Татьяна Прокофьева
Развитие творческих способностей детей раннего возраста в процессе продуктивной деятельности (сообщение из опыта работы)
▼ Скачать + Заказать документы
Развитие творческих способностей детей раннего возраста в процессе продуктивной деятельности
Креативность – слово, которое сегодня у всех на устах. В описаниях вакансий, в требованиях к соискателям, работодатели все чаще требуют креативность как обязательное качество. И далеко не только в дизайнерских и рекламных фирмах, а и в больших, серьезных корпорациях.
Публикация «Развитие творческих способностей детей раннего возраста в процессе продуктивной деятельности (сообщение из опыта работы)» размещена в разделах
Таким образом, наша жизнь требует от человека не шаблонных, привычных действий, а гибкого, творческого мышления. Поэтому в современном мире востребованы творческие личности, обладающие способностью эффективно и нестандартно решать новые жизненные проблемы. Именно таких творчески активных людей я и хочу воспитать. Для этого, приоритетным направлением я выбрала художественно-эстетическое развитие детей.
В условиях модернизации системы дошкольного образования одним из ведущих направлений является индивидуальное творческое развитие ребенка. На сегодняшний день, это ещё и освоение Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования, который направлен на решение такой задачи, как создание благоприятных условий развития детей в соответствии с их индивидуальными особенностями и склонностями, развитие способностей и творческого потенциала каждого ребёнка как субъекта отношений с самим собой, другими детьми, взрослыми и миром. Этим и объясняется актуальность выбранной мной темы.
Целью моей педагогической деятельности по данной теме является создание условий для развития художественно - творческих способностей детей раннего возраста в процессе продуктивной деятельности.
Для решения поставленной цели мною были определены следующие задачи:
1. Анализ психолого-педагогической и методической литературы.
2. Отбор и систематизация форм организации детей, методов и приемов.
3. Формирование у детей позиции художника- творца.
4. Развитие у детей компонентов продуктивной деятельности.
5. Вовлечение родителей в совместную творческую деятельность.
Теоретическая база:
«Художественное творчество и ребенок» под редакцией Н. А. Ветлугиной, «Воображение и творчество в детском возрасте» Л. С. Выготский,
«Изобразительная деятельность и художественное развитие дошкольников» Т. Г. Казакова,
«Развитие дошкольника в изобразительной деятельности» Г. Г. Григорьева, «Преемственность в формировании художественного творчества детей» Т. С. Комарова, О. Ю. Зырянова,
«Изобразительная деятельность в детском саду» Н. П. Сакулина, Т. С. Комарова. Авторы этих трудов придавали большое значение развитию художественно-творческих способностей детей, рассматривали специфику организации занятий по изобразительной деятельности.
В своей работе я опиралась не только на традиционные методики, используемые по программе в детском саду, но и на методические разработки Елены Альбиновны Янушко из ее проекта «Новый ребенок», программу художественного воспитания обучения и развития детей «Цветные ладошки» Ирины Александровны Лыковой, проект Маленький художник» Дарьи Николаевны Колдиной - эти авторы предлагают разнообразные формы, методы и приемы организации продуктивной деятельности детей раннего возраста в современных условиях.
Результаты исследований известных психологов (Л. С. Выготский, В. В. Давыдов, А. В. Запорожец, В. Т. Кудрявцев, Н. Н. Поддьяков) и педагогов (Н. В. Ветлугина, Т. Г. Казакова, Л. А. Парамонова, Н. П. Сакулина, Е. А. Флерина) показали, что творческие способности детей раскрываются уже в раннем детстве, и при этом имеют специфические особенности:
1) доминирование процесса над результатом, поскольку ребенка-дошкольника в большей степени увлекает сама деятельность, нежели ее продукт (рисунок, пластический образ, конструкция, инсталляция);
2) субъективная новизна детских изобретений, творческих находок и открытий в отличие от новизны и социальной ценности результатов творчества взрослых людей;
3) легкость, беглость, быстрота возникновения замыслов и в то же время их неустойчивость, быстрая смена и трансформация.
Именно поэтому я считаю, что развивать творческие способности детей следует с раннего возраста.
