Ирина Воробьева
Сообщение из опыта работы «Развитие речи дошкольников в игровой деятельности»
▼ Скачать + Заказать документы
Сообщение из опыта работы
«Развитие речи дошкольников в игровой деятельности»
воспитателя МБДОУ д/с №25 «Родничок»
Полянской Ирины Александровны
Любой из нас пришёл на свет на этот
Творить добро, надеяться, любить,
Смеяться, плакать, но при всём при этом
Должны мы научиться ГОВОРИТЬ.
Темочки:
- Консультации для педагогов и воспитателей
- Опыт работы, практика
- Развитие детей. Материалы для педагогов
- Развитие речи. Консультации для педагогов
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Темочки
Овладение родным языком, развитие речи является одним из самых важных приобретений ребенка в дошкольном детстве.
Исследования отечественных психологов доказали, что овладение речью не просто что-то добавляет к развитию ребенка, а перестраивает всю его деятельность.
Наши дети выросли и им скоро идти в школу. Очень важно, чтобы ребенок пришел в школу с хорошо развитой речью. Это намного облегчит ему учебный процесс и снимет многие проблемы общения его с учителем.
Седьмой год жизни – это последний этап формирования его устной речи. В нашей группе не все дети имеют одинаковый уровень речевого развития, но хочется отметить что детей с низким уровнем речевого развития нет : есть ребята, у которых имеются небольшие проблемы с правильным звукопроизношением, что в школе станет настоящей бедой при письме слов: также некоторые ребята не умеют определять место звука в слове; одни правильно произносят слова, могут высказать свою просьбу, общаются друг с другом, слушают и понимают заданный вопрос, и могут на него ответить. Другие говорят все еще недостаточно отчетливо, неправильно произносят слова, затрудняются из-за скудности словарного запаса в подборе слов для словосочетаний. Логически мыслить и связно выражать свои мысли.
И поэтому главным результатом работы по развитию речевой активности детей я считаю
– стремление детей выражать свои мысли в словесной форме,
-развитие лексической стороны речи (обогащение и активизация словарного запаса детей) ;
-развитие и совершенствование звуковой культуры речи развитие фонематического слуха, закрепление произношения звуков родного языка, чёткое произнесение слов и предложений;
-развитие, умение образовывать разные формы одного и того же слова, согласовывать различные части речи вроде, числе и падеже,
-развитие связной речи.
Важнейшей предпосылкой совершенствования речевой деятельности дошкольников является создание эмоционально благоприятной ситуации, которая способствует возникновению желания активно участвовать в речевом общении. И именно игра помогает создать такие ситуации, в которых даже самые необщительные и скованные дети вступают в речевое общение и раскрываются. Известный всем нам писатель Джанни Родари утверждал, что «именно в игре ребёнок свободно владеет речью, говорит то, что думает, а не то, что надо. Не поучать и обучать, а играть с ним, фантазировать, сочинять, придумывать – вот, что необходимо ребёнку»
В своей работе я стараюсь использовать как можно больше дидактических игр, так как они включают решение всех задач речевого развития. Они закрепляют и уточняют словарь, изменения и образование слов, упражняют в составлении связных высказываний, развивают объяснительную речь.
Настольно-печатные игры – интересное занятие для детей. Играя, дети учатся находить характерные признаки в предметах и явлениях окружающего мира, сравнивать, группировать, классифицировать предметы по определенным признакам, делать правильные выводы, обобщения. Стараюсь, чтобы дети словами объясняли свои действия в игре. Эти игры проводятся в группе ежедневно, самостоятельно дети могут играть в течении дня.
Игра «Звонкий-глухой»
Игра «Назови одним словом»
Игра «Ребусы»
Игра «Читаем и составляем слова»
Игра «Развиваем речь»
Игра «Из чего мы сделаны»
Игра «Подбери слова к рассказу»
Игра «Кто как устроен»
Игра «Противоположности»
Игра «Прочитай по первым буквам»
В играх с предметами используются игрушки и реальные предметы. Ценность этих игр в том, что с их помощью дети знакомятся со свойствами предметов и их признаками: цветом, величиной, формой, качеством, решаются задачи на сравнение, классификацию.
«В развитии мышления и речи детей, особое место отводится движениям руки. Руки дают человеку голову, затем поумневшая голова учит руки, а умелые руки способствуют развитию речи».
И. П. Павлова
Пальчиковым играм мы уделяем ежедневно несколько минут времени, как в свободной деятельности, так и на всех видах занятий. Это можно и начинать занятия с «пальчиковых игр», чтобы размять пальчики, активизировать моторику рук для успешного выполнения детьми различных заданий. Для этих игр я использую музыкальные пальчиковые игры.
Для формирования диалогической речи я использую различные виды театра. В процессе театрализованной игры незаметно активизируется словарь ребенка, совершенствуется звуковая культура его речи, ее интонационный строй. Исполняемая роль, произносимые реплики ставят ребенка перед необходимостью ясно, четко, понятно изъясняться. У него улучшается монологическая и диалогическая речь, ее грамматический строй. Театрализованные игры можно разделить на две основные: игры драматизации и режиссерские. / В играх-драматизациях ребенок, исполняя роль в качестве «артиста», самостоятельно создает образ с помощью комплекса средств вербальной и невербальной выразительности.
В режиссерской игре «артистами» являются игрушки или их заместители, а ребенок, организуя деятельность как «сценарист и режиссер» управляет артистами, «озвучивая» героев и комментируя сюжет, он использует разные средства вербальной выразительности. Виды режиссерских игр определяются в соответствии с разнообразием театров, используемых в детском саду: настольный, плоскостной и объемный, кукольный (бибабо, пальчиковый) и т. д
Много играем в сюжетно ролевые игры, так как сюжетно-ролевая игра развивает не только связную речь, а также накапливает знание, развивает мышление и память, воспитывается творческое воображение ребенка, способствует обогащению и активизации словаря детей /«Назови игру»- магазин, парикмахерская, кафе; «Назови инструменты» - стетоскоп, бинт, рецепт, шприц; «Какой официант?» - добрый, внимательный, вежливый; Что делает парикмахер – стрижет, смывает, расчесывает/
Таким образом в процессе работы в течении года произошёл существенный рост в развитии речевой активности детей. Дети овладели речевыми умениями, научились самостоятельно придумывать сказки, и рассказы, пользоваться разнообразными средствами выразительности, аргументировано, доказывать своё мнение. Многие могут заменить ошибки сверстников и исправить их. У всех значительно обогатился словарный запас, дети безошибочно пользуются обобщающими словами и понятиями. Речь стала более грамотная и выразительная. Повысилась звуковая культура речи, в большинстве своём дети правильно дают характеристику звукам.