Анастасия Димитрина
Консультация «Содержание словарной работы с дошкольниками»
▼ Скачать + Заказать документы
ФОП ДО «РЕЧЕВОЕ РАЗВИТИЕ»
Словарная работа
Словарная работа – целенаправленная педагогическая деятельность, обеспечивающая эффективное освоение словарного состава родного языка
Задачи
• Обогащение словаря новыми словами, усвоение ранее неизвестных слов и новых значений слов
• Закрепление и уточнение словаря, углубление понимания уже известных слов.
• Активизация словаря (новое слово должно войти в активный словарь)
Публикация «Консультация „Содержание словарной работы с дошкольниками“» размещена в разделах
• Устранение из речи нелитературных слов (диалектные, просторечные, жаргонные)
Содержание словарной работы с детьми 2- 3 лет
-педагог развивает понимание речи и активизирует словарь, формирует умение по словесному указанию находить предметы по цвету, размеру ("Принеси красный кубик", различать их местоположение;
- активизирует словарь детей : существительными, обозначающими названия транспортных средств, частей автомобиля, растений, фруктов, овощей, домашних животных и их детенышей; глаголами, обозначающими трудовые действия (мыть, стирать, взаимоотношения (помочь); прилагательными, обозначающими величину, цвет, вкус предметов; наречиями (сейчас, далеко). Педагог закрепляет у детей названия некоторых трудовых действий и собственных действий; имена близких людей, имена детей группы; обозначения личностных качеств, особенностей внешности окружающих ребёнка взрослых и сверстников.
Содержание словарной работы с детьми 3- 4 лет
обогащение словаря : педагог обогащает словарь детей за счет расширения представлений о людях, предметах, частях предметов (у рубашки - рукава, воротник, пуговица, качеств предметов (величина, цвет, форма, материал, некоторых сходных по назначению предметов (стул - табурет, объектах природы ближайшего окружения, их действиях, ярко выраженных особенностях, формирует у детей умение понимать обобщающие слова (мебель, одежда);
активизация словаря : педагог формирует у детей умение использовать в речи названия предметов и объектов ближайшего окружения, знать их назначение, части и свойства, действия с ними; названия действий гигиенических процессов умывания, одевания, купания, еды, ухода за внешним видом и поддержания порядка; названия некоторых качеств и свойств предметов; материалов; объектов и явлений природы.
Содержание словарной работы с детьми 4- 5 лет
педагог формирует у детей умение использовать в речи названия предметов и материалов, из которых они изготовлены; названия живых существ и сред их обитания, некоторые трудовые процессы; слова, обозначающие части предметов, объектов и явлений природы, их свойства и качества: цветовые оттенки, вкусовые качества, степени качества объектов, явлений; употреблять слова, обозначающие некоторые родовые и видовые обобщения, а также лежащие в основе этих обобщений существенные признаки; слова извинения, участия, эмоционального сочувствия.
Содержание словарной работы с детьми 5- 6 лет
Педагог осуществляет обогащение словаря за счет расширения представлений о явлениях социальной жизни, взаимоотношениях и характерах людей; за счет слов, обозначающих: названия профессий, учреждений, предметов и инструментов труда, техники, помогающей в работе, трудовые действия и качество их выполнения; личностные характеристики человека, его состояния и настроения, внутренние переживания; социально-нравственные категории, оттенки цвета, тонкое дифференцирование формы, размера и других признаков объекта; названия обследовательских действий, необходимых для выявления качеств и свойств предметов. Педагог закрепляет у детей умение обобщать предметы: объединять их в группы по существенным признакам.
. Упражнять детей в умении подбирать слова со сходными значениями (синонимы) и противоположными значениями (антонимы)
Содержание словарной работы с детьми 6- 7 лет
Педагог формирует у детей умения подбирать точные слова для выражения мысли;
выполнять операцию классификации - деления освоенных понятий на группы на основе выявленных признаков, использовать в речи средства языковой выразительности: антонимы, синонимы, многозначные слова, метафоры, олицетворения.
ФОРМЫ РАБОТЫ
• Наблюдение, экскурсия
• Рассматривание предметов, игрушек
• Рассматривание картин
• Экспериментальная деятельность (Ознакомление со свойствами и качествами предметов)
• Дидактические игры, упражнения (Формирование видовых и родовых понятий)
• Загадки
Структура занятия
• Вводная часть (мотивация)
• Беседа, направленная на оживление памяти детей, чтобы вспомнить уже известную картину, игрушку
• Обучающие приёмы (образец рассказа, план, коллективное составление рассказа, по частям и др.)
• Рассказы детей (основное время занятия. Развиваем связную монологическую речь.
• Итог.
Цель рассматривания картины, цель задаваемых вопросов — выяснить ее основное содержание; при этом надо активизировать не словарь вообще, а определенную группу слов. Поэтому спрашивать следует об основном.
разные виды вопросов:
1. Для выяснения общего смысла картины: о чем картина? Как мы ее назовем?
2. Для описания предметов: что? Какой? Где? Что делает? На что похож?
3. Для установления связей между частями картины: почему? Зачем? Для чего? Чьи? Чем похожи?
4. Для перехода за пределы изображенного: как вы думаете, что будет потом? Что было до этого? Как ты догадался об этом?
5. Вопросы о личном опыте детей, близком содержанию картины : а у тебя такие игрушки есть? А к нам в группу кто недавно пришел? Как мы встретили новенького?
• 6. Старшим детям для активизации словаря задается вопрос для подбора синонимов: как еще можно сказать об этом? (Несмелая, робкая, испуганная и др.)
• В старших группах можно использовать приемы, разработанные Е. И. Тихеевой. Проводятся упражнения типа игры
• «Кто больше увидит?» Дети называют детали изображенного предмета, не повторяясь. Это важно для развития наблюдательности, внимания и активизации словаря.
• Прием сравнения картин (Чем похожи и чем не похожи).
• Игры и творческие задания для освоения алгоритмов работы с картиной
Игры с «подзорной трубой» Учить детей выделять объекты, изображенные на картине.
Детям предлагается картина для рассматривания и альбомный лист для имитации подзорной трубы.
• Правило: навести глазок подзорной трубы на один объект и назвать его. Выигрывает тот, кто перечислит больше объектов на картине.
«Ожившие предметы» Развивать у детей эмпатию, наделяя объекты на картине человеческими чувствами, мыслями, характерами. Ведущий предлагает выбрать объект на картине для обсуждения. Дети определяют его характер, рассказывают о его возможных поступках и мыслях. Например, рассматривается пейзаж; дети выбирают и характеризуют объект - ель: спокойная, спящая, тихо дышит. Составление речевых зарисовок от имени очеловеченного объекта.
«Кто о чем говорит?» Учить детей составлять диалоги от лица объектов картины.
Воспитатель предлагает выбрать объекты и представить себе, о чем они могли бы говорить или думать. Затем дети составляют диалоги от лица объектов на тему «Кто о чем говорит».