Наталья
Словесные игры для детей раннего возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Словесные игры для детей раннего возраста.
Тиунова Н. В.
В возрасте 2–3 лет малыши уже способны не только понять то, что им говорят окружающие, но и самостоятельно выражать собственную мысль.
Именно во время такой игры у ребят проявляется интерес к окружающему миру, формируются представления о всевозможных явлениях природы. Дети учатся не только устанавливать связи между некоторыми предметами, но и понимать речь взрослых без наглядного сопровождения.
Игра «Закончи слово»
Публикация «Словесные игры для детей раннего возраста» размещена в разделах
- Игры для детей
- Младшая группа
- Словесные игры
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» апрель 2020
Цель: развивать речь, память, внимание.
Описание: предложить ребенку закончить слово, которое ему называет педагог. Например:
• доро… (га,
• мага… (зин,
• коло… (бок) ит. д.
Если ребенку трудно сориентироваться, показать на предмет, который назван. Взяв в руки куклу, сказать: «Кук… (ла)». Взять в руки кубик - «Ку… (бик)» и т. п.
Игра «Повтори за мной»
Цель: развивать речь, внимание.
Описание: предложить ребенку повторить рифмованные строки:
Птичка прилетела, песенку мне спела.
Девочка проснулась, сладко потянулась.
Солнышко садится, Маша спать ложится и т. д.
После многократного повторения делать паузу перед последним словом. Например: «Маленький зайчишка не читает… (книжки)»
«Кто мы?» (с любой игрушкой, куклой)
Цель: развивать речь, внимание.
Игрушка здоровается с педагогом, называет своё имя. Педагог называет себя по имени и отчеству. Кукла знакомиться с 3-4 детьми по их желанию.
• Кукла хочет узнать о вас, она сядет и будет слушать (обращаюсь к отдельным детям)
• Ты девочка или мальчик?
• Сколько тебе лет?
Дидактическая игра «Еду, еду». Цель: развивать речевую активность, упражнять в умении соотносить действия со словами, упражнять в правильном звукопроизношении.
Игра «Весёлые переглядки»
Цель: развивать речь, внимание.
Весёлая игрушка смотрит на ребёнка, тот должен её улыбнуться губами и глазами:
• Давайте поговорим, что мы умеем делать?
• Что ты умеешь делать? (умываться, мыть руки, убирать игрушки, одежду на место, рисовать, петь, танцевать)
• Чему ты хочешь научиться?
Дидактическая игра «Кукла Катя проснулась». Цель: закрепить знание названия одежды, последовательности процесса одевания.
Игра «Радио»
Цель: воспитывать умение быть внимательным, запоминать наиболее существенные признаки.
• Как называется группа, в которую ты ходишь?
• Как зовут воспитателей?
• Что мы делаем в группе утром? Вечером? В обед?
• Как зовут девочек в нашей группе?
• Мальчиков?
• Как зовут тебя? Как тебя называет мама? Бабушка?
Дидактическая игра: «Кто позвал?». Цель: развивать слуховое внимание, воспитывать дружеское отношение к сверстникам, желание играть вместе.
Игра «Наши имена»
Цель: развивать речь, внимание.
Описание: каждый ребёнок называет своё имя и хлопает в ладоши, а дети повторяют вслед за ним, как эхо:
• Ты хороший?
• Как играют хорошие дети? (не ссорятся, делятся игрушками)
• Как улыбаются дети когда им весело?
• Когда сердится на тебя мама?
• Что нужно делать чтобы мама не сердилась?
Игра «У меня зазвонил телефон»
Цели: развивать речь; расширять словарный запас.
Описание: предложить ребенку поиграть в «телефон». Роль телефона могут исполнять любые предметы: кубики, палочки, детали от конструктора и т. п. По очереди изображать звонок телефона. Поговорить с ребенком от своего лица, задавая ему простые вопросы:
• Как тебя зовут?
• Сколько тебе лет?
• Как зовут твою любимую игрушку?
• Во что ты играешь? и т. д.
Поменяться ролями: педагог - ребенок, ребенок - папа (мама). Разговор по телефону вести от имени игрушек, животных. Строить диалог таким образом, чтобы ответ ребенка не ограничивался словами «Да» и «Нет». Описывать различные предметы, вещи, продукты и т. д.
Дидактическая игра «Найди предмет по описанию». Цель: развивать наблюдательность, находчивость, учить замечать в предметах характерные особенности.
Игра «Когда наступит выходной»
Цели: развивать наблюдательность, внимание; расширять словарный запас.
Описание: взрослый побуждает ребенка к речи, задавая вопросы:
- У нас в группе дружно мы живём. Но вот наступил выходной и вы с родителями вышли гулять. Вам скучно. И вдруг вы видите, что вам на встречу идёт ваш друг.
• Как вы обрадовались друг другу? (дети обнимаются)
• Кто твой друг?
• Интересно тебе с другом?
• Что вы делаете вместе?
• Как вы помогаете друг другу?
Игра «Что мы видим во дворе?»
Цели: развивать наблюдательность, внимание; расширять словарный запас.
Описание: посмотреть вместе с ребенком в окно. Поиграть в игру «Кто больше увидит». По очереди перечислять то, что видно из окна. Детально описывать все увиденное. Например: «Я вижу дерево. На нем зеленые листочки, значит, сейчас лето. Оно высокое и толстое, у него много веток и сучьев и т. д.». Если ребенок затрудняется описать предмет, помочь ему наводящими вопросами:
• Ты увидел дом?
• Он высокий или низкий?
• У него много или мало окон?
• Он из кирпича или из дерева? и т. д.
Дидактическая игра «Живое домино». Цель: закрепить знания о цвете (лент, понимание слов : одинаковые, парные; воспитывать внимание, быстроту реакции на слово.
«Как называется наша группа?»
Цели: развивать наблюдательность, внимание; расширять словарный запас.
Описание: взрослый побуждает ребенка к речи, задавая вопросы:
• Для чего нам спальня?
• Раздевалка?
• Туалетная?
• Игровая? Что мы делаем в этих комнатах
• Что есть в спальне и т. д. ?
Показ картины «В детском саду» :
• Кого вы видите на картине?
• Как вы думаете, это спальня? Как называется эта комната?
«Групповая комната»
Цели: развивать наблюдательность, внимание; расширять словарный запас.
Описание: взрослый побуждает ребенка к речи, задавая вопросы:
• Где мы играем?
• Какие игрушки у нас есть?
• Где мы рисуем?
• Что нам для этого нужно?
• Где мы кушаем?
• Кто приносит нам пищу?
• Кто проводит занятия?
• Где мы занимаемся?
Дидактическая игра «Парные картинки». Цель: находить такие же предметы, как у воспитателя и говорить где их место, в каком помещении.
«Наша няня»
Цели: развивать память, речь, внимание.
Описание: взрослый побуждает ребенка к речи, задавая вопросы:
• Как зовут нашу няню?
• Няня (ИО) убирала в группе и перепутала предметы в комнатах. Давайте поможем ей расставить всё по местам.
Дидактическая игра «Что нужно для комнат?». Цель: узнавать изображение предметов, распределять их по назначению в разных помещениях группы.
«Предметы в группе»
Цели: развивать память, речь, внимание.
Описание: взрослый побуждает ребенка к речи, задавая вопросы:
Наблюдение за трудом няни:
• Как няня накрывает на стол?
• Что ставит на стол?
Дидактическая игра «Найди предмет по описанию». Цель: внимательно смотреть вокруг себя, узнавать предмет, ориентируясь на характерные признаки.
Игра «Как называется?»
Цели: развивать память, речь, внимание.
Описание: взрослый побуждает ребенка к речи, задавая вопросы:
• Как называется наш детский сад?
• Как называется наша группа?
• Как зовут воспитателей в группе?
• Как зовут нашу няню?
• Что ты делаешь в детском саду?
• Во что ты играешь с детьми?
Игра «Что мы видели вчера?»
Цели: развивать память, внимание, наблюдательность; расширять словарный запас.
Описание: вспомнить вместе с ребенком, где он с родителями был вчера, что делал, кого встречал, о чем разговаривали:
• Ты играл с Сашей?
• А во что вы играли?
• Какого цвета было у Саши ведерко?
• А совочек?
Детские словесные игры способствуют развитию у детей речи, внимания, памяти, воображения, мышления, обогащению словарного запаса. Поиграть в такие игры можно где угодно : дома, на прогулке, в транспорте, по дороге в детский сад и т. д. !