Валентина Беспалова
Поисково — исследовательская деятельность в ДОУ в свете требований ФГОС до
▼ Скачать + Заказать документы
СЛАЙД 1
«Поисково - исследовательская деятельность в ДОУ
в свете требований ФГОС ДО»
«Умейте открыть перед ребенком в окружающем мире что-то одно, но открыть так, чтобы кусочек жизни заиграл перед детьми всеми красками радуги. Оставляйте всегда что-то недосказанное, чтобы ребенку захотелось еще и еще раз возвратится к тому, что он узнал».
В. А Сухомлинский
СЛАЙД 2
Публикация «Поисково — исследовательская деятельность в ДОУ в свете требований ФГОС до» размещена в разделах
- Исследовательская деятельность
- Исследовательская и экспериментальная деятельность
- ФГОС. Внедрение и реализация
- Темочки
Ребенок – природный исследователь окружающего мира. Мир открывается ему через опыт его личных ощущений, действий, переживаний.
Развитие познавательных интересов дошкольников является одной из актуальных проблем педагогики, призванной воспитать личность, способную к саморазвитию и самосовершенствованию.
СЛАЙД 3
Формирование исследовательских умений дошкольников одна из важнейших задач современной образовательной практики в рамках новых федеральных государственных образовательных стандартов.
ФГОС ДО определяет познавательно-исследовательскую деятельность, общение, игру как сквозные механизмы развития ребенка.
СЛАЙД 4
Основными принципами дошкольного образования в соответствии с Федеральным Государственным Образовательным стандартом является формирование познавательных интересов и познавательных действий ребёнка в различных видах деятельности.
СЛАЙД 5
Стандарт трактует познавательное развитие как образовательную область, сущность которой раскрывается следующим образом:
развитие любознательности и познавательной мотивации;
формирование познавательных действий, становление сознания;
развитие воображения и творческой активности;
формирование первичных представлений о себе, других людях, объектах окружающего мира, их свойствах и отношениях (форме, цвете, размере, материале и др.)
СЛАЙД 6
Цели и задачи познавательной-исследовательской деятельности :
развитие познавательных интересов детей;
расширение опыта ориентировки в окружающем;
развитие любознательности и познавательной мотивации;
формирование познавательных действий, становление сознания;
развитие воображения и творческой активности;
формирование первичных представлений об объектах окружающего мира, о свойствах и отношениях объектов окружающего мира (форме, цвете, размере, материале, звучании, ритме, темпе, причинах и следствиях и др.).
развитие восприятия, внимания, памяти, наблюдательности, способности анализировать, сравнивать, выделять характерные, существенные признаки предметов и явлений окружающего мира;
развивать умения устанавливать простейшие связи между предметами и явлениями, делать простейшие обобщения.
СЛАЙД 7
А в соответствии с требованиями к результатам освоения образовательной программы, представленных в виде целевых ориентиров на этапе завершения уровня дошкольного образования, одним из ориентиров является любознательность. Ребёнок задаёт вопросы, интересуется причинно-следственными связями (как? почему? зачем, пытается самостоятельно придумывать объяснения явлениям природы и поступкам людей. Склонен наблюдать, экспериментировать.
СЛАЙД 8
В соответствии с учебным планом нашего ДОУ познавательно – исследовательская деятельность реализуется в подготовительной группе 1 раз неделю в первой половине дня в форме образовательной деятельности, в старшей группе 1 раз неделю в первой половине дня в совместной деятельности, во всех остальных группах опытно – экспериментальная деятельность проводится 1 раз неделю в первой половине дня в форме совместной деятельности.
. СЛАЙД 9
Структура детского исследования включает в себя следующие конкретные этапы:
- постановка проблемы, которую необходимо разрешить;
- целеполагание (что нужно сделать для решения проблемы);
- выдвижение гипотез (поиск возможных путей решения);
- проверка гипотез (сбор данных, реализация в действиях);
- анализ полученного результата (подтвердилось - не подтвердилось);
- формулирование выводов.
СЛАЙД 10
Методы и приемы организации экспериментально – исследовательской деятельности :
постановка и решение вопросов проблемного характера;
эвристические беседы;
опыты;
наблюдения;
моделирование (создание моделей об изменениях в неживой природе);
«погружение» в краски, звуки, запахи и образы природы;
использование художественного слова;
дидактические игры;
фиксация результатов: наблюдений, опытов, экспериментов, трудовой деятельности;
трудовые поручения, действия.
В соответствии с образовательной программой мы разрабатываем систему познавательных задач, которые ставим перед детьми. Важным условием постановки познавательных задач мы считаем создание проблемных ситуаций.
Самостоятельная работа детей в такой ситуации носит поисковый характер.
СЛАЙД 11
Характеристика этапов процесса познания:
Младший дошкольный возраст
С первой младшей группы (2–3 года) дети начинают принимать участие в совместных с воспитателем опытнических действиях. Пока они представляют собой простейшие исследования, которые помогают малышам обследовать предметы, отмечая их цвет, величину или форму.
СЛАЙД 12
Во второй младшей группе (3–4 года) опытно – экспериментальная деятельность усложняется. Развивается ориентировочно – исследовательская деятельность : найти, рассмотреть, разобрать, проникнуть внутрь, ощупать, соотнести, проследить, изменить, попробовать на вкус, испытать на прочность, сопоставить, установить простейшие связи, причины.
.
СЛАЙД 13
Возраст 4-5 лет
Экспериментирование в средней группе (4–5 лет) имеет цель сформировать у детей умения самостоятельно получать сведения о новом объекте. Ведущими остаются процессы чувственного познания. В процессе восприятия одновременно участвуют и рука, и речь, и глаза. Он рассуждает, высказывает простые суждения и умозаключения; способен устанавливать причинно-следственные зависимости между реально представленными объектами.
СЛАЙД 14
Возраст 5 – 6 лет
Ребенок становится способен к определенной логической обработке воспринимаемой информации: относить объект к определенной категории по какому-либо признаку, устанавливать связи и зависимости, прогнозировать свои действия на 2-3 шага вперед, обобщать, систематизировать. Осваивает все виды речи, в том числе и внутреннюю. Это важное приобретение старшего возраста дает возможность планировать, выдвигать гипотезы, предполагать результаты.
СЛАЙД 15
Возраст 6-7 лет
В подготовительной к школе группе (6-7 лет) познавательно-исследовательская деятельность совершенствуется. У старшего дошкольника появляется способность к волевым действиям. Ребенок уже может ставить цель и сознательно ее добиваться: произвольно запомнить что-либо, научиться чему-либо, сделать что-нибудь. Причем он может уже добиваться цели не только быстро достижимой, но и несколько отдаленной во времени.
СЛАЙД 16
Так как метод экспериментирования занимает одно из главных мест в работе с детьми, в наших группах созданы центры экспериментирования, где дети самостоятельно воспроизводят простые и более сложные опыты, рассчитанные на детей данного возраста.
СЛАЙД 17
Большую радость, удивление и даже восторг испытывают дети от своих маленьких и больших открытий, которые вызывают у них чувство удовлетворения от проделанной работы.
Лаборатория постоянно пополняется все новыми материалами для экспериментирования, которые находятся в доступном для детей месте.
СЛАЙД 18
Оборудование центра экспериментирования:
схемы, таблицы, инструкции-картинки, модели с алгоритмами выполнения опытов;
различные приборы: зеркало, лупы, увеличительные стекла, прозрачные и цветные стекла, магниты, микроскопы,
измерительные приборы: весы, мерные емкости, песочные часы, линейки;
природные материалы: листья, песок, семена, камни, ракушки, спил и листья деревьев, мох, шишки, желуди, скорлупа орехов, семена, почва разных видов и др. ;
серии картин с изображением природных сообществ;
разнообразные сосуды из различных материалов;
медицинские материалы: пипетки, колбы, шприцы, мерные ложечки, вата, бинт, шпатели, деревянные палочки, резиновые груши;
технические материалы: гайки, скрепки, болты, гвозди, винтики, шурупы, детали конструктора и т. д. ;
утилизированный материал: проволока, кусочки пластмассы, пробки и т. д. ;
СЛАЙД 19
коллекции тканей и бумаги;
клеенчатые фартуки, нарукавники, резиновые перчатки, тряпки, клеёнки;
разные аромамасла;
прочие материалы: воздушные шары, свечи, фонарики, масло, мука, соль, сахар, сода, фасоль, манка и другие крупы, макароны, зубочистки, коктейльные трубочки, ватные палочки, ватные диски, ветродуи, губки, мыльные пузыри, ведёрки, формочки, лопатки, грабельки, подносы, тарелочки, снеголепы, нитки, целлофановые пакеты, песочные наборы, фольга, «Волшебный мешочек»;
бросовый материал: кусочки ткани, кожи, меха, шерсти, разной бумаги;
игрушки для исследований – шарики, кубики, мелкие предметы из разных материалов;
красители: пищевые и непищевые (гуашь, акварельные краски и др.);
сито, воронки, марля, сетка, лейки, брызгалки, черпаки, сачки, деревянные катушки из - под ниток, камушки «Марблс»;
половинки мыльниц, формы для льда;
карточки-подсказки (разрешающие - запрещающие знаки) "Что можно, что нельзя";
писчие принадлежности для фиксации результатов.
СЛАЙД 20
Связь детского экспериментирования с другими видами деятельности
Экспериментирование тесно связано со всеми видами деятельности :
как наблюдение и труд.
развитие речи. Это хорошо прослеживается при формулировании цели, во время обсуждения методики и хода опыта, при подведении итогов и словесном рассказе об увиденном, умении четко выразить свою мысль.
Изодеятельность : изобразительные способности точнее отображают результат эксперимента.
ФЭМП: Во время проведения опытов дети считают, измеряют, сравнивают, определяют форму и размеры и т. д. Экспериментирование связано и с другими видами деятельности — чтением художественной литературы, с музыкальным и физическим воспитанием, но эти связи выражены не столь сильно.
СЛАЙД 21
Таким образом, познавательно – исследовательская деятельность способствует развитию познавательной активности, творческой деятельности; учит самостоятельному поиску, открытию и усвоению нового, а также облегчает овладение методом научного познания в процессе поисковой деятельности, помогает расширять и углублять знания об отдельных явлениях и объектах окружающей среды.
МБДОУ «Детский сад «Сказочная поляна»
Сообщение
из опыта работы на тему
«Поисково - исследовательская деятельность в ДОУ
в свете требований ФГОС ДО»
в рамках районного семинара
«Развитие познавательного
интереса детей через различные
виды деятельности»
Подготовил: воспитатель
высшей квалификационной категории
Беспалова Валентина Александровна
с. Северное
2019г.