Получи документы

«Конструирование во второй младшей группе: как заинтересовать малышей». Опыт работы

Анастасия Иванова
«Конструирование во второй младшей группе: как заинтересовать малышей». Опыт работы
▼ Скачать + Заказать документы

Конструирование создаёт необходимый фундамент всестороннего развития ребёнка. Оно способствует формированию образного мышления и чувства красоты, воображения и ловкости, внимания и целеустремлённости. Она совершенствует мелкую моторику — движения рук становятся быстрыми и ловкими. Создание построек и поделок формирует у ребёнка самостоятельность, стремление к достижению цели, креативность, воспитывает эстетические чувства. В процессе конструирования малыш получает важный опыт исследовательского поведения. Во второй младшей группе эта деятельность по-прежнему тесно связана с игрой: на построенный стульчик ребёнок сажает куклу, сложенная из бумаги бабочка порхает вместе с ним по комнате. Однако сам процесс создания построек и поделок уже более сложен, предполагает предварительное обдумывание и большее разнообразие материала.

В нашей группе в РППС создан центр «Конструирования». В нем размещены несколько видов конструктора: ЛЕГО, мягкий конструктор, пластмассовый строительный материал (кубики, шестерёнки, напольная мозаика, конструктор МОРФАН, строительные блоки из бамбуковых палочек, конструктор присоска СВИГС, конструктор «Болты и гайки», дорога. Все конструкторы находятся в доступности детей. В свободное время дети самостоятельно или подгруппой играют в конструкторы по выбору, и на свободную тематику. Также активно включаются в конструирование, по игровой ситуации созданной воспитателем.

Также в любом центре можно найти предметы конструирования:

В центре «Творчества» размещены: картон, цветная бумага, гофрированная бумага, клей, ватные палочки, ватные диски, фантики, контейнеры от киндера сюрпризов, макароны разной формы.

В центре «Сенсорного развития» имеются пазл «Цвет», «Форма», настольная мозаика двух видов, пирамидки, вкладыши геометрические фигуры.

В центре «Речевичок» у нас размещены пазл, лото, кубики «Собери сказочного героя», а также кубики для конструирования предложений.

В центре «Знакомства с родным краем» имеются матрешки, пазл «Символы России», лото «Роспись».

В центре «Экспериментирование» есть крупы, камушки, семена, шишки, кинетический песок, пластиковые трубочки.

В центре «Природы» для детей есть пазл «Время года», «Овощи – фрукты», «Что где растёт», кубики «Время года». Календарь природы представлен в виде дерева. На липучки меняется материал «Календарь природы»: погода, птицы (зимующие, перелетные, гнездо, скворечник, кормушка, листья, цветы – плоды, одежда). После прогулки дети совместно с воспитателем отмечают погоду и наблюдения.

В центре «Безопасность» имеется конструктор «Дорога», в результате работы дети развивают не только конструктивные навыки, но основы безопасности дорожного движения.

В центре «Театрализации» дети не только обыгрывают знакомые сказки, но и собирают декорации, а также некоторые «Сказки» прежде чем обыграть, необходимо собрать. С помощью воспитателя дети с удовольствием собирают героев.

В центре «Дидактические игры» находятся разнообразные пазлы. Дети с интересом собирают их.

И даже в центре «Спорта», чтобы поиграть в кольце – бросс его необходимо собрать.

Методические аспекты конструирования во второй младшей группе

Конструирование — довольно сложный вид деятельности для дошкольников, в котором можно найти связь с конструктивно-технической и художественной деятельностью взрослых. Здесь предварительно намечается план, выбирается подходящий материал и техника работы, а результат деятельности имеет целью практическое применение, для ребёнка — это игра.

В 3–4 года дети уже становятся более самостоятельными, активными умственно и физически. Благодаря этому значительно обогащаются представления малышей о предметах и явлениях окружающего мира, что необходимо для занятий конструированием.

Задачи обучения конструированию, актуальные для второй младшей группы

• Продолжать учить различать и называть основные строительные элементы (кубики и кирпичики, пластины и цилиндры).

