Папки-передвижки

Мини-музей как форма работы по воспитанию патриотических чувств

Любовь Олеговна Семенова
Мини-музей как форма работы по воспитанию патриотических чувств

Дошкольный возраст – самый благоприятный период воспитания таких нравственных качеств, которые позволяют вырасти ребенку достойным человеком – гражданином своей страны, патриотом. Ведь во все времена, патриотизм, любовь к Родине, в нашем государстве были чертой национального характера.

В ФОП ДО цель патриотического направления воспитания является содействие формирования у ребенка личностной позиции наследника традиций и культуры.

Публикация «Мини-музей как форма работы по воспитанию патриотических чувств» размещена в разделах

Исходя из этого перед нами, педагогами встают следующие задачи:

- создание условий для социализации обучающихся на основе социокультурных, духовно-нравственных ценностей человека, семьи, общества и государства;

- воспитание взаимного уважения, бережного отношения к культурному наследию и традициям родного народа.

И здесь неоценимую помощь оказывает музейная педагогика. Именно музейная педагогика – помощник в решении воспитания культурной личности ребенка. Она поможет заложить в детях нравственные основы, научит правилам общения, разовьет творческий потенциал ребенка, взрастит в детской душе семена любви к родной природе, родному дому и семье, истории и культуре своей страны, ко всему, что создано трудом родных и близких людей – тех, кого зовут соотечественниками.

Именно мини-музей обладает уникальным потенциалом социально – воспитательной работы, помогающей быстрее понять язык вещей, способствующей расширению кругозора и ребёнка, и взрослого, повышению образованности, воспитанности, приобщению к вечным ценностям.

Каждый мини-музей — результат общения, совместной работы воспитателя, детей и их семей. Создание мини-музеев может стать отдельным проектом детей, родителей и воспитателей одной группы или всего дошкольного учреждения.

В нашем детском саду в каждой группе организован свой мини-музей по патриотическому воспитанию. Почему мы решили работать по данному направлению? Потому что музейная педагогика помогает решать практически все задачи патриотического образования и обеспечивает наглядность образовательного процесса, способствует взаимодействию дошкольного учреждения с семьей и социумом. Это направление играет большую роль в формировании системы ценностей ребенка, в его приобщении к историческому, культурному, природному наследию родного региона; способствует воспитанию толерантности, познавательному, творческому и эмоциональному развитию.

Экспонаты в мини-музеях детского сада располагаются на полках или стеллажах. Содержание, оформление и назначение мини-музея обязательно отражают специфику возраста детей данной группы. Мини-музеи постоянно пополняются новыми экспонатами. Здесь же размещаются детские работы, выполненные совместно со взрослыми. С регулярной периодичностью по очереди экспонаты групповых мини-музеев выставляются в фойе детского сада. Воспитатели групп организуют музейное волонтерство через экскурсии к ним.

Музей в детском саду является интерактивным образовательным пространством, в котором ребёнок может действовать самостоятельно с учётом своих интересов и возможностей, обследовать предметы, делать выводы, отражать в речи собственные наблюдение, общаться со взрослыми, сверстниками по поводу увиденного. Ведь назначение, создаваемых мини-музеев – вовлечь детей в деятельность и общение, воздействовать на их эмоциональную сферу.

Наши мини-музеи — это не просто организация экспозиций или выставок. Это многообразные формы деятельности, включающие в себя поиск и сбор материалов, коллекционирование, встречи с интересными людьми, их рассказы, проведение досугов и праздников, исследовательская и проектная деятельность.

Культурные практики, представленные на экране, в большей мере способствуют развитию у детей эмоционально – чувственного восприятия предметов старины и нравственного отношения к ним. Ребенок лучше осознает понятия «прошлое», «настоящее» время, он ощущает себя в потоке времени продолжателем дела предков, приобщается к таланту и мастерству многих поколений. И начинает бережно относится ко всему тому, что они создали и оставили. Данные культурные практики способствуют расширению жизненного опыта детей, развивают любознательность, интерес к окружающей действительности.

Игрушки – важнейшие составляющие любой культуры. Одной из наиболее любимых игрушек всегда была кукла. Кукла не рождается сама, её создаёт человек. Являясь частью культуры всего человечества, кукла сохраняет в своём облике самобытность и характерные черты создающего её народа. Русская кукла считается одним из самых загадочных символов России. Наши предки верили, что куклы способны отгонять злых духов и приносить счастье в дом. Наверное, поэтому выбирая тематику музея, родители моей группы выбрали народную куклу.

После того, как было выбрано название группового мини-музея, я предложила каждому родителю выбрать куклу, какую бы они хотели и смогли бы изготовить совместно с детьми. Для повышения интереса провела консультации и мастер-класс по истории создания народной куклы. В группу ват сап отправляла ссылки на видео по изготовлению кукол. Куклы, изготовленные совместно родителями и детьми, получились разнообразные и красивые.

Ребята с радостью приносили свои куклы в группу, выбирали им место. В обычном музее ребенок — лишь пассивный созерцатель, а здесь он — соавтор, творец экспозиции.

Родители группы являются активными участниками пополнения экспонатов в мини-музей, принимают непосредственное участие в мероприятиях, организованных в детском саду (развлечения, фольклорные праздники, выставки). Создание мини-музея, помогло найти и развить новые формы сотрудничества с родителями, способствовать формированию устойчивых детско-родительских интересов, инициатив.

В этом году я совместно с детьми разработала содержание экскурсий по своему мини-музею. Причем сами ребята выбирали кукол, о которых они хотели бы рассказать детям из других групп. Желающие становились экскурсоводами.

Работа эта не простая и кропотливая, требующая большой подготовки.

Экскурсионная работа с детьми решает следующие основные задачи:

· выявление творческих способностей детей;

· расширение представлений о содержании музейной культуры;

· развитие начальных навыков восприятия музейного языка;

· создание условий для творческого общения и сотрудничества.

Мини-музеи в детском саду актуальны и эффективны. Они дают ребенку возможность экспериментировать, синтезировать полученные знания, развивать творческие способности и коммуникативные навыки. Воображение и фантазия, максимально развитые в детском возрасте, помогают ребенку проникнуться духом иного исторического времени, а значит, осваивать, преобразовывать накопленные историко-культурные ценности.

На сегодня можно с уверенностью сказать, что благодаря системе работы нашего мини-музея к нам, взрослым (педагогам и родителям) и нашим детям возвращается национальная память, мы по-новому начинаем относиться к старинным праздникам, традициям, обрядам, художественным промыслам, декоративно-прикладному искусству, в которых народ оставил все ценное, что было в прошлом. Таким образом, музейная педагогика значительно расширяет возможности воспитателя в решении задач, связанных с историческим, культурологическим образованием. Помогает ориентировать семьи воспитанников на духовно – нравственное воспитание детей, способствовать формированию представлений о формах традиционного семейного уклада.

Публикации по теме:

Формирование патриотических чувств у дошкольников «Только тот, кто любит, ценит и уважает накопленное и сохранённое предшествующим поколением, может любить Родину, узнать её, стать подлинным.

Мини-музей как форма организации предметно-развивающей среды в ДОУМини-музей как форма организации предметно-развивающей среды в ДОУ Сегодня я хочу предложить рассмотреть тему: «Мини-музей как форма организации предметно-развивающей среды в ДОУ». Предметно-развивающая.

Дидактические игры по воспитанию нравственно-патриотических чувств у старших дошкольниковДидактические игры по воспитанию нравственно-патриотических чувств у старших дошкольников Курнина Любовь Владимировна воспитатель МБДОУ детский сад 54 г. Ковров. Уважаемые коллеги предлагаю вашему вниманию дидактические игры,.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Мини-музей как форма работы по воспитанию патриотических чувств
Опубликовано: 9 мая 2024 в 18:29
+50Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 15.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
23 мая. День гендерного воспитания. Передвижка «Гендерное воспитание»

Воспитание дошкольников требует гендерного подхода, но не все родители знают значение этого термина. 

22 мая. День вежливости и этикета. Передвижка «Воспитание вежливости»

Сегодняшний день посвящен важным социальным навыкам — вежливости и умению соблюдать правила этикета. 


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД