Гусева Марина Сергеевна
Сообщение из опыта работы «Формирование аналитико-синтетической активности как предпосылки к обучению грамоте»
▼ Скачать + Заказать документы
Сообщение из опыта работы :
«Формирование аналитико-синтетической активности как предпосылки обучения грамоте»
Согласно ФГОС ДОв образовательных организациях дошкольного образования, с одной стороны, должно быть обеспечено «сохранение уникальности и самоценности детства как важного этапа в общем развитии человека». С другой стороны, на этапе завершения дошкольного образования должны быть достигнуты целевые ориентиры, предполагающие формирование у детей предпосылок учебной деятельности, одной из которых является звуковая аналитико-синтетическая активность. В соответствии с ФГОС ДО формирование аналитико-синтетической активности в нашем ДОУ обеспечено в рамках образовательной области «Речевое развитие».
Публикация «Сообщение из опыта работы „Формирование аналитико-синтетической активности как предпосылки к обучению грамоте“» размещена в разделах
В практике работы с дошкольниками используемпоследовательность работы по формированиюаналитико-синтетической активности, представленную на слайде.
Готовность к звуковому анализу и синтезу формируется в процессе развития устной речи на протяжении всего дошкольного возраста.
Работа с детьми складывается из двух частей: 1) овладение звуковой стороной речи и ориентировка в ней (3–5 лет); 2) освоение знаковой системы языка (5–7 лет).
Расскажу об опыте своей работы по данному направлению более подробно по возрастам.
Младший дошкольный возраст 3-4 года
На данном этапе обучения выделены три задачи, представленные на слайде, которые решаются комплексно в течение года.
Игры «Подскажи словечко» приучают детей подбирать слова не просто близкие по звучанию, но и подходящие по смыслу; способствуют развитию фонематического слуха, произношению заданного звука в словах.
Задания «Найди похожие картинки», «Найди различия в двух похожих рисунках» способствуют развитию умения сравнивать, анализировать, распределять и переключать внимание.
Сюжетные рисунки помогают ребенку лучше понять и запомнить содержание стихотворения. Не каждый дошкольник может запомнить стихотворный текст на занятии, поэтому привлекаю родителей к тому, чтобы они повторяли стихотворение дома с детьми.
Тематиказагадокдля детей 3-4 лет, включаемых в занятия, ограничена и определяется жизненным опытом и знаниями о предметах окружающего мира : игрушки, овощи, фрукты, домашние и дикие животные.
На всех статических занятиях проводятся физкультминутки (упражнения, направленные на развитие общей моторики, двигательных функций рук, зрительно-моторной координации.
Задания по развитию графических навыков с целью подготовки руки ребенка к письму («Проведи дорожку», «Обведи», «Соедини») создают основу произвольности движений пальцев рук для последующего овладения навыками письма.
Опыт работы свидетельствует, что благодаря такой работе, к концу года у детей значительно повышается уровень знаний о звуковой стороне слова и создаются предпосылки для перехода к следующему этапу обучения - развитию фонематического слуха.
Средний дошкольный возраст (4-5 лет)
На этом этапе обучения выделяю три задачи, которые решаются также комплексно. Они представлены на слайде.
Работа по формированию аналитико-синтетической активности в этом возрасте способствует не только развитию фонематического слуха, но и правильному произношению звуков.
В игровой ситуации предлагаю различить на слух «песенку большого мотора» «р-р-р» и «песенку маленького мотора» — «рь-рь-рь»; «песенку большого комара» — «з-з-з» и «песенку маленького комара» — «зь-зь-зь», дети знакомятся с понятием твердых и мягких звуков. Для успешного решения задачи широко использую различный словесный материал: стихи, загадки, игры «Подскажи словечко», «Звуки поменялись местами», «Звукпотерялся», «Закончи предложение».
В потешках, стихотворениях для разучивания изучаемый звуквстречается чаще других, что позволяет услышать этот звук, способствует его лучшему произношению. Заучивать стихотворения предлагаю с опорой на сюжетный рисунок, помогающийлучше понять и запомнить содержание.
Как и в предыдущей группе, широко используются загадки,содержание и тематика которых значительно расширяются, - это загадки о транспорте, животных, птицах, о предметахокружающего мира и др.
Использование индивидуальных раздаточных материалов ребенком 4–5 лет позволяет начать работу по формированию элементарных навыковсамоконтроля и самооценки выполненной работы. С этойцелью на каждом листе с заданием в правом нижнем углу нарисован шарик. Ребенок должен раскрасить его взеленый цвет, если все задания выполнены правильно; в красный - если задания выполнены неправильно.
В занятия с детьми 4-5 лет мною включены задания по подготовке руки ребенка кписьму:«Дорисуй иголки ежику, водичку из душа, ручку кзонтику, листочки к ветке» и т. д. Первые задания выполняются фломастерами:письмо ими не требует сильного нажатия, а линии получаютсяотчетливыми.
К концу года даю упражнения на штриховку, которыевызывают у детей определенные трудности, но по мере выполнения заданий навыки дошкольников совершенствуются.
Старший дошкольный возраст (5-6 лет)
Основные задачи этого этапа обучения представлены на слайде.
В этой группе знакомлю детей с графическимизображением звуков. Затемдетям показываю букву, обозначающую изучаемый звук.
Главное на этом этапе — научить ребенка не путать понятия «звук» и «буква» : звук мы слышим и произносим, букву видими пишем.
Дошкольникам демонстрирую образное изображениебуквы и веселое стихотворение о ней, затем ее печатное изображение, что помогает лучше запомнить букву.
Продолжаю давать задания на соединение, штриховку,что также способствует подготовке руки ребенка к письму.
По мере ознакомления с буквами учу читать слоги, состоящие из пройденных букв. При ознакомлении со звуками и буквами всегда даю изображение нескольких предметов, в названиях которых изучаемый звук (буква) находится и в начале слова, и в середине, ив конце (дети понимают, что звук-буква может встречаться не только в одном слове и в одном месте).
Одновременно начинается работа над ударением, котороеобъединяет слово в единое целое. Правильно выделенное ударение при чтении позволит детям преодолеть послоговое произнесение слов и перейти к чтению словами.
Начинаем обучение выделению ударного слога сдвусложных слов с ударением на первом слоге (мишка, каша,потом переходить к словам с ударением на втором слоге (лиса, коза).
Подготовительная к школе группа (6-7 лет)
Основные задачи этого этапа обучения представлены на экране.
Одновременному решению задач речевого развития детей способствуют художественные произведения, представленные разными жанрами.
1. Пословицы и поговорки, заключающие в себе ясную, четкую, краткую мысль. ( Пример:Возьми книгу в руки — и не будет скуки. Сердце матери лучше солнца греет).
2. Рассказы К. Ушинского, В. Даля, Н. Сладкова способствуютне только расширению знаний и представлений об окружающем, но и воспитанию любви к художественному слову, обогащению словаря ребенка, использованию в речи различных выразительных средств языка: эпитетов, метафор, сравнений (веселыевесенние ручьи; увлекательное путешествие по неизведаннойреке; подул холодный ветер, посыпался частый дождь).
Осознанности чтения и письма способствуют следующие задания: