Лучший педагог года

Консультация «Содержание словарной работы с дошкольниками»

Анастасия Димитрина
Консультация «Содержание словарной работы с дошкольниками»
▼ Скачать + Заказать документы

ФОП ДО «РЕЧЕВОЕ РАЗВИТИЕ»

Словарная работа

Словарная работа – целенаправленная педагогическая деятельность, обеспечивающая эффективное освоение словарного состава родного языка

Задачи

• Обогащение словаря новыми словами, усвоение ранее неизвестных слов и новых значений слов

• Закрепление и уточнение словаря, углубление понимания уже известных слов.

• Активизация словаря (новое слово должно войти в активный словарь)

Публикация «Консультация „Содержание словарной работы с дошкольниками“» размещена в разделах

• Устранение из речи нелитературных слов (диалектные, просторечные, жаргонные)

Содержание словарной работы с детьми 2- 3 лет

-педагог развивает понимание речи и активизирует словарь, формирует умение по словесному указанию находить предметы по цвету, размеру ("Принеси красный кубик", различать их местоположение;

- активизирует словарь детей : существительными, обозначающими названия транспортных средств, частей автомобиля, растений, фруктов, овощей, домашних животных и их детенышей; глаголами, обозначающими трудовые действия (мыть, стирать, взаимоотношения (помочь); прилагательными, обозначающими величину, цвет, вкус предметов; наречиями (сейчас, далеко). Педагог закрепляет у детей названия некоторых трудовых действий и собственных действий; имена близких людей, имена детей группы; обозначения личностных качеств, особенностей внешности окружающих ребёнка взрослых и сверстников.

Содержание словарной работы с детьми 3- 4 лет

обогащение словаря : педагог обогащает словарь детей за счет расширения представлений о людях, предметах, частях предметов (у рубашки - рукава, воротник, пуговица, качеств предметов (величина, цвет, форма, материал, некоторых сходных по назначению предметов (стул - табурет, объектах природы ближайшего окружения, их действиях, ярко выраженных особенностях, формирует у детей умение понимать обобщающие слова (мебель, одежда);

активизация словаря : педагог формирует у детей умение использовать в речи названия предметов и объектов ближайшего окружения, знать их назначение, части и свойства, действия с ними; названия действий гигиенических процессов умывания, одевания, купания, еды, ухода за внешним видом и поддержания порядка; названия некоторых качеств и свойств предметов; материалов; объектов и явлений природы.

Содержание словарной работы с детьми 4- 5 лет

педагог формирует у детей умение использовать в речи названия предметов и материалов, из которых они изготовлены; названия живых существ и сред их обитания, некоторые трудовые процессы; слова, обозначающие части предметов, объектов и явлений природы, их свойства и качества: цветовые оттенки, вкусовые качества, степени качества объектов, явлений; употреблять слова, обозначающие некоторые родовые и видовые обобщения, а также лежащие в основе этих обобщений существенные признаки; слова извинения, участия, эмоционального сочувствия.

Содержание словарной работы с детьми 5- 6 лет

Педагог осуществляет обогащение словаря за счет расширения представлений о явлениях социальной жизни, взаимоотношениях и характерах людей; за счет слов, обозначающих: названия профессий, учреждений, предметов и инструментов труда, техники, помогающей в работе, трудовые действия и качество их выполнения; личностные характеристики человека, его состояния и настроения, внутренние переживания; социально-нравственные категории, оттенки цвета, тонкое дифференцирование формы, размера и других признаков объекта; названия обследовательских действий, необходимых для выявления качеств и свойств предметов. Педагог закрепляет у детей умение обобщать предметы: объединять их в группы по существенным признакам.

. Упражнять детей в умении подбирать слова со сходными значениями (синонимы) и противоположными значениями (антонимы)

Содержание словарной работы с детьми 6- 7 лет

Педагог формирует у детей умения подбирать точные слова для выражения мысли;

выполнять операцию классификации - деления освоенных понятий на группы на основе выявленных признаков, использовать в речи средства языковой выразительности: антонимы, синонимы, многозначные слова, метафоры, олицетворения.

ФОРМЫ РАБОТЫ

• Наблюдение, экскурсия

• Рассматривание предметов, игрушек

• Рассматривание картин

• Экспериментальная деятельность (Ознакомление со свойствами и качествами предметов)

• Дидактические игры, упражнения (Формирование видовых и родовых понятий)

• Загадки

Структура занятия

• Вводная часть (мотивация)

• Беседа, направленная на оживление памяти детей, чтобы вспомнить уже известную картину, игрушку

• Обучающие приёмы (образец рассказа, план, коллективное составление рассказа, по частям и др.)

• Рассказы детей (основное время занятия. Развиваем связную монологическую речь.

• Итог.

Цель рассматривания картины, цель задаваемых вопросов — выяснить ее основное содержание; при этом надо активизировать не словарь вообще, а определенную группу слов. Поэтому спрашивать следует об основном.

разные виды вопросов:

1. Для выяснения общего смысла картины: о чем картина? Как мы ее назовем?

2. Для описания предметов: что? Какой? Где? Что делает? На что похож?

3. Для установления связей между частями картины: почему? Зачем? Для чего? Чьи? Чем похожи?

4. Для перехода за пределы изображенного: как вы думаете, что будет потом? Что было до этого? Как ты догадался об этом?

5. Вопросы о личном опыте детей, близком содержанию картины : а у тебя такие игрушки есть? А к нам в группу кто недавно пришел? Как мы встретили новенького?

• 6. Старшим детям для активизации словаря задается вопрос для подбора синонимов: как еще можно сказать об этом? (Несмелая, робкая, испуганная и др.)

• В старших группах можно использовать приемы, разработанные Е. И. Тихеевой. Проводятся упражнения типа игры

«Кто больше увидит?» Дети называют детали изображенного предмета, не повторяясь. Это важно для развития наблюдательности, внимания и активизации словаря.

• Прием сравнения картин (Чем похожи и чем не похожи).

• Игры и творческие задания для освоения алгоритмов работы с картиной

Игры с «подзорной трубой» Учить детей выделять объекты, изображенные на картине.

Детям предлагается картина для рассматривания и альбомный лист для имитации подзорной трубы.

Правило: навести глазок подзорной трубы на один объект и назвать его. Выигрывает тот, кто перечислит больше объектов на картине.

«Ожившие предметы» Развивать у детей эмпатию, наделяя объекты на картине человеческими чувствами, мыслями, характерами. Ведущий предлагает выбрать объект на картине для обсуждения. Дети определяют его характер, рассказывают о его возможных поступках и мыслях. Например, рассматривается пейзаж; дети выбирают и характеризуют объект - ель: спокойная, спящая, тихо дышит. Составление речевых зарисовок от имени очеловеченного объекта.

«Кто о чем говорит?» Учить детей составлять диалоги от лица объектов картины.

Воспитатель предлагает выбрать объекты и представить себе, о чем они могли бы говорить или думать. Затем дети составляют диалоги от лица объектов на тему «Кто о чем говорит».

Публикации по теме:

Планирование в детском саду: формы и содержание (из опыта работы воспитателя)Планирование в детском саду: формы и содержание (из опыта работы воспитателя) Хочу предложить вашему вниманию свой опыт по планированию работы с детьми и родителями в детском саду. Планирование в детском саду - формы.

Консультация для воспитателей на тему: «Содержание и виды дидактических игр». Консультация для воспитателей на тему: «Содержание и виды дидактических игр». Дидактическая игра опирается на знания, уже имеющихся у детей,.

Консультация для воспитателей «Содержание и методика нравственного воспитания детей средней группы детского сада» От нравственного воспитания в детском саду и в семье зависят дальнейшие поступки, формируется облик личности человека. Нравственное воспитание.

Консультация для воспитателей «Содержание познавательно-математической деятельности в режиме дня в ДОУ» Уже в дошкольном возрасте начинается вхождение детей в мир математики. Дошкольный возраст характеризуется своими особенностями. Формирование.

Консультация для воспитателей «Задачи словарной работы по обогащению активного словаря детей в ДОУ» Словарь – это лексический состав речи, которым пользуется человек. Словарь делят на активный и пассивный. Объём активного словаря любого.

«Дикие животные». Лэпбук для работы с дошкольниками«Дикие животные». Лэпбук для работы с дошкольниками Знакомство детей с окружающим важный раздел в работе с дошкольниками. Знакомя детей с дикими животными зачастую требует подбора большого.

Лэпбук «Весна» для работы с дошкольникамиЛэпбук «Весна» для работы с дошкольниками Здравствуйте, уважаемые МААМовцы! Предлагаю вашему вниманию очередной лэпбук. В этот раз лэпбук "Весна". Вы уже, наверно, заметили, что.

Содержание коррекционно-логопедической работы в едином коррекционно-образовательном пространстве семьи и ДОУ Родительское собрание Тема: «Содержание коррекционно-логопедической работы в едином коррекционно - образовательном пространстве семьи и.

Содержание психолого-педагогической работы с сенсорным оборудованием с дошкольниками Сенсорное развитие ребенка – это развитие его восприятия и формирование представлений о внешних свойствах предметов: их форме, цвете, величине,.

Содержание работы по эстетико-культурно-экологическому образованию детей 5–7 лет в совместной деятельности II часть ВеснаРабота в уголке природы. Весна – период пробуждения природы. Весна время ожидания цветения комнатных растений, изменения в поведении.

Библиотека изображений:
Опубликовано в разделах:
Автор публикации:
Консультация «Содержание словарной работы с дошкольниками»
Опубликовано: 2 ноября 2023 в 15:19
+7Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Консультация «Содержание словарной работы с дошкольниками»» (включая файлы) размещена пользователем Анастасия Димитрина в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
24 ноября. День первого льда. Папка-передвижка «Осторожно, тонкий лед!»

В конце ноября проводится Единый день безопасности на льду для предупреждения несчастных случаев с детьми на водоемах. К этому времени в большинстве российских регионов устанавливаются морозы, и водоемы...

24 ноября. День матери. Папка-передвижка к празднику

День матери - самый главный праздник в детском саду!


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД