Алексеева Марина Васильевна
Современные подходы к организации взаимодействия с семьями обучающихся. Опыт работы
▼ Скачать + Заказать документы
Сообщение из опыта работы на семинаре
для педагогов - психологов
«Современные подходы к организации взаимодействия с семьями обучающихся»
«В детский сад с улыбкой»
Уважаемые коллеги! Представляю вашему вниманию опыт работы нашего учреждения МАДОУ д/с № 158 города Тюмени по работе с родителями, категории детей раннего возраста.
Публикация «Современные подходы к организации взаимодействия с семьями обучающихся, Опыт работы» размещена в разделах
- Опыт работы, практика
- Работа с родителями. Взаимодействие с семьями
- Школа. Материалы для школьных педагогов
- Темочки
Современные родители достаточно разные: одни читают педагогическую литературу, другие родители не хотят воспитывать ребенка. Другие не умеют. Третьи не понимают, зачем это нужно. Кто-то свободно идет на контакт с педагогом, а кто-то, один раз написав заявление, больше и не был в образовательной организации.
Я думаю, мы все сталкиваемся в своей работе с двумя диаметрально противоположными взглядами или подходами у современных родителей в вопросах воспитания и развития детей.
1. - низкий уровень компетентности в вопросах воспитания и следовательно позиция – всему научат в детском саду и школе.
2. – высокий уровень компетентности, знание и умение анализировать образовательные программы и учебные пособия, позиция – я посмотрю, что вы мне предложите и сделаю выбор в пользу вашего учреждения или другого. Даже, если и выбор пал на понравившееся учреждение, такие родители все контролируют, замечают недочеты, просчеты и незамедлительно на них указывают.
Таким образом, у одних родителей пассивная позиция в вопросах сотрудничества с детским садом, у других, наоборот, очень активная.
Принимаем всех, работаем со всеми! Так или иначе, мы все являемся участниками образовательных отношений.
Общаясь с родителями, нужно помнить, что в общении существуют свои закономерности. Основа отношения к нам человека закладывается в первые 15 секунд! Для того, чтобы благополучно пройти через «минное поле» этих первых секунд, необходимо применить «Правило трех плюсов» (чтобы расположить к себе собеседника нужно дать ему как минимум три психологических плюса.)
Сейчас мы попробуем это сделать. Внимание на слайд.
Выберите, на ваш взгляд позитивные позиции общения.
Проверьте свой выбор.
Взаимодействие с родителями выстраиваем исходя из запросов:
- администрации - это годовой план
- педагогов и родителей- это конфликтная ситуация или трудности в воспитательно - образовательном процессе
Составляя перспективный план работы, мы опираемся на анализ работы за истекший год. Подбираем формы работы в соответствии с годовыми задачами.
Более подробно хочу остановиться на организации работы с категорией родителей детей раннего возраста.
Работа по выстраиванию позитивного взаимодействия с родителями, чьи дети, поступают в детский сад, начинаем с проведения организационного собрания. На котором, заведующий детским садом освещает организационные моменты. Знакомит с педагогами, которые будут работать с детьми. Медицинские работники разьясняют сан-эпидемилогические требования по организации присмотра и ухода за детьми. Педагог- психолог рассказывает о приемах и условиях, которые помогут легче пережить момент адаптации ребенка к детскому саду, а родителям обрести уверенность в правильности данного выбора, знакомит с признаками успешной адаптации ребенка.
На первом родительском собрании, проводим игры и упражнения на знакомство, опрос, на выявление их ожиданий от детского сада.
Воспитатели ведут листы адаптации, отслеживая самочувствие и поведение детей. Еженедельно мы вместе анализируем, обсуждаем, выстраиваем тактику нашего взаимодействия с родителями. Для детей, требующих повышенного внимания или особенно тревожных, приглашаем на индивидуальные консультации как очно, так и онлайн через сайт детского сада и группу В Кониакте в рубрике «Советы психолога»».
Педагоги – психологи проводят занятия с детьми, помогающие облегчить период адаптации. Проводим и треннинговые упражнения и с воспитателями, особенно с теми, кто или впервые начинает работать с детьми данного возраста или же наоборот, выпустил детей старшего дошкольного возраста. В завершении данного периода проводим круглый стол. На котором, детально обсуждаем наши успехи и недочеты, с целью избежать их в дальнейшей работе.
На родительском собрании по итогам года воспитатели рассказывают о том, чему научились дети.
Одной из эффективных форм взаимодействия с родителями на наш взляд, является «Школа заботливых родителей». Она работает уже более 7 лет. Заседания проходят 4 раза в год. Тематика их определена в рамках годового плана, но если возникают другие вопросы, мы их также можем осветить на этих заседаниях, либо также онлайн.
Так, например, очень эффективно прошло заседание по теме «Сензитивные периоды развития дошкольников». Родителей заинтересовала данная тема, и мы впоследствии разместили все материалы в группе «ВКонтакте» в рубрике «Советы психолога».
Для оповещения используем гул – таблицы. Сейчас я попрошу вас навести телефон на кюар код и перейти по ссылке. Таким образом, родители могут зарегистрироваться на мероприятии, а также задать интересующие вопросы по данной теме. Для нас: это информация кто придет, возможность подготовить ответы и выстроить ход заседания в нужном русле.
Отследить, насколько же продуктивна наша работа и взаимоотношения нам помогает круглый стол для родителей детей выпускников. В ходе, которого они делятся своими впечатлениями, успехами, высказывают предложения по внесению изменений в работу детского сада.
Еще на одной из форм нашего взаимодействия хочется заострить ваше внимание. Это использование индивидуального блокнота достижений ребенка.
В данный блокнот вносятся успехи ребенка, как родителями, так и воспитателями или же специалистами детского сада. Данная форма работы используется нами с детьми, имеющими особые возможности здоровья или сложные сочетанные диагнозы. Таких детей в раннем возрасте немного. Но, к сожалению, их количество год от года увеличивается. Не все родители активно откликаются на данную форму работы, но тем не менее она активизирует как педагогов, так и родителей, побуждает более пристально наблюдать за ребенком, замечать его даже самые маленькие успехи и двигаться дальше. Одну из страниц, вы можете видеть на слайде.
Приведен пример, такого блокнота по взаимодействию с родителями ребенка с нарушениями опорно-двигательного аппарата. Этого ребенка можно отнести сразу к нескольким целевым группам: ребенок с ОВЗ, находящийся в трудной жизненной ситуации, т. к. семья переехала из Украины. Мальчик поступил в детский сад в прошлом году, сначала совсем не передвигался на ногах, родители его носили на руках, в группе он мог только ползать. Мы начали работать с семьей, подсказали куда можно обратиться за помощью. На данный момент у ребенка есть заключение ПМПк, справка об инвалидности. Мама шла на контакт, но очень редко посещали детский сад, т. к. родители сами адаптировались к новым условиям: климату, работе, жилищным.
Ведение данного блокнота, позволило установить доверительные отношения, привлечь родителей к занятиям с ребенком. Прогресс налицо: ребенок может передвигаться на ногах, как в группе, так и на участке, преодолевать барьеры, появился захват предметов, начал пить из кружки. Пока не получается пережевывать пищу, работаем над расширением сенсорного опыта и ощущений, выработкой воздушной струи. Тянется к детям, пытается играть вместе и в малоподвижные игры. Блокнот ведется в рукописной форме. Записи делают как члены семьи, так и специалисты детского сада и воспитатели группы. Временных рамок нет. Как появляется какой то навык или результата в какой либо деятельности: игровой, двигательной, коммуникативной, так и делаем запись.
Все освещенные формы работы, несомненно, многими используются в работе, доказывают свою эффективность.
Вместе с тем, хотелось бы более активно внедрить в свою работу и такую форму- обращение к опыту семейного воспитания, что актуально именно в этом году, который объявлен годом семьи.
Так нами уже проведено заседание по теме «Семейные правила и границы. Родительский авторитет». В этом учебном году запланировали провести в рамках недели психологии практикум для родителей «Послушание: нужно ли оно?».
Желаем продуктивного взаимодействия!