Татьяна Морозова
Скороговорки в речевом тренинге дошкольников
▼ Скачать + Заказать документы
Каждый из нас учится говорить в раннем детстве и затем всю жизнь пользуется этим умением для общения друг с другом. В нашей повседневной жизни становится такой естественной и привычной, что мы редко задумываемся над тем, как говорим, уделяя особое внимание передаче хитросплетений мысли, построению фраз и отбору подходящеё мысли
Используя речь как средство общения и обмена информацией, мы часто забываем, что она сама – один из способов воздействия, донесения мысли до собеседника.
Необходимо приучать речевой аппарат детей к выполнению тренировочных разминок и обязательных упражнений.
Публикация «Скороговорки в речевом тренинге дошкольников» размещена в разделах
Артикуляционная гимнастика поможет активизировать каждую из частей речевого аппарата. Проделав разминку и убедившись, что все части речевого аппарата по отдельности работают активно, обращаем внимание на общую артикуляцию во время разговора. В тренировочных заданиях могут встретиться слова со сложными звукосочетаниями или сочетаниями, которые ребёнок с первого раза произнести не может. Надо медленно произнести то или иное слово несколько раз, делая ударение и чётко проговаривая звуки. Затем несколько раз произнести это же слово внятно и быстро. Отрабатывать текст можно с помощью скороговорок (чистоговорок, длинноговорок, многоговорок).
Скороговорка – это искусственно, ради забавы придуманная фраза, с трудно произносимым подбором звуков, которую нужно произнести быстро, не запинаясь.
Скороговорки являются верными и надёжными помощниками на пути налаживания и оформления артикуляции, улучшения и оттачивания дикции. Но кроме этого они являются прекрасным материалом для тренинга на телесное и дыхательное освобождение: расширению звуковысотного и темпо-ритмического диапазонов, совершенствованию фонематического слуха, развитию чувства ритма т. д.
От других тренировочных текстов скороговорку отличают краткость, ёмкость, динамичность и ритмичность высказывания. Кроме того, в скороговорке обязательно присутствует игра звуков, которые путаются, пропадают, подменяют друг друга, зеркально повторяются, дразня и предлагая помериться с ними силами, испытывать свою память, сообразительность и подвижность артикуляционного аппарата. Специально подобранные по звуковому составу слова, соединяющиеся в забавные оригинальные короткие истории, могут быть простыми предложениями, а могут быть зашифрованы в небольшие стихотворения.
В детстве скороговорка – это весёлая, занимательная учёба для детей, а позже отличная школа дикционных упражнений для взрослых, чья профессия немыслима без полноценного речевого общения. С помощью скороговорки обогащается и расширяется словарный запас, активизируется мышление и воображение.
Чистоговоркой мы называем фразу, в которой в медленном и среднем темпе отрабатывается правильное произношение отдельного «больного» звука.
Оса на ноги боса и без пояса.
В сугробе Егорка барахтался, барахтался, да не выбарахтался.
На первых порах исправленный звук должен находиться в одной и той же позиции. В дальнейшем звук должен перемещаться и находиться в различных позициях. Это ещё более сложная задача для контролирования верного артикуляционного уклада и чёткости произношения, но таким образом тренинг переходит на новый уровень сложности:
Нисколько не скользко, не скользко нисколько.
Позже «чистоговорка» может перейти в разряд скороговорки, т. е. текста, в котором качество проработки верного артикуляционного уклада проверяется в ускоренном темпе произнесения при разнообразном чередовании одного или нескольких тренируемых ранее звуков.
Променяла Прасковья карася на три пары чистокровных поросят.
На следующей ступени дикционной трудности в работу берутся так называемые «трудноговорки» или «языколомки». В таких фразах присутствуют трудновыговариваемые слова. «Трудноговорки» требуют особой чёткости дикции, подготовленности и разработанности артикуляционного аппарата.
Заплетаю я плетень, перезаплетаю, перерасплетаю.
Из - под пригорка, из – под выподверта зайчик приподвыподвернулся.
Любая «чистоговорка», «скороговорка», а уж тем более «трудноговорка» требует хорошо развитого фонематического слуха, т. е. умения быстро распознавать звуковой состав тренируемого произносимого слова.
От топота копыт, от топота копыт, от топота копыт
пыль по полю летит, пыль по полю летит, пыль по полю летит.
Работа с «длинноговорками» не только развивает объём дыхания и удлиняет выдох, но и в дальнейшем помогает осваивать сложные по построению и пунктуации тексты, позволяет не запутаться в логической перспективе фразы, продержать мысль до конца, не дробя её на короткие, несвязанные между собой куски. Чтобы произнести фразу, необходимо не только осмыслить текст, но и верно распределить дыхание, проследить за звучанием и дикционной чёткостью.
Выдра из ведра выпрыгнула. Воду из ведра выплеснула.
Выпрыгнуть – то выпрыгнула, выплеснуть – то выплеснула.
А обратно впрыгнуть да всплеснуть не смогла.
В тренинг могут быть включены «движенческие» задания (с мячом, кувырки, наклоны).
Итак, мы видим, что на материале даже одной «скороговорки», можно разобрать, отработать и решить множество технологических задач. Может возникнуть вопрос, а для чего же тогда нужно использовать разнообразные тексты? Ответ прост: многообразие берущихся в работу скороговорок (чистоговорок, длинноговорок, многоговорок) позволяет не создать стереотипных раз и навсегда заученных, зафиксированных, доведённых до автоматизма навыков. Каждый раз в новом материале мы заставляем удерживать во внимании и контролировать все аспекты речевого тренинга.
Логичная, продуманная смена тренировочных текстов, при повышающих требованиях к их выполнению, в идеале должна привести дикцию в такую готовность, при которой встреча с любыми сложными звукосочетаниями в речевом потоке не должна вызывать затруднений.
Литература.
1. Смирнова М. В. Скороговорки. Спб. : Гос. театр искусств, 2007.
2. Иванова В. 1000 загадок, пословиц, поговорок, скороговорок. М. : Аквариум, 2005.
3. Ожегов С. И., Шведова И. Ю. Толковый словарь русского языка. М. : Рос. Академия рус. яз. им. В. В. ,1998.