Лариса Гончарова
Консультация «Скоро в школу! А готова ли речь нашего воспитанника?»
▼ Скачать + Заказать документы
Ежегодно для группы наших дошкольников наступает период перехода в школу, а это, значит, дошкольникам необходимо принять новую социальную роль ученика со всеми обязанностями. Справиться с учебными задачами наш выпускник сможет в том случае, если будет сознательной и ответственной в определенной степени личностью. А речевое опосредование одно из звеньев развития сознания ребенка, следовательно, развитие речи играет главнейшую роль не только в общем развитии каждого ребенка, но и в подготовке к школе.
Публикация «Консультация „Скоро в школу! А готова ли речь нашего воспитанника?“» размещена в разделах
- Готовность к обучению в школе. Консультации
- Консультации для родителей
- Развитие речи. Консультации, рекомендации
- Школа. Скоро в школу
- Темочки
Вместе с тем, ни для кого не секрет, но серьёзная проблема у дошкольников нынешних кроется не столько в их гиперактивности, сколько в качестве речи: говорим много и громко, но при этом теряя качество. Словарный запас у современных детей гораздо беднее, чем у детей XX века, а про артикуляцию умолчим: каждому второму требуется логопед. А причина в том, что современный ребенок быстрее, чем взрослый, успевает освоить мобильный телефон и компьютер, телевизор и магнитофон, а вот дворовых игр, мудрых книг вокруг них практически не осталось.
Так о чем же должны помнить мы – педагоги? Да о том, что такие направления как: владение речью как средством общения и культуры; обогащение активного словаря; развитие связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи; развитие речевого творчества; развитие звуковой и интонационной культуры речи, фонематического слуха; знакомство с книжной культурой, детской литературой, понимание на слух текстов различных жанров детской литературы; формирование звуковой аналитико-синтетической активности как предпосылки обучения грамоте четко обозначены в образовательной области речевое развитие [6, п. 2.6, стр. 11]. Следовательно, это комплексное развитие, обеспечивающее устную речь дошкольника, а не погоня за умением бегло читать.
Образовательный процесс в своем построении должен основываться (а мы в своем ДОУ стараемся этому следовать) на адекватных возрасту формах работы с дошкольниками, что еще раз подчеркнула Т. А. Филиппова, ведущий науч. сотрудник ФГБНУ на прошедшем онлайн-вебинаре [5].
Выбор форм работы педагоги осуществляют самостоятельно в зависимости от контингента воспитанников, материальной оснащенности образовательного процесса, культурных практик, специфики ДОУ, а это этнографический компонент, а также творческого подхода. Итак, мы используем следующие формы [1,2,3] :
авторы
О. М. Ельцова А. Г. Арушанова Л. С. Киселева,
Т. А. Данилина… О. А. Бизикова О. В. Кузеванова
формы
Игровая обучающая ситуация Сценарии активизирую-щего общения Проектная деятельность Игры с готовыми текстами Культурные практики
Под культурными практиками подразумевается проведение сенсорных и интеллектуальных тренингов, музыкально-театральных и литературных гостиных, создание сюжетных ситуаций, организация самостоятельной деятельности, игры разной направленности и игровые ситуации, фольклорных досугов, видовое разнообразие театров, книги, сделанные своими руками, посиделки и, всего неперечесть.
В настоящее время показатели развития речи наших воспитанников не соответствуют возрастной норме (результат диагностики). Основной причиной, как мы полагаем, выступает разрыв коммуникативных связей между миром детей и миром взрослых: взрослые отдаляются от детей («иди, посмотри телевизор; разрешаю поиграть за компьютером…», дети лишаются содержательных (живых, эмоциональных) способов общения.
Вместе с тем, обращаясь к исследованиям отечественных ученых таких, как: А. А. Бодалев, Л. П. Буева, Я. Л. Коломинский, А. А. Леонтьев, А. Н. Леонтьев, М. И. Лисина, В. М. Соковкин и др., понимаем, что для освоения коммуникативных навыков дошкольный и младший школьный возраст наиболее благоприятен.
Итак, эти два возрастных периода отличаются особой чуткостью к языковым явлениям, у ребят появляется интерес к осмыслению своего речевого опыта, решению коммуникативных задач.
Посмотрим же на средства, способствующие формированию коммуникативной компетентности. Мы же выделяем следующие: диалог, создание сюжетных ситуаций, организация самостоятельной деятельности, игровые ситуации, проекты, развивающие и дидактические игры и др. И что важно отметить: они идентичны формам, представленным в таблице выше, а, значит, развитие коммуникативных и речевых навыков идет во взаимосвязи.
«…При организации любой образовательной ситуации, любого занятия в ДОУ педагогу важно: - во-первых, продумывать организацию разных способов взросло-детской и детской совместности, - во-вторых, видеть ресурсы разных этапов занятия для развития коммуникативной компетентности детей», - об этом нам гласит, а многим просто напоминает С. И. Поздеева [4, стр. 79-81].
Именно поэтому, разнообразие форм работы являются стимулом к расширению речевого развития дошкольников, становления их коммуникативной компетентности, если:
- дошкольники совместно решают увлекательную и имеющую значение для них образовательную задачу, выступая при этом субъектом общей деятельности;
- нарабытывают, конкретизируют свой лексический запас и вводят его в свой активный словарь, выполняя практико-речевые задания.
А педагог тем временем выступает не строгим учителем, а координатором коллективной образовательной деятельности, который не демонстрирует своё целостное коммуникативное преимущество, а находится рядом и ориентирует ребёнка на активизацию в коммуникации.
Собственно при таком открытом совместном действии педагога и ребенка будут съинтегрированы и ощутимы образовательные результаты речевого и коммуникативного развития наших дошкольников на пороге перехода в школу.
Используемая литература:
1. Бизикова О. А. Игра как средство развития культуры диалогической речи // Детский сад: теория и практика - 2013. - № 3. С. 56-66
2. Ельцова О. М. Организация полноценной речевой деятельности в детском саду. – СПб: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2005. -192 с.
3. Кузеванова О. В. Формы организации коммуникативной деятельности // Детский сад: теория и практика - 2012. - № 6
4. Поздеева С. И. Открытое совместное действие педагога и ребенка как условие формирования коммуникативной компетентности детей. // Детский сад: теория и практика - 2013. - № 3. С. 76-84
5. Филиппова Т. А. «Подготовка к школе : родителям просто – детям интересно!» ttps ://events.webinar.ru/9555519/podgotovkakshkole/record-new/5139508
6. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования – М. : Центр педагогического образования, 2014. – 32 с.