Татьяна Емельянова
Мастер-класс для педагогов «Развивающие игры в работе с детьми старшего дошкольного возраста»
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: познакомить участников мастер-класса с практикой использования развивающих игр в работе с детьми старшего дошкольного возраста.
Задачи: 1. Обучить педагогов МБДОУ играм, которые способствуют развитию познавательной активности старших дошкольников.
2. Заинтересовать педагогов МБДОУ развивающими играми для использования в своей работе.
Публикация «Мастер-класс для педагогов „Развивающие игры в работе с детьми старшего дошкольного возраста“» размещена в разделах
- Дидактические игры
- Игры для детей
- Мастер-классы для воспитателей и педагогов
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Старшая группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» сентябрь 2016
Оборудование: компьютер, мультимедийный проектор, развивающие игры : геоконт, квадрат Воскобовича, блоки Дьенеша, цветные палочки Кюизенера, кубики Никитина, головоломки, лабиритны.
1. Вводное слово. Уважаемые коллеги, я предлагаю, чтобы наша сегодняшняя встреча прошла под девизом: «Не лишайте ребенка радости играть, помните, что вы сами были детьми».
Игра – это внутренняя потребность детей в активной деятельности, средство познания мира. Феномен игры заключается в том, что, являясь развлечением, отдыхом, она способна перерасти в обучение, в творчество, в модель типа человеческих отношений и проявлений в труде, воспитании.
Развивающая игра представляет собой многоплановое, сложное педагогическое явление : она является и игровым методом обучения детей, и формой обучения, и самостоятельной игровой деятельностью, и средством всестороннего воспитания личности ребенка. В развивающих играх дети уточняют, закрепляют, расширяют имеющиеся представления о предметах и явлениях природы, растениях и животных. Многие игры подводят детей к обобщению и классификации. Развивающие игры способствуют развитию памяти, внимания, наблюдательности, учат применять имеющиеся знания в новых условиях. Развивающие игры оказывают положительное влияние на процесс систематизации знаний дошкольников об окружающем.
Сегодня я хочу познакомить с некоторыми развивающими играми и поиграть в них вместе с вами.
2. Основная часть. Знакомство с развивающими играми.
Игры Воскобовича. Основные принципы, заложенные в основу этих игр - интерес - познание - творчество - становятся максимально действенными, так как игра обращается непосредственно к ребенку добрым, самобытным, веселым и грустным языком сказки, интриги, забавного персонажа или приглашения к приключениям. Первые игры Воскобовича появились в начале 90-х. "Геоконт", "Игровой квадрат" (сейчас это "Квадрат Воскобовича", "Складушки", "Цветовые часы" сразу привлекли к себе внимание. С каждым годом их становилось все больше - "Прозрачный квадрат", "Прозрачная цифра", "Домино", "Планета умножения", серия "Чудо-головоломки", "Математические корзинки". Появились и первые методические сказки.
Практическая часть. «Геоконт» Задача: учить плести из паутинок разные четырёхугольники, треугольники, называть их; разделить прямоугольник на две, четыре равные части.
2. Логические блоки Дьенеша — это набор фигур, отличающихся друг от друга цветом, формой, размером, толщиной. В процессе разнообразных действий с логическими блоками (разбиение, выкладывание по определенным правилам, перестроение и др.) дети овладевают различными мыслительными умениями, важными как в плане предматематической подготовки, так и с точки зрения общего интеллектуального развития. К их числу относятся умения анализа, абстрагирования, сравнения, классификации, обобщения, кодирования-декодирования, а также логические операции «не», «и», «или». В специально разработанных играх и упражнениях с блоками у детей развиваются элементарные навыки алгоритмической культуры мышления, способность производить действия в уме. С помощью логических блоков дети тренируют внимание, память, восприятие.
Практическая часть. Игра «Загадки без слов»
3. Палочки Х. Кюизенера. С помощью цветных палочек Х. Кюизенера развивается активность и самостоятельность в поиске способов действия с материалом, путей решения мыслительных задач.
Основные особенности этого дидактического материала — абстрактность, универсальность, высокая эффективность. Палочки X.Кюизенера в наибольшей мере отвечают монографическому методу обучения числу и счету.
Палочки Х. Кюизенера как дидактическое средство в полной мере соответствуют специфике и особенностям элементарных математических представлений, формируемых у дошкольников, а также их возрастным возможностям, уровню развития детского мышления, в основном наглядно-действенного и наглядно-образного. В мышлении ребенка отражается то, что вначале совершается в практических действиях с конкретными предметами. Работа с палочками позволяет перевести практические, внешние действия во внутренний план, создать полное, отчетливое и в то же время достаточно обобщенное представление о понятии.
Практическая часть. Игра «Угостим тортом»
4. Игры Никитина. В развивающих творческих играх Никитина - в этом и заключается их главная особенность - удалось объединить один из основных принципов обучения "от простого к сложному" с очень важным принципом творческой деятельности - "самостоятельно по способностям". Этот союз позволил разрешить в игре сразу несколько проблем, связанных с развитием творческих способностей: игры Никитина могут стимулировать развитие творческих способностей с самого раннего возраста; задания-ступеньки игр Никитина всегда создают условия, опережающие развитие способностей; ребенок развивается наиболее успешно, если он каждый раз самостоятельно пытается решить максимально сложные для него задачи; игры Никитина могут быть очень разнообразны по своему содержанию и, кроме того, как и любые игры, они не терпят принуждения и создают атмосферу свободного и радостного творчества; играя в игры Никитина со своими детьми, мамы и папы незаметно для себя приобретают очень важное умение - сдерживаться, не мешать малышу самому размышлять и принимать решения, не делать за него то, что он может и должен сделать сам.
К развивающим играм Никитина относятся игра «Уникуб», «Сложи квадрат», «Дроби», «Кубики для всех», «Сложи узор».
Практическая часть. Игра «Сложи узор» (елочка)
5. Головоломки и лабиринты. Данные виды игр способствует развитию логического мышления, внимания и находчивости.
Представляются различные головоломки и лабиринты каждому участнику.
Вопросы педагогам :
• - Что развивают развивающие игры и упражнения?
• - Вы считаете эффективными развивающие игры?
• - Как бы вы своей работе могли использовать развивающие игры?
3. Этап моделирования.
Предлагаю педагогам разделиться на две команды, и подобрать развивающие игры для тематической недели. Первая команда подбирает игры на тему «Одежда», а вторая на тему «Новый год». Команды должны подобрать развивающие игры для каждой образовательной области.
4. Представление результатов работы группы.
Команды представляют свои разработки и озвучивают, какие развивающие игры они подобрали для своей тематической недели и почему.
5. Заключительное слово.
Итак, уважаемые коллеги, благодарю вас за участие, хочу узнать понравились ли вам представленные развивающие игры, возьмете ли вы что-то для своей работы с детьми. Спасибо за внимание