Лилиана Алешина
Словарь современных педагогических терминов
▼ Скачать + Заказать документы
В предлагаемом словаре предлагаются рабочие определения некоторых наиболее употребляемых в современной образовательной ситуации терминов. При этом многие традиционные термины наполнились новыми смыслами, а вновь появившиеся термины нуждаются в их наполнении смыслами в виду отсутствия четких и однозначных представлений в научном сообществе об их значениях и случаях употребления.
Публикация «Словарь современных педагогических терминов» размещена в разделах
Необходимость стандартизации в образовании вызвана потребностями образовательного мониторинга, который предполагает более или менее жесткое описание основных признаков образовательных объектов для отслеживания их динамики, т. е. динамики изменений количественных и качественных характеристик этих объектов управления в системе управления качеством образования.
Настоящее пособие может быть использовано в системе повышения квалификации, а также в практической деятельности работников образования
Аддитивность (от лат. additivus – прибавляемый) – свойство величин, состоящее в том, что значение величины, соответствующее целому объекту, равно сумме значений величин, каким бы образом ни был разбит объект (7, с. 22).
Аксиология – (греч. ценный +…логия) – теория ценностей – специальные, устойчивые представления о предпочитаемых благах, объектах, значимых для человека, являющихся предметом его желания, стремления, интереса. (7, с. 28)
Анализ - метод научного исследования путем разложения предмета на части или мысленного расчленения объекта путем логической абстракции. Анализ, наряду с синтезом, имеет огромное значение в научном познании; “. мышление состоит столько в разложении предметов сознания на их элементы, сколько в объединении связанных друг с другом элементов в единстве. Без анализа нет синтеза” (Ф. Энгельс).
Анализ (структурный) - это расчленение целого на компоненты. Функциональный анализ - это расчленение целого, некоей системы, на реализуемые ей функции.
Аттестация педагогических и руководящих работников - это процедуры оценивания профессионально-педагогической компетентности педагогических и руководящих работников, включающие : а) оценивание социально-профессионального статуса; б) оценивание профессионально-педагогической (профессионально-управленческой) квалификации.
Аттестация образовательных учреждений - это процедуры оценивания образовательной системы по следующим основным параметрам: а) содержание образования и обучения; б) квалификация педагогического и управленческого персонала; в) финансовое обеспечение и материально-техническое оснащение; г) статика и динамика системы управления.
Базисное содержание образования - перечень идей, теорий, законов, закономерностей, понятий, фактов, содержащихся в учебных предметах всех образовательных областей, подлежащих обязательному освоению (см. куррикулум).
Базовые общеобразовательные предметы – предметы, обязательные для всех учащихся во всех профилях обучения. (6, с. 4)
Бакалавр (от лат. baccalaureus; букв. – вассальный землевладелец) – в большинстве зарубежных стран первая ученая степень в системе многоступенчатого высшего образования, присваиваемая по завершении 4-летнего обучения первого уровня, после успешной сдачи государственных экзаменов и, как правило, защиты выпускной работы; во Франции автоматически присваивается по окончании полной средней школы и дает право поступления в университет [3.1.];
в ряде стран – первая ученая степень; во Франции и некоторых других странах – лицо, сдавшее экзамены за курс средней школы [3.3.].
• степень, присуждаемая по завершении первого цикла, должна быть востребована европейским рынком труда как квалификация соответствующего уровня [1.2.].
Следуя российским образовательным традициям, это должна быть завершенная профессиональная образовательная программа, после освоения которой выпускник высшей школы мог бы приступить к профессиональной деятельности, минуя период длительной профессиональной адаптации. В действительности имеющиеся сегодня бакалаврские программы могут лишь ориентировать выпускника на тот или иной вид профессиональной деятельности. Навыкам будущей профессиональной деятельности он обучится либо в магистратуре, либо станет дипломированным специалистом. Следовательно, бакалавриат – это промежуточная образовательная программа, поэтому вряд ли в настоящее время можно вести речь о ее самостоятельном образовательном статусе [2.40].
Бакалавриат (от «бакалавр») – система и форма подготовки бакалавров, 4-летний курс обучения первого уровня в системе многоступенчатого высшего образования [3.1.].
• (undergraduate cycle) – первый цикл двухступенчатого (двухциклового) высшего образования, ориентированный на приобретение компетенций исполнительского типа, отражающего потребности сохраняющегося значительного уклада индустриального общества [2.8.].
Для первой ступени были выделены следующие общие для различных предметных областей компетенции:
1) способность продемонстрировать знание основ и истории дисциплины;
2) способность логично и последовательно представить освоенное знание;
3) способность контекстуализировать новую информацию и дать ее толкование;
4) умение продемонстрировать понимание общей структуры дисциплины и связь между поддисциплинами;
5) способность понимать и использовать методы критического анализа и развития теорий;
6) способность правильно использовать методы и техники дисциплины;
7) способность оценить качество исследований в данной предметной области;
8) способность понимать результаты экспериментальной проверки научных теорий [2.9.].
Воспитание - целенаправленный, специально организованный процесс воздействия на сознание, чувства, волю и поведение человека.
В связи с этим Б. Ф. Ломов выделят три основных функции профессионально-педагогического общения : 1) информативно-коммуникативную; 2) аффективно-коммуникативную; 3) регулятивно-коммуникативную. (см. рис.).
Функции профессионально-педагогической деятельности и их направленность на сферы личности объекта деятельности
Государственные образовательные стандарты - 1) это совокупность: а) стандартов содержания образования; б) стандартов содержания обучения; в) стандартов образованности; 2) это совокупность документации, определяющей в обязательном порядке обязательный минимум содержания основных образовательных программ. максимальной учебной нагрузки обучающихся, требования к уровню подготовки выпускников;3) это совокупность документации, описывающей, во-первых, перечни учебно-образовательной информации (идеи, теории, законы. закономерности, понятия, факты, подлежащие усвоению учащимися ; во-вторых, способы организации усвоения (преподавание и учение) ; в-третьих, уровни развитости интеллектуальной, эмоциональной и действенно-практической сфер личности учащихся; 4) эталон, который представляет собой :
- минимум учебно-образовательной информации,
- на основе которой может быть развернуто в процессе обучения (при помощи определенных способов преподавания и учения,
- овладение учащимся способами интеллектуальной (познавательной, эмоционально-волевой (отношенческой) и практической деятельности и достаточный уровень социальной компетентности, который позволяет ему реализовать себя как существу общественному.
Двухступенчатая система высшего образования. Принятие системы, в основе которой лежат два цикла высшего образования: дипломный и последипломный. Доступ ко второму циклу должен быть разрешен лишь при успешном завершении программ первого цикла с продолжительностью обучения не менее 3-х лет. Степень, присуждаемая по завершении первого цикла, должна быть востребована европейским рынком труда как квалификация соответствующего уровня. Второй цикл должен вести к получению степени магистра и / или докторской степени согласно практике, существующей во многих европейских странах [1.2.].
В качестве обязательной принята установка, что каждая ступень должна готовить не только к выходу на рынок труда, но и к продолжению обучения на следующей ступени, а в целом высшее образование, получаемое в начале жизненного пути, должно готовить к долгосрочной конкурентоспособности на рынке труда, а не только на момент окончания вуза. Если коротко сформулировать главное различие первой и второй ступеней высшего образования, то оно, говоря языком философии, состоит в различии между «функционированием» и «развитием». Иначе говоря, в различии между качественной, дисциплинированной работой в штатных ситуациях и творчеством [2.9.].
«Степени первой и второй ступени должны иметь различные направленности и профили, чтобы обеспечивать разнообразные индивидуальные, академические нужды и потребности трудового рынка. Степени первой ступени должны предоставлять доступ, согласно Лиссабонской Конвенции по Признанию, к программам второй ступени. Степени второй ступени должны предоставлять возможность дальнейших исследований для получения докторской степени» (Берлин, 2003) [2.9.].
Высшее профессиональное образование представлено сегодня нормативно и методически тремя основными образовательными программами различной длительности направленности:
Направление подготовки – структурная единица одной из двух образовательных подсистем; представляет собой университетское образование; принято считать, что образование по направлениям ориентировано, как правило, на решение проблем подготовки научных и научно-педагогических кадров;
Специальность – структурная единица одной из двух образовательных подсистем; представляет собой образование практической направленности; принято считать, что образование по специальности ориентировано на подготовку специалистов практической направленности [2.40.].
Бакалавриат (от «бакалавр») – система и форма подготовки бакалавров, 4-летний курс обучения первого уровня в системе многоступенчатого высшего образования [3.1.].
• (undergraduate cycle) – первый цикл двухступенчатого (двухциклового) высшего образования, ориентированный на приобретение компетенций исполнительского типа, отражающего потребности сохраняющегося значительного уклада индустриального общества [2.8.].
Для первой ступени были выделены следующие общие для различных предметных областей компетенции:
9) способность продемонстрировать знание основ и истории дисциплины;
10) способность логично и последовательно представить освоенное знание;
11) способность контекстуализировать новую информацию и дать ее толкование;
12) умение продемонстрировать понимание общей структуры дисциплины и связь между поддисциплинами;
13) способность понимать и использовать методы критического анализа и развития теорий;
14) способность правильно использовать методы и техники дисциплины;
15) способность оценить качество исследований в данной предметной области;
16) способность понимать результаты экспериментальной проверки научных теорий [2.9.].
Бакалавр (от лат. baccalaureus; букв. – вассальный землевладелец) – в большинстве зарубежных стран первая ученая степень в системе многоступенчатого высшего образования, присваиваемая по завершении 4-летнего обучения первого уровня, после успешной сдачи государственных экзаменов и, как правило, защиты выпускной работы; во Франции автоматически присваивается по окончании полной средней школы и дает право поступления в университет [3.1.];
в ряде стран – первая ученая степень; во Франции и некоторых других странах – лицо, сдавшее экзамены за курс средней школы [3.3.].
• степень, присуждаемая по завершении первого цикла, должна быть востребована европейским рынком труда как квалификация соответствующего уровня [1.2.].
Следуя российским образовательным традициям, это должна быть завершенная профессиональная образовательная программа, после освоения которой выпускник высшей школы мог бы приступить к профессиональной деятельности, минуя период длительной профессиональной адаптации. В действительности имеющиеся сегодня бакалаврские программы могут лишь ориентировать выпускника на тот или иной вид профессиональной деятельности. Навыкам будущей профессиональной деятельности он обучится либо в магистратуре, либо станет дипломированным специалистом. Следовательно, бакалавриат – это промежуточная образовательная программа, поэтому вряд ли в настоящее время можно вести речь о ее самостоятельном образовательном статусе [2.40].
Магистратура (от «магистр») – система и форма подготовки специалистов с законченным высшим образованием (со степенью бакалавра) в большинстве стран Запада, в течение 1–2 лет, с защитой диплома или магистерской диссертации [3.1.];
• (graduate) – второй цикл двухступенчатого высшего образования, ориентированный на развитие творческих способностей [2.8.].
Выпускники второго уровня должны:
1) владеть предметной областью на продвинутом уровне, то есть владеть новейшими методами и техниками (исследования, знать новейшие теории и их интерпретации;
2) критически отслеживать и осмысливать развитие теории и практики;
3) владеть методами независимого исследования и уметь объяснять его результаты на продвинутом уровне;
4) быть способным внести оригинальный вклад в дисциплину в соответствии с канонами данной предметной области, например в рамках квалификационной работы;
5) продемонстрировать оригинальность и творческий подход;
6) овладеть компетенциями на профессиональном уровне [2.9.].
• образовательная программа магистра ориентирована на штучную подготовку научных и научно-педагогических работников высокой квалификации [2.40.].
Магистр [< лат. magister начальник; наставник] – в ряде стран – вторая академическая степень, присуждаемая лицам, окончившим университет или приравненное к нему высшее учебное заведение и имеющим степень бакалавра, прошедшим дополнительный курс в течение 1–2 лет, сдавшим специальный экзамен и защитившим диссертацию [3.3.];
вторая, средняя (между бакалавром и доктором наук) ученая степень в большинстве зарубежных стран в системе многоступенчатого высшего образования, присваиваемая лицам, окончившим университет, колледж или университет (имеющим степень бакалавра, после 1–2-годичного обучения и публичной защиты диплома или магистерской диссертации [3.1.].
Дипломированный специалист – оканчивает вуз в рамках пятилетней одноступенчатой модели образования [2.8.].
• образовательная программа дипломированного специалиста ориентирована на развитие и закрепление практических профессиональных навыков [2.40.].
Декларация (лат. declaratio – объявление, провозглашение) – политическое заявление от имени государства, правительства, партии, организации; провозглашение основных принципов [3.1.].
• [< лат. declaratio заявление, объявление] – заявление от имени государства, правительства, партии, организации; торжественное провозглашение основных принципов, а также документ, в котором они изложены (напр., Всеобщая декларация прав человека ООН 1948 г.) [3.3.].
Дефиниция - (< лат. definitio - определение) - 1)” краткое определение, толкование слова” (79, с. 111); 2) “логическое определение понятия, установление основного содержания понятия “ (245, с. 219); 3)” 1) установление смысла незнакомого термина (слова) с помощью терминов (слов) знакомых и осмысленных (номинальное определение) или путем включения его в контекст знакомых слов (контекстуальное определение, или явного формулирования равенства (явное, или нормальное определение, в левую часть которого входит определяемый термин, а в правую - определяющее выражение, содержащее только знакомые термины; 2) уточнение предмета рассмотрения, однозначная его характеристика (реальное определение); 3) введение в рассмотрение нового предмета (понятия) посредством указания на то, как этот предмет построить (получить) из предметов данных и уже известных. В последнем случае определение (дефиниция) принимает вид системы определяющих соотношений (схем, равенств) или “шагов перехода” (шагов индукции) от явно определенного и известного к искомому неизвестному (рекурсивные и индуктивные определения)” (247, с. 385, с. 942)
Дефиниция (от лат. definitio) – краткое определение, толкование слова [3.1.].
• краткое определение какого-либо понятия, отражающее существенные признаки предмета или явления; толкование слова [3.3].
• определение, истолкование понятия (книжн.). Словарные дефиниции [3.2.].
Деятельность – 1) специфическая, человеческая форма отношений к окружающему миру. содержание которой составляет его целесообразное изменение в интересах людей; условие существования общества. Деятельность включает в себя цель, средства, результат и сам процесс. Деятельность - органическое единство чувственно-практической и теоретической форм.
2) совокупность действий, операций, приемов (С. Г. Молчанов).
Децентрализация управления образованием - принцип делегирования определенных компетенций на уровень нижестоящих звеньев управления.
Диагностика (< греч. - способность распознать) - изучение признаков, характеризующих наличие дефектов в процессах, объектах для предсказания возможных отклонений в рамках их работы (или состояниях); учение о методах и принципах распознавания и идентификации.
Термина Д. широко используется в медицине, автомобильной промышленности и др. В практике образования лучше использовать термин «оценивание», поскольку оценивание – это ключевая процедура в рамках аттестации
Диверсификация (политического знания; целей Болонского процесса).
«Организуемая диверсификация» как один из основополагающих принципов развития высшего образования. Это предполагает, с одной стороны, бережное отношение к существующему разнообразию национальных систем, типов учебных заведений, направлений и видов подготовки, содержания учебных программ, представляющих собой общую ценность и потенциал для будущего развития. С другой стороны, это разнообразие и желание его сохранения не должны становиться преградой к объединению усилий, к сближению систем образования, к их конвергенции. Отсюда вытекает необходимость избирательного отношения к диверсификации и ее регулированию таким образом, чтобы устранялись препятствия на пути межвузовских и межстрановых академических обменов, чтобы легко и открыто устанавливалась сопоставимость квалификаций разных стран, а сохраняющиеся различия стимулировали бы развитие их систем образования [2.37.].
Диверсификация (от лат. diversus – разный и facere – делать) – расширение сфер деятельности [3.1.].
• [лат. diversus разный + facere делать] – разнообразие, разностороннее развитие [3.3.].
Дидактический комплекс - это совокупность следующих составляющих: 1)учебная программа; 2) учебные материалы; 3) формализованные и неформализованные задания, позволяющие проверить усвоение стандартного объема учебно-образовательной информации; 4) описание способов организации усвоения (преподавания и учения) учебно-образовательной информации и способов познавательной деятельности, (а) форм организации обучения, б) совокупностей методов обучения, в) совокупностей приемов обучения, г) средств обучения); 5) набор методик, позволяющих идентифицировать степень выраженности отдельных параметров основных сфер личности.
Дидактико-методический комплекс – (см. учебно-методический комплекс) это дидактический комплекс (учебные материалы) и методическое обеспечение (описание форм, методов, приемов и средств работы) для педагога, поясняющее как работать с дидактическим комплексом.
Дипломированный специалист – оканчивает вуз в рамках пятилетней одноступенчатой модели образования [2.8.].
• образовательная программа дипломированного специалиста ориентирована на развитие и закрепление практических профессиональных навыков [2.40.].
Дифференциация (< франц. - разность, различие) - разделение, расчленение целого на части по принятому основанию.
Дополнительные учебные занятия - форма группового или индивидуального дифференцированного обучения, обеспечивающая освоение базовой учебно-образовательной информации (стандартного содержания образования соответствующей учебной дисциплины) и способов познавательной деятельности.
Единый государственный экзамен – форма государственного оценивания уровня образованности выпускников средней образовательной школы.
Идентификация (социальная) - воспроизведение социального опыта на основе вовлечения в репродуктивную деятельность по освоению базового социального опыта.
Изменение (изменения) - изменение-преобразование, носящее внутрисистемный характер, что означает, что изменение одного из компонентов не приводит к преобразованию системы, ее переходу в новое качество. (см. развитие)
Измеритель – определитель мощности (выраженности) одного показателя в сравнении с другим; определитель «веса» показателя, его количественных характеристик.
И. определяет а) количество или диапазон показателя; б) частоту некоторого проявления (чем чаще оно выявляется, тем выше значение свойства); в) интенсивность, величину или силу проявления.
Измерение осуществляется, зачастую, в виде приписывания числа измеряемым объектам (явлениям) по определенным правилам.
И. – инструмент для оценивания количественных и качественных признаков объекта явления.
Индивидуализация (социальная) - овладение, трансформация, адаптация социального опыта соответственно индивидуальным проявлениям. На основе освоения социального опыта индивид отчасти развивает, специализирует свой индивидуальный опыт посредством “субъективных открытий”, осознавая, додумывая, добавляя самостоятельно к односторонне или частично освоенному социальному опыту. Активность общества и индивида на этом уровне социализации примерно одинакова.
Индикатор - (указатель) прибор устройство, отображающий изменение к. -л. параметра контролируемого технологического процесса или объекта в форме, наиболее удобной для восприятия человеком. Применяют визуальные, акустические, тактильные и др.
Индикатор (в сфере образования) – групповая или индивидуальная экспертная оценка, отображающая количественные или качественные изменения какого-либо признака образовательной системы (других образовательных объектов) в форме экспертного суждения (о признаке объекта) или присвоения ему числового значения.
Инструмент – средство, позволяющее установить степень выраженности признаков (свойств, качеств) объекта, идентифицировать количественные и качественные характеристики объекта.
Интеграция (образования) – (от лат. integratio – восстановление, восполнение) – взаимосвязанность, системное соединение в единое целое и соответствующий процесс установления таких связей, сближение, объединение организаций, отраслей, регионов или стран и т. п. (в противоп. дифференциации) [3.1.].
• [< лат. integration восстановление, восполнение < integer целый] – объединение в целое каких-либо частей, элементов (противоп. дезинтеграция) [3.3.].
Информальное педагогическое образование - неинституционализированная, осуществляемая социальными институтами передача от поколения к поколению педагогов норм и ценностей общей и профессиональной культуры; процесс обучения представляет собой взаимодействия между обучающимися и объективной педагогической реальностью (средой) причем педагог не осознает себя объектом процесса обучения, в ходе которого он усваивает поэме знания, умения и навыки.
Информальное образование - неинституционализированная, осуществляемая социальными институтами передача от поколения к поколению норм и ценностей общей культуры; процесс обучения в ней представляет собой взаимодействие между обучающимися и объективной реальностью (средой), причем обучающийся не осознает себя объектом процесса обучения, в ходе которого он осваивает новую информацию и способы познавательной деятельности.
В соответствии с принятой в России терминологией (в сравнении с терминологией Мирового банка) дополнительное образование детей может квалифицировано как информальное образование (см. также – Неформальное О.).
Качество - “ философская категория, выражающая существенную определенность объекта, благодаря которой он является именно этим, а не иным. Качество - объективная и всеобщая характеристика объектов, обнаруживающаяся в совокупности их свойств” (247, с. 567).
«…объективная и всеобщая характеристика объектов, обнаруживающаяся в совокупности их свойств…» (1, с. 560)
Качество образования - при определении сущности и смысла настоящей дефиниции необходимо, прежде всего, определиться с философским пониманием термина (понятия) “качество”.
Качество представляет собой целостную совокупность свойств, их связей и отношений, отличающих один предмет или одно явление от другого. Качество - это целостная, относительно устойчивая совокупность свойств, определяющая специфику данного предмета или явления.
Качество образования – степень выраженности количественных и качественных характеристик образования как функции государства, как системы образования, как образовательной системы.
Качество представляет собой целостную совокупность свойств, их связей и отношений, отличающих один предмет или одно явление от другого. Качество - это целостная, относительно устойчивая совокупность свойств, определяющая специфику данного предмета или явления.
Качество знаний - это целостная совокупность относительно устойчивых свойств знаний, характеризующих результат учебно-познавательной деятельности учащихся (Т. И. Шамова, Т. М. Давыденко).
Наше понимание таково. Качество присуще любому объекту (предмету или явлению) и субъекту, но проявляет оно себя только в отношениях с другими субъектами. Оно воспринимается субъектом как признак, свойство, характеристика. Степень выраженности признака в индивидуальном (индивидуальная норма, ценность) или общественном сознании (общественно-значимая норма, ценность) и есть уровень качества. Следовательно, качество - конкретно-историческая норма о степени выраженности того или иного признака рассматриваемого предмета или явления.
Качество образования - это качество всех признаков объекта - образования. Сложность в том, что терминологическая путаница затрудняет понимание дефиниции. Это связано с тем, что в одних случаях под образованием понимают а) систему образования, б) процесс получения образования, в) уровень образованности и т. п. Если рассматривать все эти определения ОБРАЗОВАНИЯ. как его признаки (свойства, то тогда нужно продолжить описание каждого из этих комплексных признаков через совокупность признаков 2-го порядка, затем 3-го и т. д., т. е. до уровня,необходимого исследователю или управленцу, с тем чтобы вычленить такие признаки (объекты), динамикой которых можно было бы управлять и создавать инструменты для измерения степени их выраженности.
Качество образования – это степень выраженности количественных и качественных характеристик образования как функции государства, как системы образования, как образовательной системы.
Качество знаний, умений и навыков или «ключевых» компетенций - целостная совокупность относительно устойчивых свойств знаний, характеризующих результат учебно-познавательной деятельности учащихся (Т. И. Шамова, Т. М. Давыденко). К. присуще любому объекту (предмету или явлению) и субъекту, но проявляет себя только в отношениях с другими субъектами. К. воспринимается субъектом как признак, свойство, характеристика. Степень выраженности признака в индивидуальном (индивидуальная норма, ценность) или общественном сознании (общественно значимая норма, ценность) и есть уровень К. К. – конкретно-историческая норма, фиксирующая степень выраженности того или иного признака объекта или явления.
К. – степень выраженности з. у. н. или к. к., по отношению к требуемой их представленности в образованности субъекта в виде освоенного содержания образования.
Квалиметрия - методы количественной оценки качества (от лат. qualis - какой по качеству) признака объекта или объекта, в целом.
Кластер – группа (класс) объектов, объединенная общим признаком (-ами). (С. Г. Молчанов).
Кластерный анализ - 1) “математическая процедура многомерного анализа, позволяющая на основе множества показателей, характеризующих ряд объектов (например, испытуемых, сгруппировать их в классы (кластеры) таким образом, чтобы объекты, входящие в один класс, были более однородными, сходными по сравнению с объектами, входящими в другие классы. На основе численно выраженных параметров объектов вычисляются расстояния между ними, которые могут выражаться как в евклидовой метрике (наиболее употребимой, так и в других метриках. Метод кластерного анализа нашел широкое применение в психолингвистике” (219, с. 162);
2) деление целого на части и отнесение каждой части к определенной группе, типу, классу по общему основанию.
Квалификация – [ср. -лат. qualificatio < лат. quails какой, какого качества + facere делать – 1) характеристика предмета, явления, отнесение его к какой-либо категории, группе; 2) степень и уровень профессиональной подготовленности к какому-либо виду труда; 3) профессия, специальность [3.3.].
• (от лат. quails – какой по качеству) – 1) определение качества, оценка, характеристика чего-либо; 2) степень годности, уровень подготовленности к какому-либо виду труда; 3) профессия, специальность, приобретенная в результате обучения [3.1.]
• (в Великобритании) сертификация достижений или компетенции студента с указанием типа и названия подготовки, которая предоставляет обучающемуся право поступать и продолжать продвижение в академическом и профессиональном плане [2.19].
• в России это не документ об образовании (как это указано в Лиссабонской конвенции 1997 г., подписанной Россией, а лишь запись в документе, выдаваемом дипломированным специалистам. Это специальная позиция в дипломе, претендующая не на академический, а на профессиональный характер (напр. специальность «Юриспруденция», квалификация «Юрист») [2.8.]. В соответствии с Лиссабонской конвенцией академическая квалификация – это документ, выдаваемый по окончании высшего учебного заведения, а не запись в этом документе, как привыкли мы. Наша запись говорит, скорее, о профессиональной квалификации, которая может быть, а может и отсутствовать в документе, выдаваемом учебным заведением. В последнем случае документ о профессиональной квалификации в случае необходимости выдается соответствующим профессиональным сообществом (как правило, после получения соискателем такой квалификации некоторого опыта работы по окончании теоретического обучения) [2.9.].
Сравнение дипломов. «Эквивалентность» предполагает полную юридическую (и фактическую) равноценность документов об образовании, установленную на основе сравнительных исследований всех условий и требований, необходимых для их получения в сравниваемых учебных заведениях.
«Признание» устанавливает юридическое соответствие уровней образования, но оставляет за договаривающимися сторонами право вводить дополнительные требования при приеме в учебные заведения или на работу, отличные от тех, которые применяются к лицам, имеющим национальные документы об образовании, степени и звания.
Естественно, что речь идет об академическом признании соответствующих документов [2.6.].
Квалификация (профессионально-педагогическая или профессионально-управленческая (ППКв и ПУКв) - мера эффективности (экономичности, операциональности, адекватности) профессионально-педагогического (-управленческого воздействия и взаимодействия в актуальном образовательном пространстве.
Конвенция [< лат. conventio договор, соглашение] – международный договор, соглашение по какому-либо специальному вопросу, напр. железнодорожная, почтовая конвенции, конвенция по охране авторских прав [3.3.].
• международный договор по какому-либо специальному вопросу, устанавливающий взаимные права и обязанности договаривающихся сторон (как правило, многосторонний); Гаагские конвенции 1899 и 1907 гг., Женевские конвенции 1949 г. [3.1.]
! Конвенция, в отличие от декларации, является юридическим документом обязательного действия [2.9.].
Конвертация - (конвертируемость) дипломов
• конвертируемость (от лат. convertere изменять, превращать) – обратимость, способность национальной валюты свободно обмениваться на иностранную в любой форме и во всех видах операций без ограничений [3.1.].
Концепция (от лат. - понимание, система) - определенный способ понимания, трактовка какого-либо явления, основная точка зрения.
Коммуникативные способности - способности личности, обеспечивающие эффективность ее коммуникативной деятельности, прежде всего общения с другими личностями, и психологическую совместимость в деятельности. Коммуникативные способности - обязательный компонент организаторских способностей и способностей к руководству.
Компетенция –
1) (от лат. - добиваюсь, соответствую, подхожу) - 1) круг полномочий, представленных законом, уставом или иным актом конкретного органа или должностного лица;
2) занятия и опыт в той или иной области.
2) [ < лат. competere добиваться; соответствовать, подходить] – 1) круг полномочий какого-л. органа или должностного лица; 2) круг вопросов, в которых кто-л. хорошо осведомлен (7, с. 295).
3) – совокупность теоретических представлений об объекте и практических способов работы с этим объектом.
Компетентность – 1) обладание компетенцией; 2) обладание знаниями, позволяющими судить о чем-л. (7, с. 295).
Компетентность (профессиональная) – совокупность образовательных, профессиональных, социально-профессиональных, социальных и личностных компетенций.
Компетентность (профессионально-педагогическая или профессионально-управленческая (ППК и ПУК) - это системное понятие, которое определяет объем компетенций, круг полномочий в сфере профессионально-педагогической деятельности. В более узком понимании под профессионально-педагогической компетентностью понимается круг вопросов, в которых субъект обладает познаниями, опытом; совокупность которых отражает социально-профессиональный статус и профессионально-педагогическую квалификацию, а также некие личностные, индивидуальные особенности (способности, обеспечивающие возможность реализации определенной профессиональной деятельности.
Квалификация, в свою очередь, обеспечивается исходным либо корректированным уровнем освоенности содержания преподаваемых учебных дисциплин, методик преподавания, методик педагогического воздействия и взаимодействия, теории педагогики и педагогической психологии, уровнем практических навыков, умений, творческой деятельности педагога (182)
ППК также определяет объем компетенций, круг полномочий педагога в социальной сфере, особенно в той ее части, которая непосредственно примыкает к сфере собственно профессиональной. Исходя из этого, в ППК следует фиксировать ее социальный аспект, который отражает особенности профессии педагога как представителя группы профессий социальной сферы.
Основные соотношения между компонентами системного понятия профессионально-педагогическая компетентность можно описать в следующей схеме:
Таблица 1
Соотношения между компонентами понятия
“профессионально-педагогическая компетентность”
ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ
ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ КВАЛИФИКАЦИЯ СОЦИАЛЬНО-ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЙ СТАТУС
Профессионально-педагогическая практическая готовность и теоретическая подготовленность Социальный статус педагога в социальной системе (аспект, обращенный во вне)
Продуктивность профессионально-педагогической деятельности Социальный статус педагога в образовательной системе (аспект, обращенный внутрь)
Профессионально-значимые личностные особенности
Вышеизложенные представления о содержании понятия «профессионально-педагогическая компетентность» положены в основу содержательного наполнения метода экспертных оценок, рекомендованного действующим Типовым положением об аттестации (182). Однако для оценивания профессионально-педагогической компетентности необходимо, прежде всего, описать всю совокупность понятий описывающих пространство этого термина, а также их взаимосвязи и взаимозависимости.
Именно все это позволит объективно оценить профессионально-педагогическую компетентность педагогического (управленческого) работника в рамках его аттестации.
Отметим, что в аттестации, при присвоении квалификационных категорий, не следует обсуждать и учитывать личностные профессионально-значимые особенности, но оценивать их нужно. Но при этом только для того, чтобы помочь педагогу или руководителю выстроить личностно-ориентированную траекторию роста профессиональной компетентности и продуктивности деятельности.
Конвергенция (образовательных систем европейских стран) – [< лат. convergere приближаться, сходиться] – схождение, сближение [3.3.].
Конкурентоспособность (европейской системы высшего образования) – совокупность потребительских свойств данного товара или продукции, характеризующих их отличие от товара конкурента по степени соответствия конкретным общественным потребностям, с учетом затрат на их удовлетворение, цен и пр. [3.1.]
Концентрическое (построение содержания образования) – объединение совокупности образовательных единиц (компетенций, вокруг общего для них центра («ключевая» компетенция) и систематическое их шаттл-изложение (от образовательной единицы к центру или от центра к образовательной единице по различным радиусам).
Коммюнике [фр. communiqu < лат. communicare сообщать] – официальное правительственное сообщение о международных переговорах и соглашениях, о важных событиях во внутренней жизни страны (напр., конференциях, совещаниях, о ходе военных действий и т. д. [3.3]
Кредитно-рейтинговая система -
Система зачетных единиц представляет собой весьма эффективный механизм сопоставления количественных и качественных показателей уровня подготовки студентов, позволяя на основе объективных критериев устанавливать по итогам обучения индивидуальный рейтинг каждого студента [2.38.];
• инструмент повышения качества образования [2.38.];
• определенная философия образования, ориентированная на переход образовательных учреждений от коллективистских к индивидуалистическим формам обучения, удобным для рынка образовательных услуг формам организации учебного процесса – а стало быть, к рыночному пониманию качества образования, когда ключевым аспектом функционирования образовательных институтов становятся ценовые характеристики их образовательной деятельности [2.38.].
• предназначена для измерения результатов предшествующего обучения и формирования единого подхода к обеспечению академической мобильности в рамках межвузовских обменов. Она используется во многих странах мира в качестве меры сопоставимых количественных оценок объема различных образовательных программ, значимости составляющих их учебных дисциплин, а также периодов обучения [2.42.].
• является измерителем активности, а не качества, выступает как суррогат цели и достижения (–); простота, гибкость и возможность доверять результатам (+) [2.4.].
Система кредитных единиц – это системный способ описания образовательных программ путем присвоения кредитных единиц ее компонентам (дисциплинам, курсам и т. д.) [2.48.].
Зачет – вид проверочного испытания (в высшей школе, в спортивных достижениях) [3.2.].
Зачетная единица («credit») – единица измерения, с помощью которой в приложении к диплому описывается все получаемое образование [2.9.].
• «Зачетная единица» на английском языке называется ‘credit’ (доверие) и не может переводиться на русский язык как «кредит» [2.9.].
• Есть смысл термин «зачетная единица» использовать как русскоязычный аналог терминов «кредитный час» или «кредит», поскольку на национальных языках в ряде европейских стран эти термины обозначаются как «зачетные переводные единицы», что семантически созвучно их значению в русском языке [2.42.].
Кредит [< лат. creditum ссуда, долг < credere верить] – 1) предоставление в долг на определенный срок товаров или денежных средств, как правило, с уплатой процента; 2) включенная в смету сумма, в пределах которой разрешен расход на определенные цели; 3) доверие [3.3.].
• в настоящее время отсутствует однозначное понимание термина «кредит». Смысл этого понятия не сводится к определению единицы меры академической нагрузки – к тому, что кредитный час – более крупная единица по сравнению с академическим часом. Использование кредита в учебном процессе имеет более широкое назначение: он рассматривается как один из наиболее удобных параметров для оценки и сопоставления итогов за любой период обучения в разных образовательных учреждениях и, следовательно, как эффективный инструмент для упорядочения непрерывного образования и обеспечения академической мобильности. Так, кредитный час позволяет: 1) учитывать относительную для данной учебной дисциплины значимость различных видов занятий: лекционных, семинарских, лабораторных и др. ; 2) определять значимость той или иной дисциплины, изучаемой студентом, относительного его вклада в итоговый средний показатель, получаемый им по окончании какого-либо периода обучения; 3) ранжировать студентов по итогам обучения и выявлять на основе объективных показателей индивидуальный рейтинг каждого из них.
• Использование кредитного часа позволяет перейти к асинхронной организации учебного процесса, создающей предпосылки для развития академической мобильности как внутри страны, так и за рубежом [2.42.].
• Кредит – количественный показатель адекватности обучения, который присваивается студенту как подтверждение достоверности достижения результатов обучения на данном уровне [2.19.].
Применительно к системе высшего профессионального образования определение кредита базируется на различных параметрах, таких, как общая трудоемкость работы студента или время контакта с преподавателем при освоении дисциплины учебного плана, результаты его обучения [2.48.].
Кредит также представляет собой способ определения количественных результатов обучения – набора компетенций (что студент будет знать, понимать или чем способен владеть после завершения процесса обучения) [2.48.].
Кредит [< лат. credit он верит] – правая сторона бухгалтерских счетов; в активе кредит представляет расходную часть, куда заносятся все расходы по данному счету, а в счетах пассива – приходную часть, в которой группируются все поступления по счету [3.3.].
• ударение на первом слоге (от лат. credit – он верит) – доверие; в русском языке привычным является использование credit в качестве экономического термина, который означает правую сторону счета, открываемого какому-либо лицу, на которую заносятся причитающиеся ему к уплате суммы или суммы, поступившие на счет какого-либо лица. Кредитовать – означает «записывать сумму в кредит счета».
Использование credit в качестве термина, имеющего отношение к образованию, – новый аспект данного понятия для русского языка и менталитета. В учебном процессе под понятием «кредит» подразумевается следующее:
1) каждая дисциплина имеет свой индекс трудоемкости по ее освоению, представляющий собой число часов в неделю, отводимое для ее изучения, при этом имеются в виду не только аудиторные занятия, но и то время, которое студент должен затратить на внеаудиторную самостоятельную работу. Это же число равно числу зачетных единиц (кредитов, получаемых студентом после завершения изучения дисциплины;
2) число кредитов показывает также долю конкретной дисциплины в общей годовой нагрузке (лекции, семинары, лабораторные занятия, зачеты, экзамены и др., так как учебное заведение заранее определяет сумму кредитов, которую необходимо набрать, чтобы освоить полную программу, например, бакалавра или магистра.
В мировой системе используются два типа кредитов: кредит-час и кредит-пойнт. Кредит-час соответствует количеству часов в неделю, отводимых на изучение данной дисциплины в течение одного семестра. Кредит-пойнт соответствует полной нагрузке студента, точнее, количеству работу, затрачиваемой при изучении какой-либо единицы обучения, например модуля [2.20.].
Количество кредитов, начисляемых за дисциплину (курс, строго фиксировано и не зависит от качества подготовки студента. Кредиты начисляются студенту только за успешную работу. Качество же работы студента отражают не кредиты, а оценки по шкале ECTS, в соответствии с которой за оценки A, B, C, D и E кредиты начисляются, а при оценках FX и F не начисляются [2.20.].
Кредит-час – (в США) семестровый объем учебного курса, преподаваемого один лекционный час (50 мин.) в неделю вместе с выделяемыми на этот курс часами практических занятий, лабораторных работ, самостоятельной работы студента, а также временем, отводимым на оценку освоения этого курса обучаемыми [2.10.].
Кредит-консорциум – группа образовательных учреждений, объединившихся на добровольных началах и сотрудничающих в области разработки и использования систем кредитов. Каждый консорциум выдвигает определенную схему накопления и передачи кредитов [2.19.].
Кредитная система – система количественной оценки содержания образовательной программы. Рейтинговая система – система количественной оценки качества ее освоения [2.49.].
Кредитно-зачетные системы, как правило, исходят из понимания кредита как единицы оценки трудозатрат на освоение образовательной программы или ее части [2.49.].
Кредитно-накопительные системы в основном определяют кредит как единицу оценки результатов освоения образовательных программ – приобретаемых знаний, умений и навыков [2.49.].
Рейтинг студента – индивидуальная комплексная оценка его успеваемости по всем направлениям учебной деятельности (овладение дисциплинами учебного плана; прохождение всех видов практик; сдача итогового государственного экзамена; выполнение и защита выпускных квалификационных работ) [2.28.].
Рейтинг (англ. rating) – 1) оценка, классификация; отнесение к тому или иному классу, разряду, рангу; числовая оценка значимости, популярности какого-либо лица или явления относительно других, аналогичных ему; 2) положение, класс, разряд, ранг [3.1.].
При организации учебного процесса необходимо использовать рейтинговую систему оценки качества освоения модулей (курсов, дисциплин) образовательной программы, имея в виду соответствие фактических результатов (знаний, компетенций и т. д.) запланированным. Следует заметить, что оценка качества освоения образовательной программы должна быть а) индивидуальной и б) абсолютной как мера соответствия Образовательному стандарту (а не относительной в группе студентов). Рейтинговая система оценки качества освоения образовательной программы предполагает текущий контроль успешности познавательной деятельности студента в течение семестра и итоговый контроль в период сессии [2.49.].
Модуль [< лат. modulus мера] – отделяемая, относительно самостоятельная часть какой-либо системы, организации, устройства (напр., модуль космического корабля) [3.3.]; функционально законченный узел, являющийся частью определенной системы и обладающий свойством заменяемости [3.1.].
Модули – тематически завершенные разделы, на которые разбивается материал учебной дисциплины [2.28.].
• некоторая часть целого в системе обучения, четко определенная функциональными свойствами; учебный модуль – унифицированный по структуре фрагмент программы, оформленный как ее самостоятельная часть и предназначенный в первую очередь для индивидуального обучения. Модуль может изучаться в течение одного или двух семестров и оцениваться в 10 или 20 кредитов, что характеризует время, которое необходимо затратить на его изучение. Как распределятся эти часы по видам учебной деятельности, зависит от содержания модуля, но в любом случае учитывается и время, затрачиваемое на самостоятельную работу студентов [2.20.].
• модули – это логические блоки, на которые разбивается программный материал курса (предмета, представляющие завершенный цикл учебной работы. Чаще всего это одна или несколько тем. В качестве структурно-логических самостоятельных модулей (в каждой учебной дисциплине) могут рассматриваться отдельные темы или разделы, курсовые работы, индивидуальные программные задания для самостоятельной проработки теоретического материала и т. п. для этих модулей разрабатываются пороговые рейтинговые значения в баллах, которые и выставляются обучаемым как оценка в зависимости от качества и сроков выполнения заданий [2.11.].
• модуль – это объединенная логической связью, завершенная совокупность знаний, умений и навыков, соответствующая фрагменту (блоку, функциональному узлу) образовательной программы учебного курса [Галочкин А. И., Базарнова Н. Г., Маркин В. И., Касько Н. С. Проблемно-модульная технология обучения // Социология и образование на пороге третьего тысячелетия. Мат-лы докл. и. выступлений секции XI. – Барнаул, 1996] [2.7.].
В педагогическом смысле функциональный узел – это определенная целостность, являющаяся в то же время подсистемой более широкой системы. В понятии «функциональный узел» заключены две характеристики: узел как целостность и функционирование этого образования, динамика, присущая природе.
Модульная программа – система средств, приемов, с помощью и посредством которых достигается конечная цель обучения. Таким образом, модульная программа включает в себя элементы управления познавательной деятельностью и вместе с преподавателем помогает эффективно использовать учебное время.
Учебный материал, включенный в модуль, должен являться настолько законченным блоком информации, чтобы существовала возможность конструирования целостной модульной программы из отдельных модулей. При этом модульная программа должна обеспечивать усвоение предмета в соответствии с Государственным образовательным стандартом, а также предоставлять возможность для более высокого уровня усвоения учебного материала [2.7.].
Критерий -
1) (от греч. kriterion -средство для суждения) - признак, на основании которого производится оценка, определение или классификация чего-либо; мерило оценки.
(от греч. kriterion – отличительный признак, мерило, средство для суждения) – основание, относительно которого производится оценка, определение или классификация чего-либо; мерило оценки.
Курс (учебный) - систематическое изложение какой-либо науки или отдельной ее части, которые в общеобразовательных программах выступают как учебные предметы (напр., математика состоит из алгебры, геометрии и т. д. ; химия – из органической и неорганической химии).
Курс (элективный) – учебный курс, который может быть выбран обучающимся.
Линейное (построение содержания образования) – объединение совокупности образовательных единиц (компетенций) в линию (в ряду с другими компетенциями) для их последовательного систематического изложения по траектории близкой к прямой линии.
Личностно-ориентированный образовательный процесс – процесс воспитания и обучения, учитывающий личностные (когнитивные, эмоционально-волевые и действенно-практические) особенности обучающегося; его потребности, а также реализующий
Личностный подход в обучении – система специально от отобранных способов профессионально-педагогического воздействия (взаимодействия, обеспечивающая адекватное воздействие на когнитивную, эмоционально-волевую и действенно-практическую сферы личности.
Лицензия - разрешение на право ведения образовательной деятельности.
Магистр [< лат. magister начальник; наставник] – в ряде стран – вторая академическая степень, присуждаемая лицам, окончившим университет или приравненное к нему высшее учебное заведение и имеющим степень бакалавра, прошедшим дополнительный курс в течение 1–2 лет, сдавшим специальный экзамен и защитившим диссертацию [3.3.];
вторая, средняя (между бакалавром и доктором наук) ученая степень в большинстве зарубежных стран в системе многоступенчатого высшего образования, присваиваемая лицам, окончившим университет, колледж или университет (имеющим степень бакалавра, после 1–2-годичного обучения и публичной защиты диплома или магистерской диссертации [3.1.].
Магистратура (от «магистр») – система и форма подготовки специалистов с законченным высшим образованием (со степенью бакалавра) в большинстве стран Запада, в течение 1–2 лет, с защитой диплома или магистерской диссертации [3.1.];
• (graduate) – второй цикл двухступенчатого высшего образования, ориентированный на развитие творческих способностей [2.8.].
Выпускники второго уровня должны:
7) владеть предметной областью на продвинутом уровне, то есть владеть новейшими методами и техниками (исследования, знать новейшие теории и их интерпретации;
8) критически отслеживать и осмысливать развитие теории и практики;
9) владеть методами независимого исследования и уметь объяснять его результаты на продвинутом уровне;
10) быть способным внести оригинальный вклад в дисциплину в соответствии с канонами данной предметной области, например в рамках квалификационной работы;
11) продемонстрировать оригинальность и творческий подход;
12) овладеть компетенциями на профессиональном уровне [2.9.].
• образовательная программа магистра ориентирована на штучную подготовку научных и научно-педагогических работников высокой квалификации [2.40.].
Менеджмента функции в образовательной системе - 1) поддержание количественных и качественных характеристик компонентов образовательной системы (к. о. с.) на исходном уровне; 2) обеспечение постоянного соответствия количественных и качественных характеристик к. о. с. изменяющимся внешним и внутренним условиям ее функционирования; 3) конструирование новых элементов к. о. с., внедрение которых не предполагает изменения ее актуального состояния и перевода в новое; 4) генерирование новых норм функционирования к. о. с., ведущих к переносу акцентов (перераспределению «весовых» вкладов) системообразующих признаков к. о. с. в рамках актуального ее состояния как системы; 5) прогнозирование новых норм и к. о. с., изменяющих ее актуальное состояние в соответствии с установленными (выявленными в ходе экспертной оценки) тенденциями развития социально-образовательной системы, в целом, и каждого к. о. с., в частности.
Менеджмент в образовательной системе – предъявление требований а) негативных, имеющих целью прекращение каких-либо действий или существования объектов; б) нейтральных, имеющих целью поддержание, обеспечение и конструирование каких-либо действий или объектов; в) позитивных, имеющих в виду генерирование и прогнозирование или инициацию принципиально отличных от прежних (традиционных) действий внутри образовательной системы и за ее рамками в ситуациях, когда прежние рамки не позволяют эти действия осуществлять.
При этом все три группы требований (негативные, нейтральные и позитивные) осуществляются по определенным технологическим цепочкам, которые могут быть представлены в виде классификации по степени их отнесенности к актуальному состоянию образовательной системы : 1) перспективные и 2) оперативные.
Метод (воспитания, обучения) – способ профессионально-педагогического воздействия (взаимодействия, обеспечивающий изменения количесьтвенных и качественных характеристик объект воздействия (взаимодействия).
Методы обучения - ….освоение образовательных единиц (компетенций, т. е. усвоение теоретических представлений о единицах содержания образования и и способах работы с ними.
Методы обучения - это способы организации преподавания и учения, обеспечивающие усвоение учебно-познавательной информации и освоение способов познавательной деятельности.
Методическая работа - составная часть профессионально-педагогической (-управленческой) деятельности, в рамках которой создаются теоретические продукты, обеспечивающие педагогические или управленческие действия. Предметом методической работы выступают не только средства профессионально-педагогической коммуникации, но и содержание обучения (учебные материалы).
Мобильность - [< фр. mobile < лат. mobilis] – подвижность [3.3.].
Мобильности (принцип) [< фр. mobile < лат. mobilis– подвижный]
– доступ студентов ко всем образовательным услугам; преподаватели, научные работники и административный персонал должны получить признание и зачет периодов времени, проведенного в Европе – на исследования, стажировки и преподавание без ущерба для своих прав [2.4.].
- возможность студентов приобретать кредиты, в том числе и вне высших учебных заведений (включая непрерывное образование, и перезачитывать их при условии признания соответствующими университетами организаций, которые их выдают [2.4.].
- в России предпочтительнее говорить скорее не о территориальной (пространственной) мобильности, но о мобильности профессиональной, осуществляющейся внутри того или иного региона [2.8.].
Мобильность специалистов – стремление не только повысить свою квалификацию в пределах ранее полученной, но и получить новую [2.8.].
В условиях России целесообразнее было бы развивать так называемую «виртуальную мобильность», связанную с органичным включением в образовательный процесс современных информационных технологий. С их помощью можно было бы минимизировать время отрыва обучающихся от «отчего дома», максимально приблизить само обучение к тому, что действительно требуется на конкретном региональном рынке труда [2.9.]. (см. регионализация, регионализация рынка труда).
Модернизация - изменение, усовершенствование, отвечающее современным требованиям (СЭС, с. 817).
Модуль – условная единица, фиксирующая размер, объем одного из элементов содержания образования, используемая для координации размеров частей учебного курса (в академических часах, в образовательных единицах, в формах обучения, в формах учебных занятий, методах, приемах, средствах и проч.) относительно самостоятельная его часть, которой может быть присвоено числовое значение.
Модуль [< лат. modulus мера] – отделяемая, относительно самостоятельная часть какой-либо системы, организации, устройства (напр., модуль космического корабля) [3.3.]; функционально законченный узел, являющийся частью определенной системы и обладающий свойством заменяемости [3.1.].
Модули – тематически завершенные разделы, на которые разбивается материал учебной дисциплины [2.28.].
• некоторая часть целого в системе обучения, четко определенная функциональными свойствами; учебный модуль – унифицированный по структуре фрагмент программы, оформленный как ее самостоятельная часть и предназначенный в первую очередь для индивидуального обучения. Модуль может изучаться в течение одного или двух семестров и оцениваться в 10 или 20 кредитов, что характеризует время, которое необходимо затратить на его изучение. Как распределятся эти часы по видам учебной деятельности, зависит от содержания модуля, но в любом случае учитывается и время, затрачиваемое на самостоятельную работу студентов [2.20.].
• модули – это логические блоки, на которые разбивается программный материал курса (предмета, представляющие завершенный цикл учебной работы. Чаще всего это одна или несколько тем. В качестве структурно-логических самостоятельных модулей (в каждой учебной дисциплине) могут рассматриваться отдельные темы или разделы, курсовые работы, индивидуальные программные задания для самостоятельной проработки теоретического материала и т. п. для этих модулей разрабатываются пороговые рейтинговые значения в баллах, которые и выставляются обучаемым как оценка в зависимости от качества и сроков выполнения заданий [2.11.].
• модуль – это объединенная логической связью, завершенная совокупность знаний, умений и навыков, соответствующая фрагменту (блоку, функциональному узлу) образовательной программы учебного курса [Галочкин А. И., Базарнова Н. Г., Маркин В. И., Касько Н. С. Проблемно-модульная технология обучения // Социология и образование на пороге третьего тысячелетия. Мат-лы докл. и. выступлений секции XI. – Барнаул, 1996] [2.7.].
В педагогическом смысле функциональный узел – это определенная целостность, являющаяся в то же время подсистемой более широкой системы. В понятии «функциональный узел» заключены две характеристики: узел как целостность и функционирование этого образования, динамика, присущая природе.
Модульная программа – система средств, приемов, с помощью и посредством которых достигается конечная цель обучения. Таким образом, модульная программа включает в себя элементы управления познавательной деятельностью и вместе с преподавателем помогает эффективно использовать учебное время.
Учебный материал, включенный в модуль, должен являться настолько законченным блоком информации, чтобы существовала возможность конструирования целостной модульной программы из отдельных модулей. При этом модульная программа должна обеспечивать усвоение предмета в соответствии с Государственным образовательным стандартом, а также предоставлять возможность для более высокого уровня усвоения учебного материала [2.7.].
Мониторинг – 1) постоянное наблюдение за каким-либо процессом с целью выявления его соответствия желаемому результату или первоначальным предположениям; 2) наблюдение, оценка и прогноз состояния окружающей среды в связи с хозяйственной деятельностью человека.
Мониторинг (образовательный) – 1) постоянное наблюдение за образовательным процессом при помощи стандартизированного инструментария с целью выявления его соответствия апостериорно заданным количественным и качественным показателям, снимаемым с индикаторов, установленных в определенных его «точках», и установление соответствия желаемому результату или первоначальным предположениям; 2) наблюдение, оценка и прогноз состояния образовательной системы в связи с социально-политической и экономической ситуацией внутри страны и за рубежом.
Мониторинг (образовательный) - система организации сбора, хранения, отработки и распространения информации о функционировании образовательной системы, обеспечивающая непрерывное слежение за ее состоянием и прогнозирование ее развития.
Мониторинг процесса обучения – постоянное наблюдение за процессами преподавания и учения.
М. процесса преподавания осуществляется в рамках демонстрации учебных занятий и предъявления их конспектов (учебных материалов, форм обучения, форм учебных занятий, методов, приемов и средств преподавания) при аттестации педагогических работников. М. реализуется в рамках методической, научно-методической работы и дополнительного профессионально-педагогического образования.
М. процесса учения осуществляется в рамках промежуточной и итоговой аттестации по следующим индикаторам: образовательная информация, способы познавательной деятельности, способы социального поведения (в образовательном пространстве, способы интровертивной деятельности (напр., здоровьесберегающей). Показателями выступают количество освоенного содержания образования и качество (степень выраженности) освоенности каждой единицы содержания образования.
Мониторинг образованности – система промежуточной и итоговой аттестации, включая ЕГЭ, обеспеченная контрольно-измерительными материалами.
Нострификация (дипломов) – подход, применяемый при практическом решении вопросов эквивалентности и признания дипломов о высшем образовании, ученых степеней и званий; основывается на результатах сравнительного анализа систем образования, с помощью которого определяются общие критерии оценки уровней образования, дипломов, степеней и званий (более подробно об аспектах анализа – см. 2.6.) [2.6.].
• нострификация документов об образовании, признание и установление эквивалентности диплома или другого документа об общем образовании, начальном, среднем и высшем и послевузовском профессиональном образовании, о присвоении ученого звания, осуществленных за рубежом вузом или другим научным учреждением. Под признанием документов иностранных государств понимается согласие соответствующих органов на наличие законной силы этих документов на территории Рос. Федерации. Нострификация относится к компетенции Министерства образования РФ. Установление эквивалентности документов об образовании иностранных государств означает, что органы государственной власти должны предоставлять обладателям указанных документов те же академические и (или) профессиональные права, что и обладателям документов Рос. Федерации. Нострификация документов иностранных государств не освобождает облада