Елена Чернова
Опыт работы «Использование разных видов техник в художественном творчестве»
▼ Скачать + Заказать документы
Как известно изобразительная деятельность ребенка приобретает художественно-творческий характер по мере овладения способами изображения. Для изображения нужны ясные, отчетливые представления, а также умение выразить их в графической форме. Создавая рисунок, ребенок контролирует свои действия представлением изображаемого предмета и оценивает их.
В изобразительном искусстве под техникой понимается совокупность специальных навыков, способов и приемов, посредством которых исполняется художественное произведение. Таким образом, освоение техники детьми дошкольного возраста – самостоятельная и важная задача. В понятие, техники включается развитие глаза и руки, их согласованная деятельность. К традиционным техникам изобразительной деятельности относят те, которые чаще всего применяются в детском саду и которые доступных детям. Существует три традиционных вида художественного изобразительного творчества детей : рисование, лепка, аппликация.
Публикация «Опыт работы „Использование разных видов техник в художественном творчестве“» размещена в разделах
В своей работе использую следующие техники рисования : рисование простыми и графическими карандашами, рисование акварельными красками, работу с гуашью, рисование цветными восковыми мелками. Учу детей разным техникам так, чтобы они могли свободно ею распорядиться при решении любой задачи, наиболее полно выразить в работе свои впечатления об окружающей жизни. В доступных пределах формирую правильную технику рисования у всех детей, чтобы потом не пришлось переучивать. Особое значение придаю умелому, праздничному изображению контура, формы предметов, учу овладению линией контура, штрихом, пятном как выразительными средствами рисунка, т. к. решить эту задачу самостоятельно ребенок не может.
В лепке развиваю технику движения рук, которые позволяли бы детям преобразовывать комок глины, пластилина, получать из него разнообразные формы, создавать изображения. На занятиях учу детей овладевать отщипыванию маленьких комочков глины от большого, скатыванию прямым движением (палочки, цилиндры и т. п., кругообразным движениям (шарики, ягодки, мячи и т. д.)., расплющиванию, вытягиванию. Обучаю детей разнообразным приемам лепки пальцами, использованию стеки, лепке по частям и из целого куска. Овладение техникой лепки способствует развитию движений руки, позволяет детям передать в этом виде изобразительной деятельности разнообразные предметы действительности.
На занятиях по аппликации использую следующие техники в работе с детьми : составлению декоративного узора из разных бумажных геометрических форм, составлению изображения предмета из цветной бумаги из отдельных частей, учу изображать сюжет, вырезывать разными приемами, обрыванию. Также, работаю с детьми в технике составления изображения в стиле оригами.
Изобразительная деятельность ребенка приобретает художественно-творческий характер постепенно, в результате накопления, уточнения образов-представлений и овладения способами изображения. Продуктом художественно-творческой деятельности является выразительный образ.
Наряду с традиционными техниками использую и нетрадиционные техники в организации изобразительного творчества детей. Ведь разнообразие предоставляемых детям изобразительных материалов, отход от традиционных, привычных способов создания рисунков, поиск новых творческих решений способствует развитию детского творчества, активности, воображения. Дети любят новизну, им интересно разнообразие материалов, в результате дети получают успешный продукт деятельности. Истинная ценность нетрадиционных техник заключается не в качестве работы, а в том, что дети получают радость от самого процесса. Как известно, дети часто копируют предлагаемый им образец, нетрадиционные техники изображения позволяют избежать этого, так как педагог вместо готового образца демонстрирует лишь способ действия с нетрадиционными материалами, инструментами. Работа с нетрадиционными техниками изображения стимулируют положительную мотивацию у ребенка, вызывают радостное настроение, не утомляет. В рисовании – это рисование пальчиками, ладошками, оттиски разными предметами, рисование ватными палочками, печать листьями, монотипия, набрызг; в аппликации наряду с цветной бумагой использую салфетки, крупу, природный материал; в лепке- соленое тесто, дополнение вылепленных работ природным материалом, т. к. лепка – техника изобразительного творчества, основное назначение которой – образное отражение действительности.
Использование нетрадиционных техник в изобразительной деятельности требует повышения интереса со стороны педагогов современных дошкольных образовательных учреждений. Именно от педагога, от его заинтересованности, зависит, насколько эффективным будет использование нетрадиционных техник в практике работы с детьми. Педагоги должны обеспечить ребенку свободу творческого развития, что невозможно без внедрения в практику работы как можно большего числа нетрадиционных техник в изобразительной деятельности, а это возможно только при условии, если педагоги будут уделять изобразительной деятельности как виду образовательной деятельности больше внимания, уголки для самостоятельной художественной деятельности будут оснащаться необходимыми материалами, как требует того современное образование дошкольников.