А почему же нетрадиционными средствами? Связано это с тем, что у дошкольников этого возраста еще не сформированы графические навыки и умения, что мешает им выражать в своем творчестве задуманное, поэтому поделки детей часто получаются неузнаваемыми, далёкими от реальности. И, вследствие этого, у многих детей исчезает желание заниматься творчеством. Чтобы этого не происходило, я стала использовать следующие нетрадиционные техники.
• Рисование пальчиками
• Рисование ладошкой
• Рисование ватными палочками
• Печать поролоновой губкой
• Рисование на подносах с манной крупой
• Лепка из безопасного пластилина
• Аппликации из крупы и соли
"Изображать можно различными материалами, на основе множества материалов. Нет границ, должно быть желание и творчество самого ребёнка" [Р. Г. Казакова]. Именно нетрадиционные техники в творчестве создают атмосферу непринужденности, открытости, раскованности, способствуют развитию инициативы, самостоятельности детей, создают эмоционально-положительное отношение к деятельности. Результат изобразительной деятельности не может быть плохим или хорошим, работа каждого ребенка индивидуальна, неповторима!
Нетрадиционные техники в продуктивной деятельности – это огромная возможность для детей думать, пробовать, искать, экспериментировать, а самое главное, самовыражаться.
Для развития детского творчества применяю следующие методы обучения:
1) информационно-рецептивный метод, который включает в себя приёмы рассматривания и показа образца воспитателя;
2) репродуктивный метод, направленный на закрепление знаний и навыков детей. Это метод упражнений, доводящий навыки до автоматизма. Он включает в себя прием повтора, работы на черновиках, выполнение формообразующих движений рукой;
3) эвристический метод, который направлен на проявление самостоятельности в каком - либо моменте работы на занятии, т. е. педагог предлагает ребёнку выполнить часть работы самостоятельно;
4) исследовательский метод, развивающий у детей не только самостоятельность, но и фантазию и творчество. Педагог предлагает самостоятельно выполнить не какую - либо часть, а всю работу.
Использую в своей работе личностно-ориентированные, игровые и здоровьесберегающие технологии.
Применение арт-терапии как одной из технологий здоровьесбережения способствует
• снятию детских страхов;
• выходу агрессии
• развитию уверенности в своих силах;
• концентрации внимания на своих ощущениях и чувствах.
Нетрадиционные техники рисования, лепки и аппликации я использую не только в непосредственно- образовательной и совместной деятельности, но и в кружковой работе. С сентября 2013 г. я являюсь руководителем кружка «Разноцветный мир», на занятиях которого продолжаю развивать творческие способности детей.
Одним из важнейших условий развития детского творчества является взаимодействие и сотрудничество воспитателей и родителей, единая позиция в понимании перспектив развития ребенка.
С целью обеспечения психолого-педагогической поддержки семьи и повышения компетентности родителей в вопросах творческого развития детей я опубликовала на сайте детского сада ряд консультаций для родителей на данную тему, выступила с презентацией «Развитие творческих способностей детей раннего возраста» в «Клубе заботливых родителей». Вовлекаю родителей в активную творческую совместную деятельность, результатами которой становятся выставки творчества детей и родителей группы, выставки поделок, участие в конкурсах различного уровня.
Результативность опыта.
Подводя итоги проделанной работы хочется отметить :
Дети:
- учатся помогать друг другу, выстраивать партнерские отношения со сверстниками и взрослыми, что способствует ранней позитивной социализации.
- приобретают ценный опыт творческого воплощения замыслов, активного взаимодействия на основе изобразительной деятельности, становятся более раскрепощенными, уверенными в себе.
- развивают творческие способности, воображение, фантазию, получают эстетическое удовольствие от своей работы.
Творческий процесс - это настоящее чудо - дети раскрывают свои уникальные способности и испытывают радость, которую им доставляет созидание. Здесь они начинают чувствовать пользу творчества и верят, что ошибки - это всего лишь шаги к достижению цели, а не препятствие, как в творчестве, так и во всех аспектах их жизни. Я стараюсь, чтобы мои воспитанники поняли, что: «В творчестве нет правильного пути, нет неправильного пути, есть только свой собственный путь».