Наталья Зоричева
Сообщение из опыта работы по нравственно-патриотическому воспитанию детей дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Сообщение из опыта работы по нравственно-патриотическому воспитанию детей дошкольного возраста.
Подготовил Зоричева Наталья Евгеньевна
воспитатель муниципального бюджетного образовательного учреждения общеразвивающего вида детского сада № 8 «Буратино»
муниципального образования город-курорт Геленджик
Вселенский опыт говорит,
Что погибают царства
Не оттого, что тяжек быт
Публикация «Сообщение из опыта работы по нравственно-патриотическому воспитанию детей дошкольного возраста» размещена в разделах
- Воспитание детей. Материалы для педагогов
- Нравственно-патриотическое воспитание
- Опыт работы, практика
- Темочки
Или страшны мытарства,
А погибают оттого
И тем больней, чем дольше,
Что люди царства своего
Не уважают больше.
(Булат Окуджава)
Патриотизм – это социальное чувство, которое характеризуется привязанностью к родному краю, народу, его традициям.
Нравственно-патриотическое воспитание – это система мероприятий, направленных на формирование у граждан чувства долга по отношению к родной стране, национального самосознания, готовность защищать свою Родину.
Актуальность.
Патриотическое воспитание дошкольников по ФГОС подразумевает следующие задачи: формирование нравственно-духовных особенностей личности; формирование чувства гордости за свою нацию; формирование почтительного отношения к национальным и культурным традициям своего народа; формирование либеральной позиции по отношению к ровесникам, взрослым, людям других национальностей.
Дети дошкольного возраста особо эмоциональны, пытливы, готовы к сопереживанию, у них идет процесс формирования личностных ориентиров, поэтому можно наиболее плодотворно проводить воспитательную работу. Этому также способствует особая подверженность дошкольников влиянию взрослых.
Я считаю, что патриотическое воспитание в ДОУ должно проводиться с целью формирования любви к отечеству, ответственного отношения к окружающей природе и людям, становления устойчивой связи поколений. Формирование этих ценностей происходит в результате целенаправленной, систематической работы с ребёнком.
В процессе моей педагогической деятельности выявлено, что данную работу необходимо начинать с детьми младшего возраста. Поэтому целью моей работы стало формирование нравственно-патриотического воспитания детей.
Из поставленной цели вытекают следующие задачи:
- формирование у детей высоких морально-нравственных норм и ориентиров, уважительного отношения к традициям и истории России и Кубани;
- организация работы по увековечиванию памяти погибших при защите Отечества;
- развитие у детей гражданственности, патриотизма как важнейших духовно-нравственных и социальных ценностей.
В процессе подготовки к празднику «День защитника Отечества» при проведения бесед с детьми на темы: «Наша армия», «Солдаты России», в ходе которых пополнялись и уточнялись знания детей о профессии военного, о его службе, о военной технике, о смелости, отваге и т. д., вниманию детей была представлена фотография нашего односельчанина - солдата Иванова Александра Александровича. Которая очень заинтересовала ребят, особенно, наших мальчиков, им очень понравилась форма солдата и его оружие. Кто–то из ребят предложил сделать ему подарок. Вот так и началась наша деятельность по сбору посылки.
С детьми была сделана коллективная работа (аппликация). Ребята очень старались, были аккуратны. С огромным удовольствием клеили самолёты. Их родители так же принимали активное участие в сборе посылки. Самый волнительный и запоминающийся момент был, когда дети бережно укладывали гостинцы в коробку нашим солдатам. Было видно, как они переживают и волнуются. Дети очень хотят сделать приятный подарок нашим защитникам в их праздник 23 Февраля. В неё мы вложили поздравительную открытку и фотографию детей нашей группы.
Дальнейшее общение с Александром проходило по средствам писем. Вскоре от Саши мы получили письмо и небольшие подарки, которые были очень дороги для ребят, как память и внимание. Прошел год, и вот наш солдат вернулся. Мы с детьми пригласили его вместе с папами, Кожаевым Виктором Александровичем и Левадой Антоном Евгеньевичем, проходившими службу в «горячих точках», принять участие во встрече посвященной Дню воина - интернационалиста. Александр поблагодарил воспитанников средней группы за посылку, которую они ему отправили в прошлом году, а ребята посвятили ему музыкальный номер.
Долгожданная встреча с Сашей вызвала много положительных эмоций у детей, они ещё долго продолжали играть в лётчиков.
В течение дальнейшей работы с воспитанниками проводились беседы и просмотры мультипликационных фильмов. Большое впечатление на детей произвёл просмотр мультфильма «Солдатская лампа», который педагог–психолог детского сада Бычкова Мария Викторовна, использовала в своей беседе о детях в годы ВОВ. С детьми проводились беседы, посвящённые «23 февраля», чтение рассказов и стихотворений о Воинах Отечества.
Воспитанники моей группы принимали активное участие в конкурсе чтецов «Слава воину защитнику!». По итогам отборочного этапа, Евгений Козлов стал участником итогового тура, на котором занял первое место.
Несмотря на маленький возраст, воспитанники нашей группы вместе с родителями приняли участие в поисковой работе, результатами которой стали два альбома:
1. Первый альбом – «Мой папа защитник Отечества», в котором были размещены фотографии пап в годы их службы в армии, с кратким описанием.
2. Второй альбом – «Альбом памяти», в который поместили материал о погибших в разных войнах дедушках, дядях детей.
В завершении месячника оборонно – массовой и военно – патриотической работы воспитанники нашей группы вместе с папами и дедушками приняли активное участие в развлечении «А ну-ка, парни». В развлечении участвовали папы, дедушки, дяди и братья наших детей. Проводились спортивные конкурсы. В завершение дети вручили изготовленные своими руками подарки.
Хочется отметить, что работа по патриотическому воспитанию проводится постоянно: это и сюжетно-ролевые игры «Мы космонавты», «Семья», тематические беседы, раскрывающие традиции нашего народа (Масленница, Колядки, Спасы, Пасха и т. д., творческая деятельность детей (театральные постановки, тематическое рисование, участие в различных выставках и т. д.)
А с каким воодушевлением дети готовились к смотру строя и песни «Салют, Победа!»
Так же наши воспитанники принимали участие в открытии экспоната музея космонавтики – советского противолодочного вертолёта корабельного базирования Ка-25.
Несмотря на свой юный возраст, дети нашей группы принимали активное участие вместе с родителями в Параде Победы! села Архипо-Осиповка.
Интересным событием для детей был День Российского флага, которое способствовало пополнению знаний детей о значении цветов триколора.
Заключение.
Проводимая систематическая работа, позволяет сформировать у дошкольников чувство патриотизма, привить детям гордость за свою страну, закрепить и расширить знания о государственной символике, сформировать знания о своем крае, а также привить познавательный интерес к истории своей Родины.
Следует отметить, что воспитание нравственной основы дошкольника невозможно без тесного сотрудничества с семьей, поскольку именно в семье закладываются первые кирпичики фундамента будущей гражданской платформы каждого человека. Поэтому наша работа по воспитанию будущих граждан родной страны направлена на обеспечение тесного взаимодействия с семьей каждого ребенка. С чего же начинается формирование патриотизма в работе с дошкольниками? Есть одно основное правило, знакомое всем педагогам – работа должна строиться от малого к большому. Ребенок не способен осознать сразу всеобъемлющее понятие Родины. И для того, чтобы это понятие не осталось для него абстракцией, воспитание патриотизма мы начинаем с самого близкого и самого дорогого сердцу каждого ребенка. Для любого малыша роднее всего мама. Именно с нее начинается формирование чувств любви и привязанности, развитие основ духовности и воспитание необходимых каждому человеку качеств.
Уважаемые коллеги! Вашему вниманию были представлены самые яркие фрагменты педагогической работы по нравственно-патриотическому воспитанию детей дошкольного возраста.