Шмакова Ольга
Словесные игры и упражнения как один из факторов развития речи
▼ Скачать + Заказать документы
Словесные игры и упражнения как один из факторов развития речи у дошкольников.
Шмакова Ольга Владимировна
МКДОУ Савинский детский сад №2
п. Савино, Ивановская область, smakovao032@gmail.com
Речь-одна из важных линий развития ребенка. Благодаря родному языку малыш входит в наш мир, получает широкие возможности общения с другими людьми. Речь помогает людям понять друг друга, формирует взгляды и убеждения, а также играет огромную роль в познании мира, в котором мы живем.
Темочки:
- Консультации для педагогов и воспитателей
- Развитие детей. Материалы для педагогов
- Развитие речи. Консультации для педагогов
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Словесные игры
- Темочки
Речь-чудесный дар природы – не дается человеку от рождения. Должно пройти время, чтобы ребенок начал говорить. А мы- взрослые должны приложить немало усилий, чтобы речь ребенка развивалась правильно и современно.
В старшом дошкольном возрасте начинается элементарные осознание явление родного языка. Ребенок постигает звуковые строение слова, знакомится с синонимами и антонимами, со словесным составом предложения и многое другое.
Народу с достижениями становятся видимыми упущения и недостатки в речевом развитии ребенка. Плохо говорящие дети, начиная осознавать свой недостаток, становятся молчаливыми, затрудняется их общение с другими людьми снижается познавательная активность. Это происходит потому, что ребенок с различными речевыми отклонениями становится «сложным» собеседником ему трудно быть понятым другими. Поэтому всякая задержка, любое нарушение в ходе развитие речи ребенка отрицательно отражаются на его деятельности и поведения, а значит, и на формировании личности в целом.
Через год-два ваш ребенок пойдет в школу. У вас появятся новые заботы, радости, возможно, огорчения, которых будет значительно меньше, если малыш подготовлен к учебной деятельности. Без сформированных определенных навыков и умения первокласснику очень трудно будет войти в ритм работы современной школы и не отстать от товарищей по классу. Развитие речи старшего дошкольника умение связно, последовательно, логично излагать свои мысли, развитие фонематического слуха- основные моменты в подготовке детей к школе.
Во-первых, расширять словарный запас детей.
Во-вторых, развивать умение рассказывать.
В-третьих, совершенствовать звуковую культуру речи, формировать грамматически правильную речь.
Я хочу предоставить вашему вниманию игры и задания, которые вызовут у ребенка интерес к слову, покажут ему, как много граней у одного и того же слова, сделают его речь эмоциональной и яркой.
1. Игра «Скажи наоборот»
Попросите ребенка подобрать к названным словам слова (прилагательные, наречие, существительные) противоположного значения. Сначала приведите пример: «Один мальчик слабый, а другой –сильный», «Нож бывает острый, а бывает-(тупой)». У трамвая есть вход и есть (выход). Детям нравится эта игра. Они с удовольствием в нее играют. Нельзя допускать, чтобы ребенок облегчал себе задачу и в ответ произносил слова с частицей (не). Например: сильный человек-(не)сильный, быстро-(не)быстро.
Вариант игры – образовать глаголы с противоположным значением:
«Кран открыли, а потом (закрыли)».
«Мальчик пришел, а потом (ушел)».
«Бабушка сначала очки надела, а потом….».
Сел-(встал, купил-(продал, потерял-(нашел) и др.
2. Игра «Подобрать слова близкие по значению, но разные по звучанию (синонимы)»
ь какой либо предмет, явление природы.
3. Игра «Каким это бывает?»
Например: Какой может быть зима? Каким может быть стол? Какой может быть река? Обращать внимание на неполные ответы их дополнять, а неточные исправлять.
4. Дети с удовольствием играют в игру «Магазин».
Взрослый говорит: «Пошла бабушка в магазин и купила… Ребенок перечисляет, что именно купила бабушка.
5. Игра «Угадай, что это?»
Назовите основные качества какого-нибудь предмета, а ребенку предложите определить, какой это предмет.
Например: круглый, сочный, красный растет на грядке (Помидор). Можно это игру включить в игру «Магазин». Угадай, что еще бабушка принесла из магазина и назвать основные качества какого-нибудь предмета, а ребенку предложить определить, какой это предмет.
6. Поупражнять ребенка в образовании прилагательных.
- Как называется шапка, сделана из меха?
- Из шерсти?
- Подушка из пуха? Из перьев?
Добиваться полных ответов.
Другой вариант: Положите перед ребенком несколько предметов
Чашка, салфетка, линейка.
- Из чего они сделаны?
Ребенок отвечает, что чашка сделана из стекла.
- Как называется чашка сделанная из стекла?
8. Богатейший материал для развития и обогащения словаря, так и для воспитания звуковой культуры речи представляют загадки, потешки, стихи, считалки и скороговорки. При заучивание пословиц, поговорок необходимо их значение, следить, чтобы ребенок правильно использовал их в своей речи.
К 6-7 годам дети успешно овладевают грамматическим строем языка.
Какие ошибки встречаются:
- неправильно употребляемые имена существительными в Родительном падеже. Говорят – много окнов, вместо окон, яблоков, вместо яблок и тд.
Как исправить?
- У кого длинный хвост? (у лисы)
- Кому нужна шапка? (мальчику, девочке)
- Чем мы пишем?
- Где могут играть дети?
Речь ребенка зависит от речи окружающих его взрослых. Если вы неверно ставите ударение в словах шофер, и ребенок допускает эти ошибки в своей речи.
Общение со взрослым обогащает ребенка, доставляет ему много радости. Совместные прогулки многое дают как ребенку, так и взрослому. Прогулки расширяют познание маленького человека, открывают окно в большой мир. Беседуйте с ребенком о временах года, укажите на характерные признаки зимы, весны, лета, осени.
Например: весной дайте возможность ребенку самому подметить, как пробуждается природа. Затем можно выучить стихотворение и прочитать рассказ.
Такого рода наблюдения со специальными упражнениями по развитию речи будут способствовать более полному и точному пересказу.
Хорошие упражнение для развития речи- рассматривание сюжетных картин и составлять по ним рассказы.
Одновременно с обогащением словаря, формированием грамматической правильной речи, развитие разговорной и связной речи необходимо приучать ребенка правильно слышать и различать звуки, отчетливо произносить их в словах, этому способствуют такие игры как:
- «Поймай словечко»
Поймай только те слова, в котором есть звук (ж)
- Назвать из окружающих предметов, только те, которые начинаются со звуком (с, отобрать картинки, в название предметов которых есть звуки (с, (з, и тд.
- «Волшебная цепочка»
Танк- определить последний звук и подобрать на этот звук другое слово, например: танк-кот-тополь-лиса-арбуз-заяц-цель.
Словесные игры и упражнения способствуют не только развитию речи дошкольников, но так же расширяют их кругозор, эмоциональную сферу, социализируют детей и помогают в интелектуально-творческом развитие.