Ирина Картамышева
Снижение психоэмоционального напряжения у дошкольников средствами подвижной игры
▼ Скачать + Заказать документы
В каждом детском саду можно встретить воспитанников, испытывающих психоэмоциональное напряжение, вызванное обидой, злостью, страхами, частыми конфликтами со сверстниками. Источниками психоэмоционального напряжения могут стать : плохо организованный сон, скудное питание, реакция организма на погоду, неразрешенные детские проблемы. Такие дети часто рассеяны, забывчивы, непоседливы, беспокойны, упрямы, стремятся к одиночеству, боятся контактов.
Публикация «Снижение психоэмоционального напряжения у дошкольников средствами подвижной игры» размещена в разделах
Взрослым важно понимать, что частый эмоциональный дискомфорт ребенка вреден для его физического и психического здоровья. Сильное эмоциональное переживание способствует истощению нервной системы ребенка. Малыш может жаловаться на головную боль, становится обидчивым, раздражительным. Часто у таких детей нарушается ритм сердечной деятельности, повышается артериальное давление.
Снизить психоэмоциональное напряжение у детей, научить их управлять своими эмоциями, осознавать эффективные формы поведения, можно через подвижную игру, позитивное движение, ведь физическая деятельность дарит мышечную радость, которая создает устойчивое настроение.
Для дошкольников, как и для взрослых, очень полезна психотерапевтическая прогулка – прогулка пешком. Во время такой прогулки нужно просто идти, сохраняя спортивный шаг.
Рекомендуем игры на напряжение и расслабление :
Игра «Повтори, не ошибись»
Цель: развить внимание, память, быстроту реакции, накопить количество слов, обозначающих действие.
Количество игроков может быть любым.
Инструкция. Педагог просит детей стать полукругом и выполнить движения, которые он будет показывать (вперед, вверх, в стороны, вниз). Выбывает из игры ребенок, допустивший ошибку. Участник игры, который остался последним, выигрывает.
Примечание: Можно усложнить игру (включить движения ногами и туловищем); дать название каждому движению, например : «Апельсин», «Голубь», «Мяч», «Собака», «Книга», «Вертолет», «Компьютер». Дети выполняют только те движения, которые сопровождаются названиями летающего предмета (вертолет, голубь, бабочка).
Игра с подушками «Выбивание пыли»
Цель: снять негативное состояние, мышечное напряжение.
Инструкция: Предложить детям выбить пыль из подушки: «Наша подушка сильно запылилась! Помогите ей стать чистой и пушистой».
Дети выбивают подушку.
Примечание: Для выбивания используется специальная подушка, которая не используется для других целей.
Игра «Падающая башня»
Цель: осознать эффективные формы поведения.
Инструкция: Предложить детям построить из подушек высокую башню. После взять её штурмом, взбираясь на самый верх. Победителем станет тот, кто первым взберётся на башню, не разрушив ее.
Комментарий: взрослым постараться обязательно обезопасить детей от травм; организовать строительство башни так, чтобы оно доставляло детям удовольствие, принося радость созидания.
Игра «Клеевой дождик»
Цель: снять эмоциональное напряжение; способствовать сплочению группы.
Инструкция: Предложить детям встать друг за другом и держаться за плечи впереди стоящего и в таком положении преодолевать препятствия (подняться со стула, проползти под столом, перепрыгнуть канаву, тихо идти через дремучий лес, прятаться от лесных зверей).
Игра «Надёжное падение» (свеча)
Цель: формировать чувства единства и взаимного доверия.
Попросить детей стать в тесный круг и крепко взяться за руки. Один ребёнок становится в центр круга, опускает руки вдоль туловища и прижимает их к телу, ступни ног ставит носок к носку, пятка к пятке. Ребенок, не отрывая ног от пола, стараясь держать своё тело прямо, падает на круг, образующий детьми в любом направлении. Дети, на которых падает ребенок, ловят его и ставят в вертикальное положение.
Каждому ребёнку предоставляется возможность побывать в центре круга. Взрослый обязательно подстраховывает детей.
Игра «Ответь»
Цель: развить произвольное внимание.
Инструкция: Предложить детям сыграть в игру, в которой они будут отвечать на вопросы только после слова: «Ответь!». Ведущий задает вопрос и бросает мяч, делает паузу и произносит слово "Ответь!".
Примерные вопросы:
"Какое сейчас время года?" – "Ответь!"
"Как называется страна, в которой мы живем?" – "Ответь!"
"Как называется наш город?" – "Ответь!"
"Сколько дней в неделе?» – "Ответь!"
"Сколько дней в году?" – "Ответь!"
"Сколько тебе лет?" – "Ответь!"
"Какого цвета трава?" – "Ответь!"
Комментарий: сложность игры заключается в том, что импульсивному в этом возрасте ребенку, поймав мячик, трудно не сразу давать ответ, а после слова «Ответь», но именно это делает игру интересней.
Игра «Липучка»
Цель: развить умение взаимодействовать со сверстниками, снять мышечное напряжение, сплотить детскую группу.
Содержание игры : Дети бегают по комнате под быструю музыку. Два ребенка, держась за руки, ловят сверстников, приговаривая: «Я – липучка, я сейчас тебя поймаю!». «Липучки» берут за руку каждого пойманного ребенка и присоединяют его к своей компании. После все склеенные «Липучки» ловят в свои «сети» остальных детей.
Когда все дети стали «липучками», включается спокойная музыка и им предлагается танцевать, держась за руки.
Взрослым необходимо стараться узнавать о настроении ребенка, его чувствах и переживаниях. Постоянная забота о душевном равновесии малыша, осуществление за ним психотерапевтического ухода, подвижные игры помогут ему снизить психоэмоциональное напряжение, преодолеть негативные переживания, что в дальнейшем сформирует у него адекватные формы поведения и малыш, улучшив свое самочувствие, сможет благополучно общаться со сверстниками и окружающими его людьми.
Список использованной литературы:
1. Арцишевская И. Л. Работа психолога с гиперактивными детьми в детском саду. – М. : Книголюб, 2003. – 56 с.
2. Катаева Л. И. Работа психолога с застенчивыми детьми. – М. : Книголюб, 2008. – 56 с.
3. Кряжева Н. Л. Развитие эмоционального мира детей. – Ярославль: «Академия развития», 1997. – 208 с.
4. Лютова Е. К, Монина Г. Б. Игры на управление гневом. – СПб. : «Речь», 2001.
5. Смирнова Т. П. Психологическая коррекция агрессивного поведения детей. – Ростов н/ Д: Феникс, 2007. – 154 с.
6. Фопель Клаус. Привет, ножки! Подвижные игры для детей 3 – 6 лет. – М. : Генезис, 2010. – 135 с.
7. Фопель Клаус. Привет, ушки! Подвижные игры для детей 3 – 6 лет. М. : Генезис, 2010. – 143 с.