Папки-передвижки

Словарь-справочник воспитателя

Ирина Ким
Словарь-справочник воспитателя
▼ Скачать + Заказать документы

ЛЕКСИЧЕСКИЙ МИНИМУМ

АНКЕТА, -ы, ж. 1. Опросный лист для получения каких-нибудь сведений о том, кто его заполняет. Заполнить анкету. 2. Сбор сведений путем получения ответов на определенные вопросы (книжн.). Провести анкету. II прил. анкетный, -ая, -ое.

ГАЛЕРЕЯ, -и, ж. 1. Узкое крытое помещение, соединяющее части здания, а также длинный балкон вдоль здания. Стеклянная галерея. 2. В некоторых названиях: художественный музей. Картинная галерея.

ГОРИЗОНТ, -а, м. Видимая граница (линия кажущегося соприкосновения) неба и земной или водной поверхности, а также небесное пространство над этой границей. Корабль скрылся за горизонтом.

Публикация «Словарь-справочник воспитателя» размещена в разделах

ГРОЗА, -ы, мн. грозы, гроз, грозам, ж. Бурное ненастье с дождем, громом и молниями. Летние грозы.

ДЕКОРАЦИЯ, -и, ж. Устанавливаемое на сцене, съемочной площадке живописное, объемное или архитектурное изображение места и обстановки сценического действия.

ДИДАКТИЧЕСКИЙ, -ая, -ое. Наставительный, поучительный (книжн.). Дидактическая игра. Дидактическая повесть.

ДИСКУССИЯ, -и, ж. Спор, обсуждение какого-нибудь вопроса на собрании, в печати, в беседе. Вступить в дискуссию. || прил. дискуссионный, -ая, -ое.

ЖЕРЛО, -а, мн. жерла, жерл, жерлам, ср. 1. В артиллерийском орудии: дульное отверстие ствола. Жерло пушки. 2. Входное отверстие в печи. 3. Отверстие глубокого канала, идущего от очага вулкана к кратеру (спец.).

ЖИВОПИСЬ, -и, ж. Изобразительное искусство - создание художественных образов с помощью красок. Уроки живописи. Школа живописи.

ЗАДАТКИ, ов. Зачатки каких-нибудь способностей, качеств. Хорошие задатки.

ИЛЛЮСТРАЦИЯ, -и, ж. 1. Рисунок, иллюстрирующий текст. Книга с иллюстрациями. 2. Поясняющий пример. Убедительные иллюстрации лектора. || прил. иллюстрационный, -ая, -ое и иллюстративный, -ая, -ое.

ИСКУССТВО, -а, ср. 1. Творческое отражение, воспроизведение действительности в художественных образах. Изобразительные искусства.

2. Умение, мастерство, знание дела. Владеть искусством шитья.

КАЛЕНДАРЬ, -я, м. 1. Способ счисления дней в году. Солнечный календарь. 2. Таблица или книжка с перечнем всех дней в году (с различными справочными сведениями). Отрывной календарь. 3. Распределение по времени (дням, месяцам) отдельных видов деятельности. Календарь занятий. || прил. календарный, -ая, -ое. Календарный план.

КАРТОН, -а, м. Толстая, очень твердая бумага. Однослойный, многослойный картон.

КАРТОТЕКА, -и, ж. Систематизированное собрание карточек с какими-нибудь сведениями, материалами. Библиотечная картотека. || прил. картотечный, -ая, -ое. л. шкаф.

КАРУСЕЛЬ, -и, ж. Вращающееся устройство для катания по кругу, с сиденьями, сделанными в виде кресел, лошадей, лодок. Кататься на карусели.

КОММУНИКАЦИЯ, -и, ж. Сообщение, общение (книжн.). Речь как средство коммуникации. Средства массовой коммуникации (печать, радио, кино, телевидение, || прил. коммуникационный, -ая, -ое (к 1 знач.) и коммуникативный, -ая, -ое (ко 2 знач.). Коммуникационные линии. Коммуникативные функции.

ЛЕДНИК, -а, м. Плотная масса движущегося льда атмосферного происхождения (в горах или полярных областях) || прил. ледниковый, -ая, -ое Ледниковый период в истории Земли.

ЛИТЕРАТУРА, -ы, ж. 1. Произведения письменности, имеющие общественное, познавательное значение. Художественная литература. 2. Совокупность произведений какой-нибудь отрасли знания, по какому-нибудь специальному вопросу. Детская литература || прил. литературный, -ая, -ое

МАТРЁШКА, -и, ж. Полуовальная полая разнимающаяся посередине деревянная расписная кукла, в которую вставляются другие такие же куклы меньшего размера. Русская матрёшка.

МАТЕРИК, -а,м. Обширное пространство суши, омываемое морями и океанами. Материки современной геологической эпохи (Евразия, Северная Америка, Южная Америка, Африка, Австралия, Антарктида). || прил. материковый, -ая, -ое (к 1 знач.).

МЕЧТА, -ы, в знач. род. мн. употр. мечтаний, ж. 1. Нечто, созданное воображением, мысленно представляемое. Мечта сбылась. 2. ед. Предмет желаний, стремлений. Мечта всей жизни.

МОЗАИКА, -и, ж. Узор из скрепленных друг с другом кусочков смальты, разноцветных камешков, эмали, дерева. Детская мозаика (набор из кусочков твердого материала для выкладывания узоров).

МОЛОДЕЦ, -дца, м. В народной словесности : удалец, храбрец. Добрый молодец.

МОРАЛЬ, -и, ж. 1. Нравственные нормы поведения, отношении с людьми, а также сама нравственность. Человек высокой морали, 2. Логический, поучительный вывод из чего-нибудь. Мораль басни. 3. Нравоучение, наставление (разг.). Читать мораль кому-нибудь || прил. моральный, -ая, -ое (к 1 знач.).

НАБЛЮДАТЬ, -аю, -аешь; несов. 1. кого-что, за кем-чем, с союзом " что " или " как ". Внимательно следить глазами за кем-чем-нибудь, а также вообще внимательно следить за кем-чем-нибудь, не упускать из виду, из поля зрения. Наблюдать за полетом птицы. 2. кого-что. Изучать, исследовать. Наблюдать развитие событий. 3. за кем-чем. Осуществлять надзор за кем-чем-нибудь. Наблюдать за детьми. || сущ, наблюдение, -я, ср.

НАГРУЗКА, -и, ж. 1. Возлагаемая на кого-н. основная или дополнительная работа. Часовая н. преподавателя (объем его работы, исчисляемый в академических часах). Общественная н. (безвозмездная работа). 5. Вещь, товар, обязательно продаваемый вместе с другим (обычно ходовым, нужным разг.). Продать, купить с нагрузкой. * В нагрузку к чему, в знач. предлога с дат. п. - в качестве обязательного дополнении к чему-н. || прил. нагрузочный, -ая,-ое.

НЕБЫЛИЦА, -ы, ж. 1. Вымысел, лживое сообщение. Плести небылицы. 2. В народном творчестве: шуточный рассказ о том, чего не может быть, не бывает (напр. : гром по лесу прокатился: комаре дерева свалился или ехала деревня мимо мужика, вдруг из подворотни лают ворота).

НЕНАСТЬЕ, -я, ср. Дождливая, пасмурная погода. Осеннее ненастье.

ОБИДА, -ы, ж. Несправедливо причиненное огорчение, оскорбление, а также вызванное этим чувство. Терпеть обиды. Быть в обиде на кого-нибудь.

ОБРАЗОВАНИЕ, -я, ср. 1. Получение систематизированных знаний и навыков, обучение, просвещение. Народное образование. 2. Совокупность знаний, полученных в результате обучения. Начальное, среднее, высшее, специальное образование. || прил. образовательный, -ая, -ое.

ПАПАХА, -и, ж. Высокая меховая шапка. Казачья папаха.

ПАТРИОТИЗМ, -а, м. Преданность и любовь к своему отечеству, к своему народу. Патриотизм русских воинов. || прил. патриотический, -ая,-ое.

ПОЛДНИК, -а, м. 1. Легкая еда между обедом и ужином. Что сегодня на полдник? 2. Пища, приготовленная для такой еды. Легкий полдник || прил. полдничный, -ая, -ое.

ПОХВАЛА, -ы, ж. Хороший отзыв о ком-чем-нибудь, одобрение. Отозваться с похвалой о ком-нибудь.

РАДУГА, -и, ж. Разноцветная дуга на небесном своде, образующаяся вследствие преломления солнечных лучей в дождевых каплях. Цвета радуги (цвета солнечного спектра). || прил. радужный, -ая, -ое.

РАЗБОЙНИК. -а, м. I. Человек, который занимается разбоем, грабитель. Разбойник с большой дороги. Серый разбойник (перен. : о волке). 2. Шалун, баловник, негодник (обычно в обращении) (разг.). Ах, разбойник, что ты наделал? прил. разбойнический, -ая, -ое (к 1 знач.) и разбойничий, -ья, -ье (к 1 знач.).

РАЗИНЯ, -и, мн. -инь и -иней, м. и ж. (разг. пренебр.). Рассеянный, невнимательный человек.

РАСТУШЕВАТЬ, -шую, -шуешь; -шеван-ный; сов., что (спец.). Растереть равномерно тушь, карандаш, положенные в теневых местах рисунка, изображения. || несов. растушевывать, -аю, -аешь. || сущ. растушевка, -и, ж. || прил. Растушевочный, -ая, -ое.

РЕПРОДУКЦИЯ, -и, ж. 1. Воспроизведение картин, рисунков путем фотографии, клише (спец.). 2. Картина, рисунок, воспроизведенные типографским способом. Яркие репродукции. || прил. репродукционный, -ая, -ое (к 1 знач. ;спец.).

РИТМИКА, -и, ж. Ритмические движения с музыкальным сопровождением. Урок ритмики.

СВЕТЁЛКА, -и, ж. (устар.). Небольшая комната, обычно в верхней части жилья.

СЕМИНАР, -а, м. 1. Групповые практические занятия под руководством преподавателя в высшем учебном заведении. 2. Групповые занятия, кружок для какой-нибудь специальной подготовки, для повышения квалификации. || прил. семинарский, -ая,-ое.

СКОРОГОВОРКА, -и, ж. 1. Быстрая речь. Говорить скороговоркой. 2. Специально придуманная фраза с труднопроизносимым подбором звуков, быстро проговариваемая шуточная прибаутка (напр. : на дворе - трава, на траве - дрова). I) прил. скороговорочный, -ая, -ое (ко 2 знач.).

СЛАЙД, -а, м. Позитивное фотографическое изображение на прозрачном материале, предназначенное для демонстрации на экране с помощью проектора.

УГОЛОК, -лка, об уголке, в уголке и в уголку, м. 1. какой. Помещение в учреждении, место, специально отведенное для каких-нибудь занятий, для просветительных целей. Уголок живой природы (то же, что живой уголок).

УЗОР, -а, м. Рисунок, являющийся сочетанием линий, красок, теней. Причудливый узор. Ледяной узор на окнах (перен.).н прил узорный, -ая, -ое. Узорное ткачество.

ФЕЙЕРВЕРК, -а, м. Во время торжеств, празднеств: высоко взлетающие из ракеты (в 1 знач.) декоративные огни. Рассыпаться фейерверком (также перен. : ярко, в разные стороны). Фейерверк. слов (перен. : об излишнем многословии). прил. фейерверочный, -ая, -ое.

ХОРОВОД, -а, м. Народная игра - движение людей по кругу с пением и пляской, а также вообще кольцо взявшихся за руки людей - участников какой-нибудь игры, танца. Хоровод вокруг новогодней елки. || прил. хороводный, -ая, -ое. Хороводные песни.

ЦИРК, -а, м. 1. Вид искусства, объединяющий выступления акробатов, гимнастов, клоунов, эквилибристов, дрессировщиков, фокусников, музыкальных эксцентриков. Традиции русского цирка. 2. Зрелищное предприятие, помещение, где даются представления с участием таких артистов. На арене цирка- || прил. цирковой, -ая, -ое (к 1 и 2 знач.). Цирковое искусство. Цирковой артист.

ЭКСКУРСИЯ, -и, ж. Коллективная поездка куда-нибудь, посещение чего-нибудь с образовательной, познавательной целью. || прил, экскурсионный, -ая, -ое (к 1 знач.).

ЮЛА, ж. Игрушка в виде кружка, шарика на вращающейся оси.

Толковый словарь Ожегова

ОРФОГРАФИЧЕСКИЙ МИНИМУМ

агрессия, -и

адаптация, -и

аккордеон, -а

аккомпанемент, -а

аккуратный ; кр. ф. -тен, -тна

аллея, -и

аппаратура, -ы

аппликация, -и

баллон, -а

бассейн, -а

бегемот, -а

безнравственность, -и

берёза, -ы

веб-сайт, -а

вереница, -ы, тв. -ей

виртуальность, -и

витаминизация, -и

горизонт, -а

гофрированный; кр. ф. -ан, -ана

группа, -ы

гуманизация, -и

грейпфрут (но не грейпфрукт)

двусторонний и двухсторонний

двухколёсный

деревянный; кр. ф. (перен.) -янен, -янна

деффект, -а

инвентарь, -я

инновационный

интеллектуальный; кр. ф. -лен, -льна

канцелярский

кипяток, -тка и -тку

классификация, -и

констатировать (но не константировать)

макулатура

мебель, -и

моделирование, -я

мораль, -и

наименование, -я

откорректировать, -ирую, -ирует

пешеход, -а

поскользнуться (но не подскользнуться)

работоспособный; кр. ф. -бен, -бна

развлекательный; кр. ф. -лен, -льна

секрет, -а

симметрия, -и

скорлупка, -и, р. мн. -пок

театрализованный; кр. ф. -ан, -ана

целеустремлённый; кр. ф. -ён, -ённа

цокотуха, -и

чередовать, -дую, -дует

чрезвычайный (черезвычайный - ошибка)

чрезмерный (черезмерный - ошибка)

щепетильность, -и

эксперимент, -а

экспресс-опрос,

эксцентричный; кр. ф. -чен, -чна

ябедничать, -аю, -ает

Орфографический словарь 21 в.

АКЦЕНТОЛОГИЧЕСКИЙ МИНИМУМ

августовский (от август)

балованный; кр. ф. -ан, -ана

баловаться, балуюсь, балуется

бахвалиться, -люсь, -лится

благообразный; кр. ф. -зен, -зна

включить, включишь, включит, включим

водопровод

возрасты (но не возраста)

девичий, -ья, -ье

добела

добытый

дремота

жалюзи

жизнеобеспечение

каталог

квартал

красивее (но не красивее)

крашение и крашенье

кремень

лавровый (масло,роща)

лавровый (лист, венок)

ловящий

лоскут (собирательное)

лоскут (обрезки ткани)

месяцы

многовековой

мусоропровод

наложить, (прош.) наложил, наложила, наложило, наложили

новорождённый

нормированный

нормировать

облегчить, облегчил, облегчила, облегчило,

одновременный

окно, -а, мн. окна, окон

осведомиться

острота (остроумное выражение)

острота (сущ. от острый)

откупорить

поимённый

пригоршня

пригубить

развитой (развитая наука)

развитый (развитый ум)

ракушка

расклёшенный

рожки, рожков (о макаронных изделиях)

рожки, рожек (о маленьких рогах)

сирота, (мн. ч.) сироты, сирот, сиротам, сиротами, о сиротах

цепочка

черпать

юродивый

ясли-сад, яслей-сада, в яслях-саду, (мн. ч.)

Орфографический словарь 21 в.

Морфологический минимум

баклажан, -а; р. мн. -жанов

беда, -ы; мн. беды, бед

блюдце, -а; р. мн. -дец

боль, -и; р. мн. болей

веретено, -а; мн. веретёна, веретён

вина, -ы; мн. вины, вин (чувство вины)

Вклеенный, вклеенная, вклеенное; вклеен, вклеена, вклеено.

воз, -а; мн. возы, -ов

Воинственный, воинственная, воинственное; воинствен, воинственна, воинственно (книжн.)

выздоровею, выздоровеет (но не выздоровлю, выздоровит)

гнездо, -а; мн. гнёзда

год, -а; мн. годы

гольф (м. р., пара гольфов

Девятисотлетие (900-летие)

доброкачественный; кр. ф. -вен и -венен, -венна

единовременный; кр. ф. -енен, -енна

жеребёнок, -нка, мн. -бята, -бят

жирафёнок, -нка, мн. -фята, -ят

клок, -а; мн. клочья, -ев

колено, -а; мн. колена, колен (изгиб)

колено, -а; мн. колени, -ей (сустав)

колено, -а; мн. коленья, -ьев (звено, сочленение)

корова — телёнок

кочерга, -и; мн. кочерги, кочерёг

лить, (прош. вр.) лила, лило, лили

ласка, -и; р. мн. ласк (проявление нежности)

ласка, -и; р. мн. ласок (животное)

лист, -а; мн. листья, -ев (растения)

лист, -а; мн. листы, -ов (бумага и т. п.)

ломоть, ломтя, мн. ломти, -ей

лоскут, -а, мн. -ы, -ов и лоскутья, -ьев

лошадь-жеребёнок

ляг, лягте (но не ляжьте)

мандарин, -а; р. мн. -ов (во всех значениях)

носок, пара носков (но не носок)

овца - ягнёнок

обеих (ж. р., но обоих (м. р.)

облачко, -а, мн. -а, -ов

одевать кого-либо, но надевать на себя

оплатить проезд, но заплатить за проезд

сандалия, сандалии (но не сандаль, сандали)

сечь, секу, сечёшь; сек [не сё], секла, -ло, -ли (розгами) и секла, -ло

сжечь, сожгу, сожжёшь

суфле нескл., ср. Ягодное суфле

табло, нескл., ср. Электронное табло

табу, нескл., ср.

туфля (ж. р., туфель, туфлям, туфли, туфлями, о туфлях, пара туфель

тюль, -я, м. Узорчатый тюль

удила (сущ., удил, удилам, удилами, об удилах

хитрый; кр. ф. хитёр, хитра, хитро

хищный; кр. ф. -щен, -щна

хозяин, -а, мн. -яева, -яев

храбрый; кр. ф. храбр, храбра, храбро, храбры

цапля, -и, р. мн. цапель

черешня, -и, р. мн. -шен

чёрный; кр. ф. чёрен, черна, черно и чёрно

чудо, -а, мн. чудеса, чудес

шапито, нескл., с. и неизм.

щенок, щенка, мн. щенки, -ов и щенята, -ят

эскимо, нескл., с.

яблоко, -а, мн. -оки, -ок

Толковый словарь Ожегова, орфографический словарь 21 в.

Орфоэпический минимум

агрессия [рее]

адекватный [дэ]

акварель [не рэ]

аккордеон [не дэ]

Андерсен Ганс-Христиан [дэ, сэ]

бутса, -ы; р. мн. бутс [ц]

бухгалтер- бухгалтеры (но не бухгалтера) (мн. ч.)

горчичный [шн]

жёлтого [ово]

игротека [не тэ]

интерпретация [тэ]

истекший год [не тё]

конечно [шн]

красивого [ово]

легче [хч]

лестный [сн]

манеж [не нэ]

моделировать, -лирую, -лируешь [дэ]

мягкий, мягок, мягка, мягко, мягки [хк]

нарочно [шн]

называется [ца]

порядочный [шн]

прачечная [шн]

рассказчик [ащ]

свитер [тэ]

сегодня [во]

сердце, -а [рц]; мн. -дца [рц]

скворечник [шн]

современный [не мё]

умываться [ца]

участник [сн]

эстетика [тэ]

Публикации по теме:

Формируем эмоциональный словарь у детей 3–5 лет: рекомендации Младшие дошкольники часто испытывают эмоции, которые не понимают и не могут объяснить словами. Формировать и расширять эмоциональный словарь.

Обогащаем словарь детей «Обогащаем словарь детей»Бытовой словарь детей в количественном отношении значительно беднее, чем у их сверстников с нормальной речью: целый.

Резюме воспитателяРезюме воспитателя КДОУ Латненский детский сад «Родничок» Семилукский район, Воронежской области. Резюме воспитателя: Сафоновой Светланы Александровны.

Консультация для родителей «Обогащаем словарь детей» Консультация для родителей «Обогащаем словарь детей» Словарные упражнения играют большую роль в работе по формированию первоначальной ориентировке.

Консультация для родителей «Обогащаем словарь детей» Основная задача логопедического воздействия на детей с нарушениями речи – научить их связно и последовательно, грамматически и фонетически.

Консультация для родителей «Обогащаем словарь детей» Консультация для родителей «Обогащаем словарь детей» Словарные упражнения играют большую роль в работе по формированию первоначальной ориентировке.

Как формировать эмоциональный словарь у детей 5–7 лет. Методические рекомендации Чтобы развивать эмоциональный словарь у старших дошкольников, воспитатель должен учитывать их возрастные особенности и постепенно усложнять.

Портфолио воспитателя МБДОУ №42 п. Прибрежного. Портфолио воспитателя Дмитриевой Ирины Николаевны Общие Сведения Место работы: МБДОУ детский сад № 42 Должность:.

Выступление на педагогическом совете «Активизируем словарь детей посредством игры» Развитие речи ребенка неразрывно связано с постепенным знакомством и овладением родным языком. Активное усвоение лексических и грамматических.

Эссе воспитателя Мир детства радостен и тонок, как флейты плавающий звук. Пока смеётся мне ребёнок, я знаю, что не зря живу. Твердят друзья: «Есть нивы тише»,.

Библиотека изображений:
Опубликовано в разделах:
Автор публикации:
Словарь-справочник воспитателя
Опубликовано: 5 марта 2019 в 19:35
+22Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Словарь-справочник воспитателя» (включая файлы) размещена пользователем Ирина Ким (УИ 415464) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 8.
Для просмотра комментариев
Календарь
23 декабря 2024 понедельник
Составляем генеалогическое древо семьи!
24 декабря 2024 вторник



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД