ирина буслаева
Использование наблюдений и экспериментов в работе по экологическому воспитанию дошкольников (из опыта работы)
▼ Скачать + Заказать документы
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад комбинированного вида №411 городского округа Самара
Россия, 443107, г. Самара, пос. Мехзавод, квартал 16, д. 22
тел. :957-39-98, тел. (факс) : 957-02-73 e-mail : sad_411@mail.ru
Сообщение из опыта работы «Использование наблюдений и экспериментов в работе по экологическому воспитанию дошкольников»
Публикация «Использование наблюдений и экспериментов в работе по экологическому воспитанию дошкольников (из опыта работы)» размещена в разделах
- Воспитание детей. Материалы для педагогов
- Опыт работы, практика
- Опытно - экспериментальная деятельность
- Опыты и эксперименты. Конспекты занятий, НОД
- Экология, экологическое воспитание, природа
- Темочки
Выполнила: воспитатель Буслаева
Ирина Рафаэлевна
Самара 2022
Использование наблюдений и экспериментов в работе по экологическому воспитанию дошкольников
Люди, научившиеся наблюдениям и опытам, приобретают способность самостоятельно ставить вопросы, получать на них фактические ответы, оказываясь на более высоком умственном и нравственном уровне в сравнении с теми, кто такой школы не прошёл.
К. Е. Тимирязев
Умственное воспитание детей предусматривает развитие их мышления и речи. Мышление и речь взаимосвязаны. Углубление и совершенствование мысли непосредственно влияет на её словесное оформление, а чёткость речи делает более понятной высказанную мысль.
Вместе с развитием речи приобретаются навыки умственного труда, совершенствуется умение анализировать, рассуждать, доказывать, объяснять.
Для развития мышления и речи ребёнка необходим богатый чувственный опыт, полученный от восприятия различных предметов, мира природы, общественной жизни.
Особую роль природы в развитии логического мышления и связной речи подчёркивал К. Д. Ушинский, он считал логику природы самой доступной, наглядной и полезной для ребёнка, это — источник, благодаря которому «ум поднимается от смутных чувственных восприятий к чётким понятиям».
Умение наблюдать рождает привычку делать выводы, воспитывает логику мысли, чёткость и красоту речи. Познание природы будит «ребячьи мысли», способствует развитию творчество и самостоятельности, учит вдумчиво относиться к природе.
Своей необычностью, новизной, разнообразием природа эмоционально воздействует на ребёнка, вызывает его удивление, желание больше узнать, побуждает к передаче чувств и мыслей в речи. Каждое знакомство с природой — урок развития детского ума, творчества и чувств.
Природа предоставляет возможности для разнообразной деятельности детей, что способствует активному усвоению и использованию приобретённых знаний.
Одна из основных целей ознакомления детей с природой — это формирование начала экологической культуры дошкольников.
А одним их эффективных путей воспитания экологической культуры является организация детского экспериментирования, проведение опытов.
Разработку теоретических основ метода детского экспериментирования в дошкольных учреждениях осуществляет творческий коллектив специалистов под руководством профессора, академика Академии творческой педагогики и Российской академии образования Н. Н. Поддъякова.
Главное достоинство метода экспериментирования заключается в том, что он даёт детям реальные представления о различных сторонах изучаемого объекта, о его взаимоотношениях с другими объектами и со средой обитания.
Экспериментальная деятельность вызывает огромный интерес у детей. Это объясняется тем, что им присуще наглядно — действенное и наглядно — образное мышление, и экспериментирование, как не какой другой метод, соответствует этим возрастным особенностям. В дошкольном возрасте он является ведущим, а впервые три года — практически единственным способом познания мира.
В экологическом воспитании экспериментирование можно рассматривать как метод, близкий к идеальному. Знания, почерпнутые не из книг, а добытые самостоятельно, всегда являются осознанными и более прочными. За использование этого метода обучения выступали такие классики педагогики, как Я. А. Коменский, И. Г. Песталоцци, Ж. -Ж. Руссо, К. Д. Ушинский и многие другие.
В своей работе я использую экологическую программу С. Н. Николаевой «Юный эколог», которая, на мой взгляд, отражает основные положения и идеи современного экологического образования дошкольников. Но аспект опытов и экспериментов в познавательной деятельности с явлениями и объектами природы в данном источнике был практически не раскрыт. Поэтому наряду с ней частично использую программу «Природа наш дом» Н. А. Рыжовой.
Для того чтоб выстроить работу системно, в определённом логическом порядке, разработала комплексно — тематический план по экспериментальной деятельности для старшей и подготовительной группы. Учитывая приоритетное направление метода экспериментирования в экологическом воспитании, включила в план наблюдения, эксперименты, опыты, а так же самостоятельную деятельность детей в уголке экспериментирования.
Познавательно — исследовательская деятельность как стержневая может быть «обрамлена» другими видами деятельности. Возможны следующие сочетания:
— чтение небольшого художественного произведения, вводящего в конкретную тему, затем, собственно опыты и эксперименты;
— познавательно — исследовательская деятельность, затем продуктивная деятельность, продолжающая тему (рисование, аппликация, конструирование, лепка);
— познавательно — исследовательская деятельность, затем сюжетная игра (по мотивам путешествий по карте или «реке времени»). В играх развивается умение анализировать, выявлять взаимосвязи и взаимозависимости между предметами и их особенностями.
Занимательные игры, опыты и игры, эксперименты побуждают детей к самостоятельному поиску причин, способов действий, проявлению творчества «Назови глину», «Сделай радугу», «Игры с соломинкой», «Что в коробке?», «Когда это бывает?», «Волшебные лучи», «Мы фокусники», «Коробка с секретом» и другие.
Содержание своей работы реализую в следующих блоках педагогического процесса:
— совместная деятельность педагога с детьми;
— свободная самостоятельная деятельность детей.
Блок совместной деятельности взрослого с детьми является, на мой взгляд, основным в формировании у детей опытно-исследовательских навыков. К этому блоку относятся опыты и эксперименты, игры — путешествия, игры — эксперименты, игры — опыты. Также я отношу к этому блоку реализуемые совместно с родителями проекты. Именно совместная содержательная деятельность взрослого и ребенка является своего рода школой передачи социального опыта в сфере влиянии неживой природы на все живое.
Планирование свободной самостоятельной деятельности детей предполагает в первую очередь создание педагогом условий, которые способствуют этой самостоятельной деятельности. Для этой цели в группе организована «Детская мини — лаборатория» В неё помещена картотека опытов, конспекты опытов по освоению детьми окружающего мира. Конспекты оформлены в виде таблицы, в которой указаны цели, содержание и вывод.
При помощи оборудования хранящегося в лаборатории дети имеют возможность проводить простейшие опыты с водой, воздухом, песком, глиной, магнитами, камнями. Совместно с детьми пополняем лабораторию разными материалами, собранными в процессе наблюдений на прогулке : песком, глиной, почвой, камнями, веточками, корой разных деревьев, гербариями листьев и цветов, семенами растений.
В своей работе использую как традиционные методы, так и инновационные.
Наглядные (наблюдения, экскурсии, иллюстрации, просмотр диафильмов о природе).
Словесные (беседы, чтение художественной литературы о природе, использование фольклорных материалов).
Практические (игры — эксперименты, игры-опыты).
Метод игрового проблемного обучения заключается в проигрывании в совместной деятельности с детьми проблемных ситуаций, которые стимулируют познавательную активность детей и приучают их к самостоятельному поиску решений проблемы.
Общеизвестно, что 80% черт характера ребёнка закладывается в семье. Без помощи семьи успеха в работе добиться довольно сложно. Я привлекаю родителей к разным видам совместной деятельности. Например, предложила родителям понаблюдать дома вместе с ребёнком за растениями, птицами, природой. Если в доме есть аквариум, предлагаю понаблюдать за рыбками, если есть домашние питомцы: кошка или собака, предлагаю понаблюдать за ними, за их поведением, повадками. Во время наблюдения предлагается ответить на вопросы, которые помогут, например, увидеть своего питомца в различных эмоциональных состояниях. Итогом данных наблюдений, стало оформление замечательной книги «Мой домашний любимец». В неё вошли рисунки, фотографии, рассказы детей о тех, кого они приручили, за кого теперь в ответе.
В нашей группе создан специальный фонд материалов, обеспечивающий работу родителей с ребёнком в домашних условиях. Сюда относится цикл домашних наблюдений за растениями и животными, картотека проведения опытов в домашних условиях, библиотечка книг о природе для семейного чтения, дидактические игры экологического содержания, природный материал для изготовления поделок в домашних условиях. Родители с удовольствием пользуются созданным фондом, что способствует воспитанию экологической культуры у детей.
Считаю, что такие формы работы сближают родителей и детей, способствуют установлению тесных контактов между ними и являются одним из условий успешного воспитания основ экологической культуры.
Использование наблюдений и экспериментов в работе по экологическому воспитанию дошкольников приводит к следующим результатам:
— у ребят повысился познавательный интерес к природе, повысилась потребность общения с ней;
— заметно повысилось экологическое сознание детей; большинство из них могут оценить поведение человека в природе, высказать своё суждение;
— в ходе наблюдений при близком общении с природой, у ребят стали более развиты эстетические и этические чувства, что способствует осознанию ценности природы, эстетическому к ней отношению, духовному обогащению личности.
Ведущим личностным достижением моих воспитанников становится подлинно гуманное отношение к величайшей ценности — Природе.