Евгения Муравская
Скороговорки как средство развития речи дошкольников
▼ Скачать + Заказать документы
Скороговорки, как средство развития речи дошкольников.
Организм ребенка дошкольного возраста находится в активном развитии. Речевой аппарат не является исключением, поэтому задача окружающих взрослых больше способствовать развитию. Из всех известных методик по развитию речи детей дошкольного возраста скороговорки являются самым древним, самым интересным, самым доступным из них.
Публикация «Скороговорки как средство развития речи дошкольников» размещена в разделах
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Скороговорки
- Темочки
Скороговорка – малый жанр фольклора; народно-поэтическая шутка, заключается в умышленном подборе слов, трудных для правильной артикуляции при быстром и многократном повторении. это стихотворные упражнения, направленные на развитие органов артикуляционного аппарата и помогающие отработке произношения какого-то звука при регулярном их повторении. Скороговорки (чистоговорки) – это, как правило, небольшой по объему речевой материал, специально построенный на сочетании звуков, трудных для произношения. Они с большим успехом могут быть использованы не только для преодоления вялости и малоподвижности артикуляционного аппарата (улучшения подвижности мышц языка, губ, нижней челюсти, для закрепления правильного произношения звуков во фразе и их дифференциации, для выработки отчетливой и внятной речи (дикции, но и в качестве упражнений для тренировки и совершенствования работы голосового аппарата, для выработки умения пользоваться различным темпом речи (быстро, умеренно, медленно, для работы над интонационной выразительностью (логическим ударением, вопросительными и утвердительными интонациями).Заучивание скороговорок осуществляется в слегка замедленном темпе, при этом родители должны четко произносить все звуки в словах. Можно проговаривать чистоговорки сначала шёпотом, стараясь при этом активно работать губами и языком, а затем – громко, с такой же активностью органов артикуляции. Или можно произносить текст вначале со сжатыми зубами, активизируя работу губ, а потом повторить фразы с разжатыми зубами.
Чистоговорки способны развить не только звукопроизношение, но и другие стороны речи ребенка : фонематический слух, словарь, грамматику, связную речь, чувство ритма и рифмы. Игры на развитие речи и мыслительных способностей помогают развивать лексико-грамматический стиль речи. Через игру без особых препятствий малыш сможет научиться грамотно, составлять и произносить предложения, сложные фразы, склонять слова, применяя правила падежей и рода. Конечно, роль взрослого в получении всех этих знаний ребенком через игру является ведущей. Сюда же относятся потешки, песенки, прибаутки, которые незаменимы для восприятия и усвоения музыки родного языка.
Алгоритм разучивания скороговорки
Взрослый читает текст потешки медленно, четко выговаривая все звуки.
Обсуждает с ребенком содержание при помощи вопросов:
О чем говорит скороговорка?
Какие герои там действуют (если текст о людях или животных?
В нашей жизни так бывает (встречаются ли такие события?
Спросить у дошколенка, какие слова непонятны, объяснить их значение.
Рассказать, что потешку произносить нужно по-разному, начиная с медленного темпа и заканчивая очень быстрым. Показать малышу, как правильно это сделать.
Несколько раз повторить вместе текст скороговорки, стараясь сделать это в разном темпе.
Чтобы облегчить понимание скороговорочного ритма, предложить хлопать ладошками в такт словам, сначала медленно, затем все быстрее.
Заинтересовать дошколенка можно игровым моментом: повторять потешную фразу, легонько подбрасывая мячик то вверх, то из руки в руку.
Так какое же значение имеют скороговорки для ребенка? Они:
• учат малыша говорить четко и красиво;
• способствуют развитию памяти и воображения;
• улучшают дикцию и управление голосом;
• обогащают словарный запас.