Папки-передвижки

Сообщение из опыта работы «Развитие речи дошкольников в игровой деятельности»

Ирина Воробьева
Сообщение из опыта работы «Развитие речи дошкольников в игровой деятельности»
▼ Скачать + Заказать документы

Сообщение из опыта работы

«Развитие речи дошкольников в игровой деятельности»

воспитателя МБДОУ д/с №25 «Родничок»

Полянской Ирины Александровны

Любой из нас пришёл на свет на этот

Творить добро, надеяться, любить,

Смеяться, плакать, но при всём при этом

Должны мы научиться ГОВОРИТЬ.

Темочки:

Овладение родным языком, развитие речи является одним из самых важных приобретений ребенка в дошкольном детстве.

Исследования отечественных психологов доказали, что овладение речью не просто что-то добавляет к развитию ребенка, а перестраивает всю его деятельность.

Наши дети выросли и им скоро идти в школу. Очень важно, чтобы ребенок пришел в школу с хорошо развитой речью. Это намного облегчит ему учебный процесс и снимет многие проблемы общения его с учителем.

Седьмой год жизни – это последний этап формирования его устной речи. В нашей группе не все дети имеют одинаковый уровень речевого развития, но хочется отметить что детей с низким уровнем речевого развития нет : есть ребята, у которых имеются небольшие проблемы с правильным звукопроизношением, что в школе станет настоящей бедой при письме слов: также некоторые ребята не умеют определять место звука в слове; одни правильно произносят слова, могут высказать свою просьбу, общаются друг с другом, слушают и понимают заданный вопрос, и могут на него ответить. Другие говорят все еще недостаточно отчетливо, неправильно произносят слова, затрудняются из-за скудности словарного запаса в подборе слов для словосочетаний. Логически мыслить и связно выражать свои мысли.

И поэтому главным результатом работы по развитию речевой активности детей я считаю

– стремление детей выражать свои мысли в словесной форме,

-развитие лексической стороны речи (обогащение и активизация словарного запаса детей) ;

-развитие и совершенствование звуковой культуры речи развитие фонематического слуха, закрепление произношения звуков родного языка, чёткое произнесение слов и предложений;

-развитие, умение образовывать разные формы одного и того же слова, согласовывать различные части речи вроде, числе и падеже,

-развитие связной речи.

Важнейшей предпосылкой совершенствования речевой деятельности дошкольников является создание эмоционально благоприятной ситуации, которая способствует возникновению желания активно участвовать в речевом общении. И именно игра помогает создать такие ситуации, в которых даже самые необщительные и скованные дети вступают в речевое общение и раскрываются. Известный всем нам писатель Джанни Родари утверждал, что «именно в игре ребёнок свободно владеет речью, говорит то, что думает, а не то, что надо. Не поучать и обучать, а играть с ним, фантазировать, сочинять, придумывать – вот, что необходимо ребёнку»

В своей работе я стараюсь использовать как можно больше дидактических игр, так как они включают решение всех задач речевого развития. Они закрепляют и уточняют словарь, изменения и образование слов, упражняют в составлении связных высказываний, развивают объяснительную речь.

Настольно-печатные игры – интересное занятие для детей. Играя, дети учатся находить характерные признаки в предметах и явлениях окружающего мира, сравнивать, группировать, классифицировать предметы по определенным признакам, делать правильные выводы, обобщения. Стараюсь, чтобы дети словами объясняли свои действия в игре. Эти игры проводятся в группе ежедневно, самостоятельно дети могут играть в течении дня.

Игра «Звонкий-глухой»

Игра «Назови одним словом»

Игра «Ребусы»

Игра «Читаем и составляем слова»

Игра «Развиваем речь»

Игра «Из чего мы сделаны»

Игра «Подбери слова к рассказу»

Игра «Кто как устроен»

Игра «Противоположности»

Игра «Прочитай по первым буквам»

В играх с предметами используются игрушки и реальные предметы. Ценность этих игр в том, что с их помощью дети знакомятся со свойствами предметов и их признаками: цветом, величиной, формой, качеством, решаются задачи на сравнение, классификацию.

«В развитии мышления и речи детей, особое место отводится движениям руки. Руки дают человеку голову, затем поумневшая голова учит руки, а умелые руки способствуют развитию речи».

И. П. Павлова

Пальчиковым играм мы уделяем ежедневно несколько минут времени, как в свободной деятельности, так и на всех видах занятий. Это можно и начинать занятия с «пальчиковых игр», чтобы размять пальчики, активизировать моторику рук для успешного выполнения детьми различных заданий. Для этих игр я использую музыкальные пальчиковые игры.

Для формирования диалогической речи я использую различные виды театра. В процессе театрализованной игры незаметно активизируется словарь ребенка, совершенствуется звуковая культура его речи, ее интонационный строй. Исполняемая роль, произносимые реплики ставят ребенка перед необходимостью ясно, четко, понятно изъясняться. У него улучшается монологическая и диалогическая речь, ее грамматический строй. Театрализованные игры можно разделить на две основные: игры драматизации и режиссерские. / В играх-драматизациях ребенок, исполняя роль в качестве «артиста», самостоятельно создает образ с помощью комплекса средств вербальной и невербальной выразительности.

В режиссерской игре «артистами» являются игрушки или их заместители, а ребенок, организуя деятельность как «сценарист и режиссер» управляет артистами, «озвучивая» героев и комментируя сюжет, он использует разные средства вербальной выразительности. Виды режиссерских игр определяются в соответствии с разнообразием театров, используемых в детском саду: настольный, плоскостной и объемный, кукольный (бибабо, пальчиковый) и т. д

Много играем в сюжетно ролевые игры, так как сюжетно-ролевая игра развивает не только связную речь, а также накапливает знание, развивает мышление и память, воспитывается творческое воображение ребенка, способствует обогащению и активизации словаря детей /«Назови игру»- магазин, парикмахерская, кафе; «Назови инструменты» - стетоскоп, бинт, рецепт, шприц; «Какой официант?» - добрый, внимательный, вежливый; Что делает парикмахер – стрижет, смывает, расчесывает/

Таким образом в процессе работы в течении года произошёл существенный рост в развитии речевой активности детей. Дети овладели речевыми умениями, научились самостоятельно придумывать сказки, и рассказы, пользоваться разнообразными средствами выразительности, аргументировано, доказывать своё мнение. Многие могут заменить ошибки сверстников и исправить их. У всех значительно обогатился словарный запас, дети безошибочно пользуются обобщающими словами и понятиями. Речь стала более грамотная и выразительная. Повысилась звуковая культура речи, в большинстве своём дети правильно дают характеристику звукам.

Публикации по теме:

План педагогического совета «Развитие речи детей дошкольного возраста» Цель педсовета: • Повышение эффективности и профессионального уровня педагогов в работе с детьми по развитию связной речи. • В игровой форме.

Презентация к педагогическому совету на тему: «Развитие речи детей дошкольного возраста» Цель педсовета: • Повышение эффективности и профессионального уровня педагогов в работе с детьми по развитию связной речи. • В игровой форме.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Сообщение из опыта работы «Развитие речи дошкольников в игровой деятельности»
Опубликовано: 12 апреля 2014 в 19:02
+45Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Сообщение из опыта работы «Развитие речи дошкольников в игровой деятельности»» (включая файлы) размещена пользователем Ирина Воробьева (УИ 6923) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 38.
Для просмотра комментариев
Календарь
19 января 2025 воскресенье
Всемирный день снега и день зимних видов спорта!
С Крещением!
Какой ваш любимый зимний вид спорта?
20 января 2025 понедельник
Черно-белые пингвины — удивительный народ!
Всероссийская акция «Серая шейка» - считаем уток вместе с детьми!



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД