Элина Циттель
Слухоречевая реабилитация дошкольников после кохлеарной имплантации
▼ Скачать + Заказать документы
На базе детского сада № 45 города Тараза прошёл семинар, посвященный вопросам инклюзивного образования. Учитывая актуальность данной темы, специалисты школы-интерната «Мейірім» сурдопедагог Циттель Э. В. приняла в нем активное участие, продемонстрировав результаты реабилитационной работы с ребенком после КИ. Проведенный специалистом мастер-класс вызвал живой интерес у всех участников семинара. Никто из присутствующих не остался равнодушен к проблемам детей,имеющих нарушения слуха.
Публикация «Слухоречевая реабилитация дошкольников после кохлеарной имплантации» размещена в разделах
Ежегодно увеличивается количество детей – реципиентов систем кохлеарной имплантации, поступающих в специальные коррекционные учреждения. Это крайне позитивный признак современной педагогики и сурдопедагогики в частности. Наша школа – не исключение!
Дети после кохлеарной имплантации требуют обязательного реабилитационного сопровождения. Это связано с тем, что обучающиеся и воспитанники с кохлеарным имплантом, самой высокоэффективной системой слухоречевой реабилитации, представляют собой особую группу, которая одномоментно начинает слышать, но по уровню слухоречевого развития соответствует глухим.
Для формирования процессов понимания речи и говорения детям необходимо:
• Накопить в памяти множество образов звуков окружающего мира и звуков речи и научиться их анализировать.
• Овладеть системой родного языка – знать значение слов, правила словоизменения и связи слов в предложении.
• Овладеть навыками звукопроизношения.
• Научиться активно пользоваться речью, как средством общения.
Одновременно маленький ребенок нуждается и в формировании других навыков, которые у глухих обычно развиваются с нарушением:
• Развитие мышления, памяти, внимания, общих преставлений об окружающем мире.
• Развитие двигательной активности и координации движений крупной и мелкой моторики.
• Развитие эмоционально-волевых качеств.
У всех детей в целом, а у малышей особенно, все эти навыки развиваются параллельно и взаимосвязано. Поэтому с самого начала работа проводится во всех направлениях с привлечением всех участников педпроцесса: врачей, родителей, дефектологов, логопедов, психологов, музыкальных работников.
Слух и речь у ребенка после КИ развивается в 2-х ситуациях:
• Спонтанно, в ежедневных естественных ситуациях – дома, на улице, в гостях. Здесь успех имплантации определяется активным участием родителей.
• Во время целенаправленных занятий. Эти специальные занятия позволяют быстрее развить необходимые навыки.
На каждом занятии по всем разделам программы, в каждом режимном момент мы в своей работе опираемся на общедидактические методы и приемы. Существует огромное количество классификаций методов и приемов. Например:
Методы
(способы воздействия или способ передачи знаний) Приемы
(варианты применения данного метода)
Игровые - дидактические игры
- подвижные игры
- сюжетно-ролевые игры
- игры-забавы
- инсценировки - создание игровых ситуаций
- обыгрывание игрушек, предметов
- сюрпризность, эмоциональность
- внезапность появления, исчезновение игрушек
- интригующие ситуации
Словесные - беседы
- диалоги
- работа с готовым текстом
- самостоятельное составление текстов
- восприятие с последующим воспроизведением слов, фраз
- называние игрушек, предметов и их изображений, качеств, действий
- составление фраз, предложений по малосюжетным и сюжетным картинкам
- объяснение назначения предмета
- отработка произношения слова, фразы
- отгадывание загадок
Практические - конструирование
- аппликации
- рисование
- упражнения на развитие крупной, мелкой, артикуляционной моторики - совместные действия педагога и ребенка
- выполнение действия по образцу
- самостоятельная деятельность детей
- выполнение поручений
Наглядные - наблюдение за явлениями природы, за трудом взрослых
- рассматривание живых объектов, предметов, картин
- кукольный театр, театр теней, фланелеграф
- просмотр видеосюжетов - непосредственное восприятие предмета, игрушки, изображения
- показ с называнием - демонстрации
В условиях специально организованного процесса реабилитации с применением разнообразных методов и приемов, у детей с КИ достаточно быстро наблюдается положительная динамика в слухоречевом развитии, позволяющем им продолжить обучение в общеобразовательной школе. При условии сохранного интеллекта, формирование речи после КИ идё т по этапам развития речи слышащих детей: они естественным образом накапливают активный и пассивный словарь, овладевают грамматическими навыками и навыками связной речи.
Хорошая реабилитация – залог качественного обучения.
Качественное обучение – путь к полноценной интеграции и социализации!
Циттель Э. В.
Сурдопедагог школы-интерната «Мейірім»