. С каким восторгом дети смотрели, как кошка пьет молоко, потом все показали, как она лакает. «Кошка поела и песенку запела. Как кошка поет? (мур)» я добилась произношения этого звукоподражания от всех детей. Вместе с детьми в конце занятия спели песенку про киску. В заключение занятия кошка «попрощалась» с детьми, я похвалила ребят за доброе отношение к кошке. На занятии дети были эмоциональны, повысилась речевая активность, дети охотно кормили и гладили кошку. Затем работу по закреплению знаний детей о кошке продолжила по следующему плану. На других занятиях по развитию речи внесла картинку для рассматривания «Кошка пьет молоко», познакомила детей с потешкой «Киска, киска». На музыкальном занятии дети слушали песенку «Кошка» муз. Александровой. На занятиях со строительным материалом для обыгрывания постройки «Стол, стул» дала детям игрушку – кошку. В игровой деятельности учила использовать игрушку, обыгрывать, делать с ней необходимые действия: кормить, гулять. Читала детям потешки «Киска, киска», «Кто как кричит». Неоднократно планировала и проводила наблюдения за кошкой на прогулке. После проделанной работы все дети безошибочно называли животное, как оно кричит, что делает, выделяли основные части тела. Таким же образом проводили работу по ознакомлению детей с другими животными.

В совместной деятельности с детьми, с целью закрепления знаний детей о животных, проводятся игры: дидактические, настольно-печатные (лото, домино, словесные игры (загадки, загадки - описания). «Найди спрятанную игрушку» или «Я спрячу, а ты поищи», «Чудесный мешочек», «Кто как кричит», «Как ходит и поет петушок», «Как бегает и лает собачка», игры типа «Лото», «Живые картинки».

Знакомя детей с живыми объектами, в своей работе использую разнообразный иллюстративно-наглядный материал: картины, фотографии, модели, презентации. Усвоение «живых» знаний вызывает эмоциональный отклик у детей, что является важным для формирования бережного отношения к животным, формирует яркие конкретные представления об окружающем мире, способствует развитию восприятия, наглядно-действенного и наглядно-образного мышления и речи.

Таким образом, организуя работу в системе, используя разнообразные формы деятельности, мы добились того, что все дети нашей группы усвоили задачи программы по разделу ознакомление с животными, дети могут назвать животное по картинке и в натуре, называют части тела и действия. У них сформирован интерес к животным, любовь и бережное отношение к ним.

Публикации по теме:

Консультация «Развитие познавательного интереса у детей младшего возраста с помощью наблюдения за живыми объектами» Интерес - стремление к познанию объекта или явления, к овладению тем или иным видом деятельности. Интерес формируется и развивается в процессе.

Развитие творческих способностей детей раннего возраста в процессе продуктивной деятельности (сообщение из опыта работы) Развитие творческих способностей детей раннего возраста в процессе продуктивной деятельности Креативность – слово, которое сегодня у всех.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Ознакомление с живыми объектами в НОД и совместной деятельности педагогов и детей раннего возраста
Опубликовано: 31 мая 2015 в 11:38
+7Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Ознакомление с живыми объектами в НОД и совместной деятельности педагогов и детей раннего возраста» (включая файлы) размещена пользователем Джамиля Михайлова (УИ 300089) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев
Календарь
21 декабря 2024 суббота
Конспекты предновогодних творческих занятий.

Приглашаем принять в творческом конкурсе новогодних поделок
Добавьте фото на новогодний конкурс
22 декабря 2024 воскресенье
Благодарим тех, кто подарил нам жизнь.
Поздравляем энергетиков с профессиональным праздником!



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД