Алена Федореева
Словотворчество
▼ Скачать + Заказать документы
СОЧИНЕНИЕ ЗАГАДОК
по теме: «Одежда»
средняя группа
Цель: Учить детей составлять короткие описательные рассказы о предметах окружающего мира. Активизировать в речи родовые и видовые обобщающие определения.
Закреплять умение пользоваться простыми предложениями.
Развивать фантазию, навыки творческой речевой деятельности.
Воспитывать уверенность в себе.
Материал: схемы, кукла Даша.
Ход занятия
Воспитатель рассказывает детям сказку.
Публикация «Словотворчество» размещена в разделах
-Жила-была Даша и у неё был кукольный платяной шкафчик. Он был не простой, а волшебный. Какую бы одежду не пожелала его хозяйка, всегда найдёт её в этом шкафу.
Даша сначала рисовала загадку, а шкаф старательно её отгадывал. И не было ещё ни разу такого, чтобы он ошибся. Но вот однажды Даша придумала тоже загадку, с которой шкафчик не справился. Даша очень расстроилась.
-Ребята, давайте поможем шкафчику разгадать загадку.
Воспитатель вешает на доску нарисованную схему, по которой составляются загадки
1 2 3 4 ?
-вид одежды (головной убор, обувь, платье и т. д.)
-из какого материала
-какого цвета
-в какую погоду или время года носят
-что это? (отгадка)
Озвучивается Дашина загадка по схеме. По образцу детям предлагается сочинить свои загадки об одежде.
В конце Даша благодарит детей за помощь в выборе одежде.
Словотворчество
Речь не только служит познанию, но и является необходимым средством, орудием человеческого мышления. Человек мыслит словами, произнося их громко или про себя.
В дошкольном учреждении речевое воспитание начинается с первых «детских слов» и заканчивается развитием связной речи – умением ребенка свободно и правильно выражать свои мысли.
Детской речью интересовались с древнейших времен. Ещё в работах римского оратора и педагога Квинтилиана можно обнаружить не потерявшие своего значения ценные замечания о своеобразии детской речи и выводы о том, что речь является фундаментом формирования личности ребенка.
Мыслитель, гуманист Я. А. Каменский полагал, что ребенка следует обучить трем важнейшим вещам: разуму, действию и речи – «научить дитя правильно понимать, правильно делить и правильно высказываться».
Создатель методики начального обучения родному языку К. Д. Ушинский отмечал: дети очень рано начинают проявлять интерес к языку, что является важным признаком интеллекта. «Родное слово – сокровищница всякого умственного развития и сокровищница всех знаний», -утверждал К. Д. Ушинский.
К. И. Чуковский –детский поэт и писатель, ещё в конце XIX века начал собирать детские слова и создал книгу «От двух до пяти». На основе собранного материала пришел к выводу: детские слова и формообразования обнаруживают огромные незадействованные ресурсы языка. «Прекрасная сама по себе детская речь имеет, кроме того, научную ценность, т. к. исследуя её, мы тем самым открываем причудливые закономерности детского мышления». Чтобы ребенок развивался, необходимо общение со взрослыми, который способствует развитию речи, мышления, познавательной активности.
В исследованиях ученых Л. А. Венгера, Л. С. Выготского, А. В. Запорожца и др. подчеркивается, что дошкольный возраст – период активного творческого развития личности ребенка в целом, когда развиваются все психические процессы (восприятие, мышление, воображение, формируется связная речь. Полноценное владение русским языком в дошкольном возрасте положительно влияет на интеллектуальном, нравственном, эстетическом развитии детей. В то же время учёные отмечают, что ближе к 5 годам у детей наблюдается интерес к словесному творчеству (придумывание сказок, загадок, стихов, небылиц). Ещё ранее (к 2-3 г) – интерес к звучащему слову, что получило название феномена «словотворчества».
В основе словесного творчества лежит восприятие художественной литературы, устного народного творчества, в том числе и малых фольклорных форм.
Словотворчество – естественный путь освоения ребенком лексического богатства родного языка, наиболее эффективный способ осмысления множества грамматических форм. Активное словопроизводство способствует развитию речи и воображения, свидетельствует о творческой личности ребенка. Словесное творчество выражается в различных формах рассказов, сказок, загадок, небылиц, словотворчестве. Это требует от детей активной работы воображения, мышления, речи проявление наблюдательности, участия положительных эмоций. От детей требуется умение придумывать завязку, ход событий, кульминацию и развязку. Умение выбрать отдельные факты, внести в них элементы фантазии и составить творческий рассказ. Творческий рассказ – рассказ, который дети придумывают сами, т. к. элемент творчества есть в любом детском рассказе.
Показатель умственных способностей ребенка является богатство его речи. Современными психологами установлено, что мышление и речь взаимосвязаны. Обучая сравнивать предметы, педагог подводит ребенка к составлению загадок.
Загадки – это краткое описание предмета или явления, часто в поэтической форме заключающее в себе замысловатую задачу в виде явного (прямого) или предполагаемого (скрытого) вопроса.
Загадка занимает особое место в работе по развитию мышления детей. Разгадывание загадок является для ребёнка своеобразной гимнастической мобилизующей умственные силы.
Чтобы отгадать загадку, нужно внимательно наблюдать жизнь, припоминать виденное, сравнивать, сопоставлять явления, мысленно их расчленить, выделяя каждый раз нужные стороны, объединять. Отгадывание загадок оттачивает и дисциплинирует ум, приучает детей к четкой логике, к рассуждению, доказательству, развивает способность к анализу, формирует умение самостоятельно делать выводы, умозаключения.
Отгадать загадку – значит найти решение задачи, ответить на вопрос, то есть совершить довольно сложную мыслительную операцию.
Успешным для развития умственной деятельности и её показателей может стать применение загадок как проблемных задач, которые направляют детей на познание окружающего мира. Загадки построены путем различных логических задач и являются для ребенка основой для овладения операциями мышления. Загадка учит образности и нестандартности мышления.
Познавательная активность является процессом осуществления творческого исследовательского поиска, отсюда можно определить, что основа педагогической работы является формирование у детей творческого отношения к предметам и явлениям окружающей действительности. Творчество – одна из наиболее содержательных форм психической активности детей, основным путем формирования творчества у детей является создания взрослыми проблемных ситуаций, постановка творческих задач.
В процессе развития мыслительных способностей ребенка важен учет нравственной стороны формирования личности, именно это нужно учитывать при составлении проблемных ситуаций. Проблемная ситуация в своей психологической структуре имеет не только предметно-содержательную, но и мотивационную, личностную сторону (интересы ребёнка, его желания, потребности, возможности и т. д.) Можно указать следующие дидактические задачи, которые преследует задание проблемных ситуаций в учебно-воспитательном процессе:
-привлечь внимание ребенка, возбудить у него познавательный интерес и другие мотивы мыслительной деятельности;
-поставить его перед такими познавательными затруднениями, продолжение, которого активизировало бы мыслительную деятельность;
-помочь ему определить в познавательной задаче, вопросе, задании основную проблему и наметить план поиска путей выхода из возникшего затруднения;
-побудить ребёнка к активной поисковой, экспериментальной деятельности;
-помочь ему определить и указать направление поиска наиболее рационального пути выхода из ситуации затруднения.
Необходимо также учитывать то, что:
-ситуация должна быть доступной пониманию ребёнка (проблема должна быть сформирована в известных терминах, чтобы все или, по крайней мере, большинство детей уяснили сущность поставленной проблемной ситуации и средства для ее решения);
-посильность и естественность выдвигаемой проблемной ситуации;
-формулировка должна заинтересовать учащихся (весьма существенно подобрать надлежащее словесное оформление, учитывая эмоциональность, образность детского мышления);
-варианты возможного выхода из предложенной ситуации могут состоять из: самостоятельного принятия решения, возможности посторонней помощи, нежелания выбора решения, собственного способа.
Часто отгадывая загадки, дети запоминают верный ответ. Развивая умственные способности ребёнка важнее научить придумывать загадки, чем отгадывать их. Для успешного обучения составлению и отгадыванию загадок необходимо:
-учить детей видеть и понимать образные сравнения;
-с помощью модели определять обобщенный образ загадываемого предмета;
-учить самостоятельно конструировать загадки.
Сочинительство – один из методов развития речи. Занятия должны быть интересны детям и построены так, чтобы ребё нок захотел самостоятельно продолжить эту деятельность: сочинять загадки, стихи, сказки и т. д. Чтобы так было дети должны ясно представлять себе предмет о котором идёт речь или событие, уметь анализировать, обследовать и выделять основные свойства и качества, устанавливать причинно-следственные, временные и другие отношения между предметами и явлениями. Доступная, с разнообразным материалом развивающая среда, беседы, занятия, игры – эксперименты, чтение художественной литературы, придуманные воспитателем необыкновенные истории, составленные воспитателем схемы-карты для рассказывания – всё это поможет детям развить необходимый навык для сочинительства.