Ирина Воробьева
Сообщение из опыта работы «Развитие речи дошкольников в игровой деятельности»
▼ Скачать + Заказать документы
Сообщение из опыта работы
«Развитие речи дошкольников в игровой деятельности»
воспитателя МБДОУ д/с №25 «Родничок»
Полянской Ирины Александровны
Любой из нас пришёл на свет на этот
Творить добро, надеяться, любить,
Смеяться, плакать, но при всём при этом
Должны мы научиться ГОВОРИТЬ.
Публикация «Сообщение из опыта работы „Развитие речи дошкольников в игровой деятельности“» размещена в разделах
- Опыт работы, практика
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Темочки
Овладение родным языком, развитие речи является одним из самых важных приобретений ребенка в дошкольном детстве.
Исследования отечественных психологов доказали, что овладение речью не просто что-то добавляет к развитию ребенка, а перестраивает всю его деятельность.
Наши дети выросли и им скоро идти в школу. Очень важно, чтобы ребенок пришел в школу с хорошо развитой речью. Это намного облегчит ему учебный процесс и снимет многие проблемы общения его с учителем.
Седьмой год жизни – это последний этап формирования его устной речи. В нашей группе не все дети имеют одинаковый уровень речевого развития, но хочется отметить что детей с низким уровнем речевого развития нет : есть ребята, у которых имеются небольшие проблемы с правильным звукопроизношением, что в школе станет настоящей бедой при письме слов: также некоторые ребята не умеют определять место звука в слове; одни правильно произносят слова, могут высказать свою просьбу, общаются друг с другом, слушают и понимают заданный вопрос, и могут на него ответить. Другие говорят все еще недостаточно отчетливо, неправильно произносят слова, затрудняются из-за скудности словарного запаса в подборе слов для словосочетаний. Логически мыслить и связно выражать свои мысли.
И поэтому главным результатом работы по развитию речевой активности детей я считаю
– стремление детей выражать свои мысли в словесной форме,
-развитие лексической стороны речи (обогащение и активизация словарного запаса детей) ;
-развитие и совершенствование звуковой культуры речи развитие фонематического слуха, закрепление произношения звуков родного языка, чёткое произнесение слов и предложений;
-развитие, умение образовывать разные формы одного и того же слова, согласовывать различные части речи вроде, числе и падеже,
-развитие связной речи.
Важнейшей предпосылкой совершенствования речевой деятельности дошкольников является создание эмоционально благоприятной ситуации, которая способствует возникновению желания активно участвовать в речевом общении. И именно игра помогает создать такие ситуации, в которых даже самые необщительные и скованные дети вступают в речевое общение и раскрываются. Известный всем нам писатель Джанни Родари утверждал, что «именно в игре ребёнок свободно владеет речью, говорит то, что думает, а не то, что надо. Не поучать и обучать, а играть с ним, фантазировать, сочинять, придумывать – вот, что необходимо ребёнку»
В своей работе я стараюсь использовать как можно больше дидактических игр, так как они включают решение всех задач речевого развития. Они закрепляют и уточняют словарь, изменения и образование слов, упражняют в составлении связных высказываний, развивают объяснительную речь.
Настольно-печатные игры – интересное занятие для детей. Играя, дети учатся находить характерные признаки в предметах и явлениях окружающего мира, сравнивать, группировать, классифицировать предметы по определенным признакам, делать правильные выводы, обобщения. Стараюсь, чтобы дети словами объясняли свои действия в игре. Эти игры проводятся в группе ежедневно, самостоятельно дети могут играть в течении дня.
Игра «Звонкий-глухой»
Игра «Назови одним словом»
Игра «Ребусы»
Игра «Читаем и составляем слова»
Игра «Развиваем речь»
Игра «Из чего мы сделаны»
Игра «Подбери слова к рассказу»
Игра «Кто как устроен»
Игра «Противоположности»
Игра «Прочитай по первым буквам»
В играх с предметами используются игрушки и реальные предметы. Ценность этих игр в том, что с их помощью дети знакомятся со свойствами предметов и их признаками: цветом, величиной, формой, качеством, решаются задачи на сравнение, классификацию.
«В развитии мышления и речи детей, особое место отводится движениям руки. Руки дают человеку голову, затем поумневшая голова учит руки, а умелые руки способствуют развитию речи».
И. П. Павлова
Пальчиковым играм мы уделяем ежедневно несколько минут времени, как в свободной деятельности, так и на всех видах занятий. Это можно и начинать занятия с «пальчиковых игр», чтобы размять пальчики, активизировать моторику рук для успешного выполнения детьми различных заданий. Для этих игр я использую музыкальные пальчиковые игры.
Для формирования диалогической речи я использую различные виды театра. В процессе театрализованной игры незаметно активизируется словарь ребенка, совершенствуется звуковая культура его речи, ее интонационный строй. Исполняемая роль, произносимые реплики ставят ребенка перед необходимостью ясно, четко, понятно изъясняться. У него улучшается монологическая и диалогическая речь, ее грамматический строй. Театрализованные игры можно разделить на две основные: игры драматизации и режиссерские. / В играх-драматизациях ребенок, исполняя роль в качестве «артиста», самостоятельно создает образ с помощью комплекса средств вербальной и невербальной выразительности.
В режиссерской игре «артистами» являются игрушки или их заместители, а ребенок, организуя деятельность как «сценарист и режиссер» управляет артистами, «озвучивая» героев и комментируя сюжет, он использует разные средства вербальной выразительности. Виды режиссерских игр определяются в соответствии с разнообразием театров, используемых в детском саду: настольный, плоскостной и объемный, кукольный (бибабо, пальчиковый) и т. д
Много играем в сюжетно ролевые игры, так как сюжетно-ролевая игра развивает не только связную речь, а также накапливает знание, развивает мышление и память, воспитывается творческое воображение ребенка, способствует обогащению и активизации словаря детей /«Назови игру»- магазин, парикмахерская, кафе; «Назови инструменты» - стетоскоп, бинт, рецепт, шприц; «Какой официант?» - добрый, внимательный, вежливый; Что делает парикмахер – стрижет, смывает, расчесывает/
Таким образом в процессе работы в течении года произошёл существенный рост в развитии речевой активности детей. Дети овладели речевыми умениями, научились самостоятельно придумывать сказки, и рассказы, пользоваться разнообразными средствами выразительности, аргументировано, доказывать своё мнение. Многие могут заменить ошибки сверстников и исправить их. У всех значительно обогатился словарный запас, дети безошибочно пользуются обобщающими словами и понятиями. Речь стала более грамотная и выразительная. Повысилась звуковая культура речи, в большинстве своём дети правильно дают характеристику звукам.