• Формировать умение сочетать в постройках детали разных цветов.

• Учить располагать строительный материал (кирпичики и пластины) вертикально разными способами: в один ряд, по периметру четырёхугольника, по кругу.

• Побуждать создавать конструкции из разных деталей: столбики чередовать с кубиками, украшать столбики ворот трёхгранными призмами.

• Учить изменять постройки разными способами: заменой деталей или же их надстраиванием в длину или высоту (у поезда добавить вагончики, башню сделать более высокой).

• Подводить малышей к анализу созданных построек.

• Побуждать дошкольников создавать постройки по замыслу (самостоятельный выбор темы, отбор материала, учиться их обыгрывать, объединять в сюжетную игру (дорожка и домики — это улица, столик, стульчик и диван — кукольная мебель).

• Вырабатывать у детей привычку аккуратно складывать элементы в коробочку после окончания занятия или игры.

• Учить малышей преобразовывать бумажные заготовки в объёмные формы различными способами: сгибанием, разрыванием, сминанием, скручиванием.

Виды конструирования в младшей группе

При работе с воспитанниками второй младшей группы используются 2 вида конструирования:

• Техническое (или модельное) — конструирование из строительных материалов (деталей различной геометрической формы: кубики, кирпичики, бруски, пластины, цилиндры, арки) и конструктора «Лего». Таким способом ребята моделируют простейшие реальные объекты, стараясь добиваться структурного и функционального сходства (дом с крышей, ворота с плоским перекрытием или аркой, диван со спинкой и подлокотниками и т. д.). По мере накапливания опыта конструкции усложняются путём добавления новых элементов. Детали наборов представляют собой правильные геометрические тела, что позволяет с наименьшими трудностями получить постройку с пропорциональным и симметричным расположением частей.

• Художественное — это конструирование из бумаги и природного материала (в младшей группе это создание на участке построек из снега и песка). Такая деятельность уже не предполагает точных геометрических форм, поделки могут лишь отдалённо напоминать реальные предметы и объекты. Однако более ценна их эстетическая ценность: ребёнку предоставляется больше возможности для импровизации и украшения. Такие поделки не всегда имеют функциональное предназначение: к примеру, с бумажным сердечком не всегда можно поиграть, зато его можно подарить маме или повесить дома на стену, чтобы малыш мог любоваться своим творением. Создавая образ в художественном конструировании, дошкольники выражают своё отношение к нему, легко нарушая пропорции, цвет и форму (так, тело и голова птички или животного — это просто 2 круга разного размера).

Конструирование из природного материала мы практикуем не только на занятиях, но и во время прогулки. Из песка малыши лепят дорожки, горки, мосты, используя формочки и ведёрки, готовят куличики и пирожки. Зимой из снега получаются замечательные горки, снеговики, фигуры животных, крепости. Таким образом, конструирование органично вписывается в игровой процесс. Здесь же дети незаметно знакомятся со свойствами материалов: понимают, что песок бывает сыпучий и сырой, но постройки делать можно только лишь из последнего. Снег также не всегда пригоден для лепки: когда на улице слишком холодно, он рассыпается в руках, а для создания построек подходит только липкий.

Чтобы вызвать у дошкольников интерес к постройкам, мы показываем, как с ними можно играть, предоставляем ребятам подходящие игрушки, помогаем придать игре новое содержание, направить её сюжет.

Чтобы конструктивная деятельность ещё больше увлекала детей, в занятие включаем стихотворения, песенки, сказки, физкульминутки соответствующей тематики. Например, когда ребята строят широкую дорогу для грузовиков, которые повезут фрукты и овощи, можно спеть им куплет из песни «Урожайная» (музыка А. Филиппенко, слова Т. Волгиной).

При конструировании башни можно рассказать коротенькую сказочную историю про принцессу, которую злой колдун заточил в высокой башне.

При создании поделок из бумаги вначале просто знакомим малышей с этим материалом: даёт пощупать его, ощутить гладкость или шершавость. Следующий этап — выработка у дошкольников элементарных приёмов работы с бумагой: оказывается, её можно мять, складывать, скручивать, отрывать большие и маленькие кусочки. Конечно же, малышам будут интересны такие манипуляции, тем более что они сопровождаются характерными звуками.

Для многих художественных поделок мы используем универсальный шаблон — большой и маленький круг (один вырезается из другого). Большой, сложенный пополам, — это тело животного или птицы. К нему приклеивается маленький круг — голова. Далее конструкция дополняется деталями — рисуются пятна или полоски, приклеиваются глазки, усики, крылышки. В итоге получается тигр, собака, кошка, слоник, птичка и т. д.

Также можно использовать метод создания поделок из бумажных полосок разной толщины и длины. Таким способом получается солнышко, осьминог, сердечко, хвостик у птички и пр.

При создании построек из снега педагог направляет действия дошкольников — обучает их приёмам работы лопатой. Так, чтобы сделать горку, сугроб сначала утрамбовывается, а затем формируется спуск: нужно несколько раз провести лопаткой от вершины горки к её подножию.

Ключевая задача педагога, работающего с малышами 3–4 лет, — вызвать у них желание к созданию построек и поделок. Для этого наиболее приемлемой будет игровая мотивация, поскольку роль игрушки в данном возрасте ещё очень велика. Увлечённый желанием помочь или порадовать игрового персонажа ребёнок примет проблемную ситуацию, которую придумает педагог, и будет действовать в ней.

Для успешного развития дошкольников педагогу постоянно приобщать родителей к педагогическому процессу. Взаимодействие с семьёй осуществляется следующим образом: на информационном стенде размещалась консультация «Детское конструирование – что это такое?», памятка «Значение конструирования в жизни ребенка», буклет «Родителям маленьких конструкторов важно помнить…», практикум «Конструируем вместе с ребёнком», семейная копилка «Конструктор в нашей семье». Родители являются активными участниками детско – родительских творческих конкурсов «Дорога глазами детей», «Осенние фантазии», «Вместо ёлки новогодний букет». Родители приняли участие в подготовки атрибутов к новогоднему утреннику «Конфетки» (из бросового материала: втулка, фонарики из картона для танца, и в акция «Подари конструктор детям», тем самым пополнив РППС.

Таким образом, игры со строительным материалом и различными конструкторами помогут вашему ребенку развивать: мелкую моторику; пространственную ориентацию – представление о расположении предметов в пространстве и относительно друг друга; воображение; творческие способности.

Стройте и играйте вместе с детьми, доставляя им радость совместной деятельности.

Публикации по теме:

«Нетрадиционные техники художественного творчества» во второй младшей группе (опыт работы клубного часа)«Нетрадиционные техники художественного творчества» во второй младшей группе (опыт работы клубного часа) Цель: - развитие у детей мелкой моторики, творческих способностей, фантазии, воображения средствами нетрадиционного рисования. Задачи:.

Опыт работы «Адаптация во второй младшей группе без отрицательного эмоционального состояния»Опыт работы «Адаптация во второй младшей группе без отрицательного эмоционального состояния» Как преодолеть адаптацию детей без отрицательного эмоционального состояния при переходе во вторую младшую группу? Ребенок- это маленькое.

Фотоотчёт «Опыт работы с родителями второй младшей группы. Клуб общения»Фотоотчёт «Опыт работы с родителями второй младшей группы. Клуб общения» Цель: познакомить родителей с работой детского сада. В этом году наш детский сад встретил новых малышей. Адаптация проходит удовлетворительно.

Библиотека изображений:
Опубликовано в разделах:
Автор публикации:
«Конструирование во второй младшей группе: как заинтересовать малышей». Опыт работы
Опубликовано: 21 декабря 2024 в 14:01
+2Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация ««Конструирование во второй младшей группе: как заинтересовать малышей». Опыт работы» (включая файлы) размещена пользователем Анастасия Иванова (УИ 499415) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
Календарь
22 декабря 2024 воскресенье
Благодарим тех, кто подарил нам жизнь.
Поздравляем энергетиков с профессиональным праздником!
23 декабря 2024 понедельник
Составляем генеалогическое древо семьи!



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД