татьяна мамина
Собрание трудового коллектива.
▼ Скачать + Заказать документы
Требования к качеству речи сотрудников детского сада.
Дошкольный возраст является сензитивным периодом речевого развития ребенка, поэтому одно из ведущих направлений деятельности сотрудников детского сада – формирование устной речи и навыков речевого общения, опирающееся на владение родным литературным языком.
Речь – это и есть цивилизация. Слово, даже самое враждебное, поддерживает контакт; молчание разобщает. Томас Манн.
Одним из механизмов овладения детьми родным языком является подражание.
Публикация «Собрание трудового коллектива,» размещена в разделах
М. М. Алексеева отмечает, что, подражая взрослым, ребенок перенимает «не только все тонкости произношения, словоупотребления, построение фраз, но также и те несовершенства и ошибки, которые встречаются в их речи».
Именно поэтому к речи сотрудников дошкольного образовательного учреждения сегодня предъявляются высокие требования, и проблема повышения культуры речи рассматривается в контексте повышения качества дошкольного образования.
Качество речевого развития дошкольника зависит от качества речи сотрудников и от речевой среды, которую они создают в дошкольном образовательном учреждении.
Среди требований к речи взрослых детского сада выделяют:
Правильность – соответствие речи языковым нормам;
Точность – соответствие смыслового содержания речи и информации, которая лежит в ее основе;
Логичность – выражение в смысловых связях компонентов речи и отношений между частями и компонентами мысли;
Чистота – отсутствие в речи элементов, чуждых литературному языку;
Выразительность – особенность речи, захватывающая внимание и создающая атмосферу эмоционального сопереживания;
Богатство – умение использовать все языковые единицы с целью оптимального выражения информации.
Уместность – употребление в речи единиц, соответствующих ситуации и условиям общения.
Вышеперечисленным требованиям необходимо отнести правильное использование взрослыми невербальных средств общения, их умения не только говорить, но и слышать.
Безусловно, знание взрослыми названных требований, их соблюдение и постоянное совершенствование качеств своей речи – это залог успешности работы по речевому развитию детей в ДОУ.
Предлагаю провести упражнение с сотрудниками «Давай поговорим….». Задача данного упражнения состоит в том, что пользуясь приведенным списком слов и фраз, обыграть в парах ситуации «Извинение», «Сочувствие, утешение».
Извинение: «Прошу простить…», «Прошу извинить…», «мне неприятно.», «Мне неловко…», «Простите, я не хотела.», Боюсь, что я Вас задела…», «Виновата…» «Я причинила Вам столько хлопот…», «Извинитесь за меня перед…», «не сердитесь за то, что…».
Выражения сочувствия, утешения:
«Я Вам сочувствую…», «Мне жаль Вас…», «Мне жалко, что так случилось…», «Не огорчайтесь, «Успокойтесь, не волнуйтесь…», 2 Возьмите себя в руки…», «вы не виноваты…», «Все пройдет…», «Ничего не поделаешь…», «Забудьте об этом…», «Собиритесь с мыслями…». ««Потерпите…».
Упражнение «Здравствуйте»
Произнесите слово «Здравствуйте с разными интонациями. Попросите друга «оценить подтекст, который вы выкладываете в приветствие.
Упражнение «Да».
Произнесите слово «Да» с оттенком грусти, жалости, скуки, радости, горя, тоски, злости.
Эти упражнения способствуют развитию умения осознанно и адекватно реагировать на непредвиденные ситуации и грамотно использовать речевые роли в ситуации общения.
«Волшебная палочка» предлагаю сотрудникам передавая по кругу друг другу палочку называть положительные слова, а потом негативные.
Упражнение «Робот»
Цель: Развивать навыки внимательного отношения к собеседнику, выстраивая структуры фразы, а также навыки эмпатического понимания собеседника.
Выполнение.
Создается игровое поле – обширное пространство с разбросанными спичками. Участники разбиваются на пары(«робот» и оператор»). Задача «оператора» - с помощью своего «робота» собрать как можно больше спичек. Для этого он подает «роботу» словесные команды, стремясь детально и точно управлять движениями рук, ног, туловища. Задача «робота» - беспрекословно и точно выполнять команды своего «оператора». Глаза «робота» во время игры закрыты. Робот лишен собственной воли желаний и страстей. Исход игры ему глубоко безразличен: он всего лишь послушный, безынициативный инструмент в руках» оператора». Через 2-3 минуты «робот» и «оператор» меняются местами.
«Стул для вопросов» Один из участников собрания садится на стул в центре зала. Остальные участники задают ему вопросы связанные с обсуждаемой проблемой. Тематика вопросов может быть шуточной. Сидящий на стуле должен быстро и правильно ответить на вопросы. Участнику, как можно дольше надо продержаться на стуле. В случае задержки или неправильного ответа его место занимает тот. Чей вопрос был последним.
Чудесная сумка. Предлагаю сотрудникам детского сада ответить, что они хотели бы положить в сумку и взять с собой в будущее из приобретенных знаний о качестве речевого общения.
Решение собрания :
1. Следить за правильностью речи во время бесед друг с другом и детьми.
2. Разработать памятку для педагогов «Я говорю правильно» до 01.01.2013г. ответственный Задорожняя Н. М