Лучший педагог года

Сообщение из опыта работы «Формирование аналитико-синтетической активности как предпосылки к обучению грамоте»

Гусева Марина Сергеевна
Сообщение из опыта работы «Формирование аналитико-синтетической активности как предпосылки к обучению грамоте»
▼ Скачать + Заказать документы

Сообщение из опыта работы :

«Формирование аналитико-синтетической активности как предпосылки обучения грамоте»

Согласно ФГОС ДОв образовательных организациях дошкольного образования, с одной стороны, должно быть обеспечено «сохранение уникальности и самоценности детства как важного этапа в общем развитии человека». С другой стороны, на этапе завершения дошкольного образования должны быть достигнуты целевые ориентиры, предполагающие формирование у детей предпосылок учебной деятельности, одной из которых является звуковая аналитико-синтетическая активность. В соответствии с ФГОС ДО формирование аналитико-синтетической активности в нашем ДОУ обеспечено в рамках образовательной области «Речевое развитие».

Публикация «Сообщение из опыта работы „Формирование аналитико-синтетической активности как предпосылки к обучению грамоте“» размещена в разделах

В практике работы с дошкольниками используемпоследовательность работы по формированиюаналитико-синтетической активности, представленную на слайде.

Готовность к звуковому анализу и синтезу формируется в процессе развития устной речи на протяжении всего дошкольного возраста.

Работа с детьми складывается из двух частей: 1) овладение звуковой стороной речи и ориентировка в ней (3–5 лет); 2) освоение знаковой системы языка (5–7 лет).

Расскажу об опыте своей работы по данному направлению более подробно по возрастам.

Младший дошкольный возраст 3-4 года

На данном этапе обучения выделены три задачи, представленные на слайде, которые решаются комплексно в течение года.

Игры «Подскажи словечко» приучают детей подбирать слова не просто близкие по звучанию, но и подходящие по смыслу; способствуют развитию фонематического слуха, произношению заданного звука в словах.

Задания «Найди похожие картинки», «Найди различия в двух похожих рисунках» способствуют развитию умения сравнивать, анализировать, распределять и переключать внимание.

Сюжетные рисунки помогают ребенку лучше понять и запомнить содержание стихотворения. Не каждый дошкольник может запомнить стихотворный текст на занятии, поэтому привлекаю родителей к тому, чтобы они повторяли стихотворение дома с детьми.

Тематиказагадокдля детей 3-4 лет, включаемых в занятия, ограничена и определяется жизненным опытом и знаниями о предметах окружающего мира : игрушки, овощи, фрукты, домашние и дикие животные.

На всех статических занятиях проводятся физкультминутки (упражнения, направленные на развитие общей моторики, двигательных функций рук, зрительно-моторной координации.

Задания по развитию графических навыков с целью подготовки руки ребенка к письму («Проведи дорожку», «Обведи», «Соедини») создают основу произвольности движений пальцев рук для последующего овладения навыками письма.

Опыт работы свидетельствует, что благодаря такой работе, к концу года у детей значительно повышается уровень знаний о звуковой стороне слова и создаются предпосылки для перехода к следующему этапу обучения - развитию фонематического слуха.

Средний дошкольный возраст (4-5 лет)

На этом этапе обучения выделяю три задачи, которые решаются также комплексно. Они представлены на слайде.

Работа по формированию аналитико-синтетической активности в этом возрасте способствует не только развитию фонематического слуха, но и правильному произношению звуков.

В игровой ситуации предлагаю различить на слух «песенку большого мотора» «р-р-р» и «песенку маленького мотора»«рь-рь-рь»; «песенку большого комара»«з-з-з» и «песенку маленького комара»«зь-зь-зь», дети знакомятся с понятием твердых и мягких звуков. Для успешного решения задачи широко использую различный словесный материал: стихи, загадки, игры «Подскажи словечко», «Звуки поменялись местами», «Звукпотерялся», «Закончи предложение».

В потешках, стихотворениях для разучивания изучаемый звуквстречается чаще других, что позволяет услышать этот звук, способствует его лучшему произношению. Заучивать стихотворения предлагаю с опорой на сюжетный рисунок, помогающийлучше понять и запомнить содержание.

Как и в предыдущей группе, широко используются загадки,содержание и тематика которых значительно расширяются, - это загадки о транспорте, животных, птицах, о предметахокружающего мира и др.

Использование индивидуальных раздаточных материалов ребенком 4–5 лет позволяет начать работу по формированию элементарных навыковсамоконтроля и самооценки выполненной работы. С этойцелью на каждом листе с заданием в правом нижнем углу нарисован шарик. Ребенок должен раскрасить его взеленый цвет, если все задания выполнены правильно; в красный - если задания выполнены неправильно.

В занятия с детьми 4-5 лет мною включены задания по подготовке руки ребенка кписьму:«Дорисуй иголки ежику, водичку из душа, ручку кзонтику, листочки к ветке» и т. д. Первые задания выполняются фломастерами:письмо ими не требует сильного нажатия, а линии получаютсяотчетливыми.

К концу года даю упражнения на штриховку, которыевызывают у детей определенные трудности, но по мере выполнения заданий навыки дошкольников совершенствуются.

Старший дошкольный возраст (5-6 лет)

Основные задачи этого этапа обучения представлены на слайде.

В этой группе знакомлю детей с графическимизображением звуков. Затемдетям показываю букву, обозначающую изучаемый звук.

Главное на этом этапе — научить ребенка не путать понятия «звук» и «буква» : звук мы слышим и произносим, букву видими пишем.

Дошкольникам демонстрирую образное изображениебуквы и веселое стихотворение о ней, затем ее печатное изображение, что помогает лучше запомнить букву.

Продолжаю давать задания на соединение, штриховку,что также способствует подготовке руки ребенка к письму.

По мере ознакомления с буквами учу читать слоги, состоящие из пройденных букв. При ознакомлении со звуками и буквами всегда даю изображение нескольких предметов, в названиях которых изучаемый звук (буква) находится и в начале слова, и в середине, ив конце (дети понимают, что звук-буква может встречаться не только в одном слове и в одном месте).

Одновременно начинается работа над ударением, котороеобъединяет слово в единое целое. Правильно выделенное ударение при чтении позволит детям преодолеть послоговое произнесение слов и перейти к чтению словами.

Начинаем обучение выделению ударного слога сдвусложных слов с ударением на первом слоге (мишка, каша,потом переходить к словам с ударением на втором слоге (лиса, коза).

Подготовительная к школе группа (6-7 лет)

Основные задачи этого этапа обучения представлены на экране.

Одновременному решению задач речевого развития детей способствуют художественные произведения, представленные разными жанрами.

1. Пословицы и поговорки, заключающие в себе ясную, четкую, краткую мысль. ( Пример:Возьми книгу в руки — и не будет скуки. Сердце матери лучше солнца греет).

2. Рассказы К. Ушинского, В. Даля, Н. Сладкова способствуютне только расширению знаний и представлений об окружающем, но и воспитанию любви к художественному слову, обогащению словаря ребенка, использованию в речи различных выразительных средств языка: эпитетов, метафор, сравнений (веселыевесенние ручьи; увлекательное путешествие по неизведаннойреке; подул холодный ветер, посыпался частый дождь).

Осознанности чтения и письма способствуют следующие задания:

Прикреплённые файлы:

Публикации по теме:

Формирование речи дошкольников старшего возраста. Сообщение из опыта работы на педагогическом советеФормирование речи дошкольников старшего возраста. Сообщение из опыта работы на педагогическом совете Полноценное овладение родным языком, развитие языковых способностей рассматривается как стержень полноценного формирования личности ребёнка.

Система работы по обучению дошкольников грамоте безопасного поведения на дорогеСистема работы по обучению дошкольников грамоте безопасного поведения на дороге Главная цель воспитательной работы дошкольного учреждения по обучению детей основам безопасности дорожного движения должна заключаться в.

Фотоотчет «Из опыта работы по теме «Развитие речи через формирование элементарных математических представлений»Фотоотчет «Из опыта работы по теме «Развитие речи через формирование элементарных математических представлений» Речевое развитие ребенка показывает уровень развития мышления. Общеизвестно, что память ребенка избирательна. Она вбирает в себя только.

Из опыта работы «Формирование у детей дошкольного возраста интереса к здоровому образу жизни через проектную деятельность» В связи с принятием Федерального закона РФ «Об образовании в Российской Федерации» перед педагогами всех уровней ставятся новые задачи,.

Консультация для родителей «Формирование двигательной активности у детей 2–3 лет»Консультация для родителей «Формирование двигательной активности у детей 2–3 лет» Консультация для родителей «Формирование двигательной активности у детей 2-3 лет» Каждый родитель мечтает видеть своего ребенка здоровым,.

Обобщение опыта работы «Формирование экологического сознания у старших дошкольников посредством ознакомления с природой» Меня зовут Пошивалова Наталья Юрьевна. Я работаю воспитателем в МБДОУ детский сад №12 «Светлячок», городской округ г. Бор. Стаж работы –.

Предпосылки к развитию речи у детей раннего возраста. Из опыта работы. Фотоотчет.Предпосылки к развитию речи у детей раннего возраста. Из опыта работы. Фотоотчет. Уважаемые гости моей странички, дорогие друзья! Хочу поделиться своей работой по формированию предпосылок к развитию речи у малышей. Всем.

Формирование здорового образа жизни детей дошкольного возраста (из опыта работы)Формирование здорового образа жизни детей дошкольного возраста (из опыта работы) Уважаемые друзья и гости моей странички! В своей работе большое внимание я уделяю формированию здорового образа жизни детей посредством.

Сообщение из опыта работы на педсовете «Проектная деятельность как одна из инновационных форм работы с родителями в ДОУ» В настоящее время важнейшим условием обеспечения целостного развития личности ребенка является развитие конструктивного взаимодействия с.

Сообщение из опыта работы на тему «Творческая речевая деятельность детей в старшей группе дошкольного возраста» Работу по формированию творческой художественно – речевой деятельности начали проводить в старшей группе. Цель этого задания –подвести детей.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Сообщение из опыта работы «Формирование аналитико-синтетической активности как предпосылки к обучению грамоте»
Опубликовано: 21 марта 2021 в 09:47
0Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Сообщение из опыта работы «Формирование аналитико-синтетической активности как предпосылки к обучению грамоте»» (включая файлы) размещена пользователем Гусева Марина Сергеевна в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев


РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД