МААМ-картинки

Славянские традиции в контексте патриотического воспитания дошкольников

Елизавета Халчева
Славянские традиции в контексте патриотического воспитания дошкольников
▼ Скачать + Заказать документы

Актуальность темы:. Россия – Родина для многих из нас. Русский народ не должен терять своего нравственного авторитета среди других народов – авторитета достойно завоёванного русским искусством, литературой, своим боевым прошлым.

Глубокий, духовный, творческий патриотизм надо прививать ребёнку с раннего детства. Однако не секрет, что мы живём в сложное время, когда материальное благо доминирует над духовным. Многие поверхностно знают историю своего народа, безразлично относятся к красоте и культуре России.

Публикация «Славянские традиции в контексте патриотического воспитания дошкольников» размещена в разделах

А ведь, яркие впечатления о родной природе, об истории родного края, полученные в детстве, нередко остаются в памяти человека на всю жизнь.

Задача педагога патриотического воспитания : заинтересовать ребёнка чистотой, красотой, глубоким содержанием истории своего народа. Помочь понять, что они – часть великого русского народа. Доброта, щедрость, милосердие, трудолюбие, честность – вот что всегда лежало в основе традиций и быта русского человека.

Данная тема широко используется педагогами, патриотическое воспитание включается в образовательную деятельность многих современных ДОУ, однако, по моему мнению, аспект славянских традиций недостаточно освещен в подобного рода проектах. Многие педагоги ограничиваются территориальным патриотизмом (любовь к малой Родине, к семье, хотя, нельзя забывать «откуда есть пошла Русская Земля». Наши предки – Славяне были исключительным народом с высочайшим уровнем нравственности, замечательными традициями в культуре, семейными и ведическими ценностями. Нельзя об этом забывать, тем более, что «Славянский» аспект патриотизма Русского человека будет особо привлекательным для дошкольников в силу своей образности, яркости, архетипичности. Например, некоторые персонажи, знакомые с детства – Баба Яга, Русалки, Лешие, Домовые, Богатыри земли Русской и т. д. вышли именно из Славянской культуры.

Чем же конкретно данная тематика может быть полезна педагогу современного ДОУ? Как это можно применить в образовательном процессе?

В сфере познания: организовывать и проводить беседы и комплексные мероприятия по ознакомлению с дохристианской Русью не только традиционные темы «славянская изба», «ремесла (жостовская, городецкая роспись, гжель, матрешки и т. д., но и не обходить вниманием такие яркие и значимые, как Славянские Боги, Славянские традиции и праздники (здесь широкое поле для проведения тематических развлечений, утренников, забав, гуляний, ярмарок, Древнерусские былины и герои (интеграция с областью «художественная литература», слушание и обсуждение традиционной славянской музыки и песен, рассматривание потрясающих по красоте и размаху картин на данную тему.

Кроме того, в последние годы актуализируется понятие игры, как основополагающего инструмента и метода педагогической деятельности. Хочется отметить, что тема Славянской культуры и традиций дохристианской Руси представляет благотворную почву для применения игры в каждой из возможных подтем.

В процессе моей деятельности как педагога я пришла к выводу, что Древнеславянская проблематика как элемент патриотического воспитания, представляет собой синтез еще и эстетического (первородная чистая красота, живые яркие цвета и краски, вызывающие позитивные эмоции, стройные образы мужчины и женщины, отражающие адекватные наборы гендерно-ролевых моделей: Он-Богатырь, Защитник, Герой, Она-Мудрая, Верная Хранительница Очага, Знающая, как решить любую проблему и помочь своему Мужу) и нравственного воспитания (сила духа, уважение к старшим, несгибаемость воли, постоянное самосовершенствование).

С начала учебного года я приступила к непосредственной реализации проекта «Патриотическое воспитание дошкольников в духе славянских традиций», разработанного в прошлом году. Помимо систематических бесед и образовательной деятельности по соответствующим темам, был проведен цикл мероприятий, приуроченных ко Дню Урожая в России – 27 сентября. Помимо посещения традиционного Славянского праздника – «Покров-натопи избу без дров», организованного ГЦБ, мои воспитанники – старшая группа №2 «Ромашка» познакомились с процессом изготовления хлеба через открытое творческое занятие «Как хлеб к нам на стол попадает», показанное каналом ЮТРК в октябре.

Хотелось бы отметить позитивные реакции и безусловную заинтересованность детей, например, регулярное чтение и обсуждение древнеславянских сказок помогает мне как педагогу формировать и поддерживать адекватные образы и гендерные стереотипы, закреплять понятийные наборы мужественности-женственности.

Работа «Творческой гостиной «Ладушка» помогает организовать нетрадиционные формы работы с родителями (совместная деятельность в виде необычных техник изобразительного искусства-рисования, конструирование различных оберегов, как важного сакрального элемента славянской культуры. И, конечно, ведется перманентная информационно-просветительская деятельность с родителями и педсоставом. И, даже если педагог не занимается патриотическим воспитанием напрямую, он, как любая мыслящая личность должен быть ориентирован как на знание своих корней, так и на желание грамотно преподнести эту информацию своим воспитанникам, пусть даже в контексте тех мероприятий, которые предусмотрены Стандартом.

Публикации по теме:

МасленицаМасленица Одним из основных направлений работы детского сада является нравственно- патриотическое воспитание, приобщение детей к национальной культуре,.

Приобщение дошкольников к национальной культуреПриобщение дошкольников к национальной культуре Необходимость приобщения молодого поколения к национальной культуре трактуется народной мудростью: наше сегодня, как никогда наше прошлое,.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Славянские традиции в контексте патриотического воспитания дошкольников
Опубликовано: 28 августа 2014 в 14:34
+5Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Славянские традиции в контексте патриотического воспитания дошкольников» (включая файлы) размещена пользователем Елизавета Халчева в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 7.
Для просмотра комментариев


РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД