Получи документы

Технология деятельностного метода «Ситуация»

Светлана Тюнеева
Технология деятельностного метода «Ситуация»
▼ Скачать + Заказать документы

Одной из отличительных особенностей программы «Мир открытий» является то, что в основу организации образовательного процесса положена технология деятельностного метода Л. Г. Петерсон – педагогический инструмент, позволяющий педагогам организовать познавательную деятельность воспитанников в системе непрерывного образования (начиная с дошкольного детства, вплоть до профессионального самообразования человека в мире деятельности).

Темочки:

Технология деятельностного метода разработана в середине 1990-х г. г. т. е. более 15 лет назад. За это время она прошла широкую практическую апробацию и доказала свою результативность. Основная ее идея заключается в том, чтобы на каждой образовательной ступени, учитывая возрастные особенности и возможности детей, управлять их самостоятельной познавательной деятельностью на основе общих методологических законов деятельности.

Такой подход позволяет педагогу системно и надежно формировать весь спектр универсальных способностей и интегративных качеств личности, составляющих готовность к саморазвитию, и, таким образом, практически реализовать те задачи, которые ставит перед образованием современное общество.

Технология «Ситуация» представляет собой адаптивный вариант технологии деятельностного метода с учетом специфики дошкольного образования. Но, прежде чем перейти к ее описанию, ответим на следующие вопросы:

- Что такое «технология»?

- Какие роли выполняют в образовательной деятельности ребенок и педагог?

- В чем состоит механизм само изменения»?

Что такое «технология»?

Согласно словарю С. И. Ожегова, технология (от греч. Techne – искусство, мастерство, умение; logoc – слово, умение)- это научное описание способа производства, т. е. совокупности тех процессов, которые обеспечивают получение определенного производственного результата.

Исходя из этого под педагогической технологией мы будем понимать совокупности тех правил, педагогических приемов и способов организации взаимодействия с детьми, которые обеспечивают достижение поставленной педагогом цели.

С другой стороны, технология – это, по сути, обобщенный культурный опыт деятельности. Поэтому использование технологий, как правило, придает процессу достижения результата большую надежность и гарантирует его более высокое качество.

О роли и образовательной деятельности ребенка и педагога.

Деятельностный подход ставит ребенка в активную позицию деятеля: ребенок сам себя изменяет, взаимодействуя с окружающей средой, другими детьми и взрослыми при решении личностно значимых для него задач и проблем (познавательных, трудовых, нравственных и пр.). И при этом он осознает (на дошкольной ступени пока на уровне первичного опыта) свои новые знания, умения, навыки и способности как результат своей собственной деятельности. Но если дети сами изменяют себя, то какую же роль выполняет педагог?

В образовательном процессе у воспитателя две роли: роль организатора и роль помощника.

Как организатор он моделирует образовательные ситуации; выбирает способы и средства; организует образовательный процесс; задает детям вопросы; предлагает игры и задания; создает условия. Образовательный процесс, по сравнению с привычным объяснением, должен быть принципиально нового типа: воспитатель не дает знания в готовом виде, а создает ситуации, когда у детей возникает потребность эти знания «открыть» для себя, и «подводит» их к самостоятельным открытиям через систему вопросов и заданий. Если ребенок говорит: «Хочу научиться!» - значит, воспитателю удалось исполнить роль организатора.

Как помощник взрослый создает доброжелательную, психологически комфортную среду, отвечает на вопросы детей, в ситуации затруднения помогает каждому ребенку понять, в чем он не прав, исправить ошибку и получить результат, замечает и фиксирует успех ребенка, поддерживает в нем веру в свои силы.

Роли организатора и помощника дополняют, но не заменяют друг друга.

В чем состоит «механизм» самоизменения?

Очевидно, что потребность в самоизменении и саморазвитии возникает в ситуации затруднения – иначе зачем человеку что-то менять, тем более в себе? Затруднение это возможность выйти на новую ступеньку развития. Но это всего лишь возможность, ее можно реализовать или нет, можно идти к цели быстрее или медленнее. В культуре веками складывался и сегодня известен наиболее короткий и эффективный путь достижения результата – так называемый метод рефлексии или рефлексивной самоорганизации. Заключается он в следующем:

- если возникло затруднение, вначале надо его зафиксировать, т. е. понять, что именно не получается;

- потом остановиться и подумать, а не продолжать что-то делать наобум;

- после этого – проанализировать выполненное действие и определить, где возникло затруднение (место затруднения);

- понять, почему оно возникло (причину затруднения);

- построить путь (проект) преодоления затруднения – поставить цель, найти способ и средства ее достижения;

- реализовать построенный проект.

Вместе с тем, безусловно, на дошкольной ступени еще рано говорить о рефлексивной самоорганизации в полном смысле этого слова. Однако дошкольный возраст является наиболее благоприятным периодом для приобретения первичного опыта выполнения действий по преодолению затруднений.

Именно поэтому в основу технологии деятельностного метода Л. Г. Петерсон (на дошкольной ступени – технологии «Ситуация», положен метод рефлексивной самоорганизации, позволяющий поэтапно и последовательно в системе непрерывного образования формировать у детей механизмы самоизменения, саморазвития и самовоспитания.

Структура технологии «Ситуация».

Введение в ситуацию.

На этом этапе создаются условия для возникновения у детей внутренней потребности (мотивации) включения в деятельность. Дети фиксируют, что они хотят сделать (так называемую «детскую цель»).

Для этого воспитатель, как правило, включает детей в беседу, обязательно лично значимую для них, связанную с их личным опытом. Например, он может предложить детям рассказать о любимых праздниках или о своих домашних обязанностях, о своей семье и т. п. Воспитатель обязательно выслушивает каждого, кто хочет высказаться. Эмоциональное включение детей в беседу позволяет педагогу плавно перейти к сюжету, с которым будут связаны все следующие этапы.

Актуализация.

Данный этап можно назвать подготовительным к следующим этапам. Здесь и процессе дидактической игры воспитатель организует предметную деятельность детей, в которой целенаправленно актуализируются мыслительные операции (анализ, синтез, сравнение и пр., а также знания и опыт детей, необходимые им для самостоятельного построения нового способа действия. При этом дети находятся в игровом сюжете, движутся к своей «детской» цели и даже не догадываются, что педагог, как грамотный организатор, ведет их к новым открытиям.

Этап актуализации, как и все остальные этапы, должен быть пронизан воспитательными задачами, формированием представлений о том, что хорошо и что плохо (например, нельзя драться, обижать маленьких, нужно делиться и т. д.).

Затруднение в ситуации.

Данный этап является ключевым, т. к. содержит основные компоненты структуры рефлексивной самоорганизации, позволяющие определить верный путь преодоления затруднения. Т. е. зафиксировать (понять, что именно не получается); остановиться и подумать; проанализировать (найти место затруднения); понять причину затруднения; поставить цель; найти способ и средства ее достижения.

Таким образом, четко следуя этапам технологии, воспитатель подводит детей к тому, что они сами хотят узнать «нечто». Причем это «нечто» является абсолютно конкретным и понятным детям, т. к. они сами (под руководством взрослого) назвали причину затруднения.

Открытие детьми нового знания (способа действия).

На данном этапе воспитатель вовлекает детей в процесс самостоятельного решения вопросов проблемного характера, поиска и открытия нового знания. С помощью вопроса «Что нужно делать, если чего-то не знаешь?» воспитатель побуждает детей выбрать способ преодоления затруднения. В младшем дошкольном возрасте основными способами преодоления являются способы: «придумаю сам», «спрошу у того, кто знает». В старшем дошкольном возрасте добавляется еще один способ преодоления затруднения: «придумаю сам, а потом проверю себя по образцу».

Используя проблемные методы воспитатель организует самостоятельное построение детьми нового знания (способа действия, которое фиксируется детьми в речи и знаках. Дети начинают осмысливать свои действия и их результаты, постепенно осознавать тот путь, с помощью которого приобретаются новые знания.

Таким образом, дети получают опыт выбора метода решения проблемной ситуации, выдвижения и обоснования гипотез, самостоятельного (под руководством взрослого) открытия нового знания. Другими словами, опыт созидания, успешного преодоления возникших трудностей через выявление и устранение их причин.

Включение нового знания (способа действия) в систему знаний и умений ребенка.

На данном этапе воспитатель предлагает ситуации, в которых новое знание используется совместно с освоенными ранее способами. При этом педагог обращает внимание на умение детей слушать, понимать и повторять инструкцию взрослого, применять правило, планировать свою деятельность. Развиваются умения детей самостоятельно применять усвоенные знания и способы действий для решения новых задач (проблем, преобразовывать способы решения задач (проблем).

Осмысление (итог).

Данный этап является необходимым элементом в структуре рефлексивной самоорганизации, так как позволяет приобрести опыт выполнения таких важных универсальных действий, как фиксирование достижения цели и определение условий, которые позволили добиться цели.

С помощью системы вопросов: «Где были?» - «Чем занимались?» - «Кому помогли?» воспитатель помогает детям осмыслить их деятельность и зафиксировать достижение «детской» цели.

Далее с помощью вопроса «Почему вам это удалось?» воспитатель подводит детей к тому, что они достигли «детскую» цель благодаря тому, что узнали новое и чему-то научились.

Таким образом, он сводит «детскую» и учебную («взрослую») цели и создает ситуацию успеха: «Вам удалось… потому что вы узнали…»

Учитывая значение эмоций в жизни дошкольника, особое внимание здесь следует уделить созданию условий для получения каждым ребенком радости, удовлетворения от хорошо сделанного дела. Так реализуется потребность в самоутверждении, признании и уважении взрослыми и сверстниками, а это, в свою очередь, повышает уровень самооценки и способствует формированию начал чувства собственного достоинства, образа «Я» («Я могу!», «Я умею!», «Я хороший!», «Я нужен!»).

Итак, технология «Ситуация» является инструментом, позволяющим системно и целостно формировать у дошкольников первичный опыт выполнения всего комплекса универсальных учебных действий, сохраняя при этом своеобразие ДОУ как образовательного учреждения, приоритетом которого является игровая деятельность.

Публикации по теме:

Использование развивающих игр на основе системно-деятельностного подхода Слайд 1 На дошкольное образование возлагаются особые надежды, потому что везде в мире признано, что дошкольный возраст это золотой возраст.

Конспект НОД «День чистоты» для детей старшей группы с применением деятельностного подхода Конспект НОД «День чистоты» для детей старшей группы с применением деятельностного подхода и создания проблемной ситуации. Составила: Белякова.

Конспект ОД «Моя семья» с применением системно-деятельностного подхода Задачи: Образовательные: Познакомить детей с писателем Марком Шварцем. Побуждать детей понимать смысл литературного текста. Закреплять.

Автор публикации:
Технология деятельностного метода «Ситуация»
Опубликовано: 18 февраля 2025 в 12:44
+7Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Технология деятельностного метода «Ситуация»» (включая файлы) размещена пользователем Светлана Тюнеева (УИ 3178286) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
Календарь
21 февраля 2025 пятница
Родной язык - народа достоянье!
Идем на экскурсию!
22 февраля 2025 суббота
Президент подписал закон о ратификации Договора о дружбе, сотрудничестве и взаимной помощи между РФ и ДНР



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД