Анастасия Иванова
«Конструирование во второй младшей группе: как заинтересовать малышей». Опыт работы
▼ Скачать + Заказать документы
Конструирование создаёт необходимый фундамент всестороннего развития ребёнка. Оно способствует формированию образного мышления и чувства красоты, воображения и ловкости, внимания и целеустремлённости. Она совершенствует мелкую моторику — движения рук становятся быстрыми и ловкими. Создание построек и поделок формирует у ребёнка самостоятельность, стремление к достижению цели, креативность, воспитывает эстетические чувства. В процессе конструирования малыш получает важный опыт исследовательского поведения. Во второй младшей группе эта деятельность по-прежнему тесно связана с игрой: на построенный стульчик ребёнок сажает куклу, сложенная из бумаги бабочка порхает вместе с ним по комнате. Однако сам процесс создания построек и поделок уже более сложен, предполагает предварительное обдумывание и большее разнообразие материала.
В нашей группе в РППС создан центр «Конструирования». В нем размещены несколько видов конструктора: ЛЕГО, мягкий конструктор, пластмассовый строительный материал (кубики, шестерёнки, напольная мозаика, конструктор МОРФАН, строительные блоки из бамбуковых палочек, конструктор присоска СВИГС, конструктор «Болты и гайки», дорога. Все конструкторы находятся в доступности детей. В свободное время дети самостоятельно или подгруппой играют в конструкторы по выбору, и на свободную тематику. Также активно включаются в конструирование, по игровой ситуации созданной воспитателем.
Также в любом центре можно найти предметы конструирования:
В центре «Творчества» размещены: картон, цветная бумага, гофрированная бумага, клей, ватные палочки, ватные диски, фантики, контейнеры от киндера сюрпризов, макароны разной формы.
В центре «Сенсорного развития» имеются пазл «Цвет», «Форма», настольная мозаика двух видов, пирамидки, вкладыши геометрические фигуры.
В центре «Речевичок» у нас размещены пазл, лото, кубики «Собери сказочного героя», а также кубики для конструирования предложений.
В центре «Знакомства с родным краем» имеются матрешки, пазл «Символы России», лото «Роспись».
В центре «Экспериментирование» есть крупы, камушки, семена, шишки, кинетический песок, пластиковые трубочки.
В центре «Природы» для детей есть пазл «Время года», «Овощи – фрукты», «Что где растёт», кубики «Время года». Календарь природы представлен в виде дерева. На липучки меняется материал «Календарь природы»: погода, птицы (зимующие, перелетные, гнездо, скворечник, кормушка, листья, цветы – плоды, одежда). После прогулки дети совместно с воспитателем отмечают погоду и наблюдения.
В центре «Безопасность» имеется конструктор «Дорога», в результате работы дети развивают не только конструктивные навыки, но основы безопасности дорожного движения.
В центре «Театрализации» дети не только обыгрывают знакомые сказки, но и собирают декорации, а также некоторые «Сказки» прежде чем обыграть, необходимо собрать. С помощью воспитателя дети с удовольствием собирают героев.
В центре «Дидактические игры» находятся разнообразные пазлы. Дети с интересом собирают их.
И даже в центре «Спорта», чтобы поиграть в кольце – бросс его необходимо собрать.
Методические аспекты конструирования во второй младшей группе
Конструирование — довольно сложный вид деятельности для дошкольников, в котором можно найти связь с конструктивно-технической и художественной деятельностью взрослых. Здесь предварительно намечается план, выбирается подходящий материал и техника работы, а результат деятельности имеет целью практическое применение, для ребёнка — это игра.
В 3–4 года дети уже становятся более самостоятельными, активными умственно и физически. Благодаря этому значительно обогащаются представления малышей о предметах и явлениях окружающего мира, что необходимо для занятий конструированием.
Задачи обучения конструированию, актуальные для второй младшей группы
• Продолжать учить различать и называть основные строительные элементы (кубики и кирпичики, пластины и цилиндры).
• Формировать умение сочетать в постройках детали разных цветов.
• Учить располагать строительный материал (кирпичики и пластины) вертикально разными способами: в один ряд, по периметру четырёхугольника, по кругу.
• Побуждать создавать конструкции из разных деталей: столбики чередовать с кубиками, украшать столбики ворот трёхгранными призмами.
• Учить изменять постройки разными способами: заменой деталей или же их надстраиванием в длину или высоту (у поезда добавить вагончики, башню сделать более высокой).
• Подводить малышей к анализу созданных построек.
• Побуждать дошкольников создавать постройки по замыслу (самостоятельный выбор темы, отбор материала, учиться их обыгрывать, объединять в сюжетную игру (дорожка и домики — это улица, столик, стульчик и диван — кукольная мебель).
• Вырабатывать у детей привычку аккуратно складывать элементы в коробочку после окончания занятия или игры.
• Учить малышей преобразовывать бумажные заготовки в объёмные формы различными способами: сгибанием, разрыванием, сминанием, скручиванием.
Виды конструирования в младшей группе
При работе с воспитанниками второй младшей группы используются 2 вида конструирования:
• Техническое (или модельное) — конструирование из строительных материалов (деталей различной геометрической формы: кубики, кирпичики, бруски, пластины, цилиндры, арки) и конструктора «Лего». Таким способом ребята моделируют простейшие реальные объекты, стараясь добиваться структурного и функционального сходства (дом с крышей, ворота с плоским перекрытием или аркой, диван со спинкой и подлокотниками и т. д.). По мере накапливания опыта конструкции усложняются путём добавления новых элементов. Детали наборов представляют собой правильные геометрические тела, что позволяет с наименьшими трудностями получить постройку с пропорциональным и симметричным расположением частей.
• Художественное — это конструирование из бумаги и природного материала (в младшей группе это создание на участке построек из снега и песка). Такая деятельность уже не предполагает точных геометрических форм, поделки могут лишь отдалённо напоминать реальные предметы и объекты. Однако более ценна их эстетическая ценность: ребёнку предоставляется больше возможности для импровизации и украшения. Такие поделки не всегда имеют функциональное предназначение: к примеру, с бумажным сердечком не всегда можно поиграть, зато его можно подарить маме или повесить дома на стену, чтобы малыш мог любоваться своим творением. Создавая образ в художественном конструировании, дошкольники выражают своё отношение к нему, легко нарушая пропорции, цвет и форму (так, тело и голова птички или животного — это просто 2 круга разного размера).
Конструирование из природного материала мы практикуем не только на занятиях, но и во время прогулки. Из песка малыши лепят дорожки, горки, мосты, используя формочки и ведёрки, готовят куличики и пирожки. Зимой из снега получаются замечательные горки, снеговики, фигуры животных, крепости. Таким образом, конструирование органично вписывается в игровой процесс. Здесь же дети незаметно знакомятся со свойствами материалов: понимают, что песок бывает сыпучий и сырой, но постройки делать можно только лишь из последнего. Снег также не всегда пригоден для лепки: когда на улице слишком холодно, он рассыпается в руках, а для создания построек подходит только липкий.
Чтобы вызвать у дошкольников интерес к постройкам, мы показываем, как с ними можно играть, предоставляем ребятам подходящие игрушки, помогаем придать игре новое содержание, направить её сюжет.
Чтобы конструктивная деятельность ещё больше увлекала детей, в занятие включаем стихотворения, песенки, сказки, физкульминутки соответствующей тематики. Например, когда ребята строят широкую дорогу для грузовиков, которые повезут фрукты и овощи, можно спеть им куплет из песни «Урожайная» (музыка А. Филиппенко, слова Т. Волгиной).
При конструировании башни можно рассказать коротенькую сказочную историю про принцессу, которую злой колдун заточил в высокой башне.
При создании поделок из бумаги вначале просто знакомим малышей с этим материалом: даёт пощупать его, ощутить гладкость или шершавость. Следующий этап — выработка у дошкольников элементарных приёмов работы с бумагой: оказывается, её можно мять, складывать, скручивать, отрывать большие и маленькие кусочки. Конечно же, малышам будут интересны такие манипуляции, тем более что они сопровождаются характерными звуками.
Для многих художественных поделок мы используем универсальный шаблон — большой и маленький круг (один вырезается из другого). Большой, сложенный пополам, — это тело животного или птицы. К нему приклеивается маленький круг — голова. Далее конструкция дополняется деталями — рисуются пятна или полоски, приклеиваются глазки, усики, крылышки. В итоге получается тигр, собака, кошка, слоник, птичка и т. д.
Также можно использовать метод создания поделок из бумажных полосок разной толщины и длины. Таким способом получается солнышко, осьминог, сердечко, хвостик у птички и пр.
При создании построек из снега педагог направляет действия дошкольников — обучает их приёмам работы лопатой. Так, чтобы сделать горку, сугроб сначала утрамбовывается, а затем формируется спуск: нужно несколько раз провести лопаткой от вершины горки к её подножию.
Ключевая задача педагога, работающего с малышами 3–4 лет, — вызвать у них желание к созданию построек и поделок. Для этого наиболее приемлемой будет игровая мотивация, поскольку роль игрушки в данном возрасте ещё очень велика. Увлечённый желанием помочь или порадовать игрового персонажа ребёнок примет проблемную ситуацию, которую придумает педагог, и будет действовать в ней.
Для успешного развития дошкольников педагогу постоянно приобщать родителей к педагогическому процессу. Взаимодействие с семьёй осуществляется следующим образом: на информационном стенде размещалась консультация «Детское конструирование – что это такое?», памятка «Значение конструирования в жизни ребенка», буклет «Родителям маленьких конструкторов важно помнить…», практикум «Конструируем вместе с ребёнком», семейная копилка «Конструктор в нашей семье». Родители являются активными участниками детско – родительских творческих конкурсов «Дорога глазами детей», «Осенние фантазии», «Вместо ёлки новогодний букет». Родители приняли участие в подготовки атрибутов к новогоднему утреннику «Конфетки» (из бросового материала: втулка, фонарики из картона для танца, и в акция «Подари конструктор детям», тем самым пополнив РППС.
Таким образом, игры со строительным материалом и различными конструкторами помогут вашему ребенку развивать: мелкую моторику; пространственную ориентацию – представление о расположении предметов в пространстве и относительно друг друга; воображение; творческие способности.
Стройте и играйте вместе с детьми, доставляя им радость совместной деятельности.