Оксана Гаврелюк
«Сказочное путешествие в мир математики». Конспект непосредственно образовательной деятельности в старшей группе
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект непосредственно образовательной деятельности по математике в старшей группе на тему : «Сказочное путешествие в мир математики»
Виды детской деятельности : (игровая, коммуникация, познавательная, продуктивная)
Цели:
- Закрепить с детьми порядковый счет; умение сравнивать фигуры по величине; ориентироваться в пространстве; различать геометрические фигуры.
Публикация «„Сказочное путешествие в мир математики“, Конспект непосредственно образовательной деятельности в старшей группе» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Математика. Конспекты занятий по ФЭМП
- Математика. Математические представления, ФЭМП
- Старшая группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» март 2013
- Формировать навык уравнивания неравных групп предметов; способами удаления и добавления.
- Формировать навык полных ответов на вопросы.
- Сравнивать представления о сложении как об объединении группы предметов.
- Развивать речь, наблюдательность, мыслительную активность, умение высказывать и обосновывать свои суждения.
- Воспитывать интерес к математическим занятиям.
- Поддерживать положительное эмоциональное отношение детей от встречи с любимыми героями сказок.
- Воспитывать дружеские взаимоотношения между детьми.
- Учить отгадывать математическую задачу, записывать решение с помощью цифр и знаков.
Материалы и оборудование : мольберт, по 5 конвертов разных цветов с заданиями для воспитателя и на каждого ребенка, говорящее письмо (кассета с записью письма, клей, салфеточки, лепестки цветика – семицветика, ватман с нарисованным домиком, корзиночки бумажные, грибочки ягодки, карточки со знаками «+» и «=», огурцы помидоры из картона.
Содержание организационной деятельности детей.
/ Дети сидят за столами/.
Воспитатель: Ребята, сегодня у нас с вами необычное занятие. На этом занятии ждет нас много интересного.
/ Воспитатель берет конверт в руки/
- Ой, смотрите, какой красивый, большой конверт. Интересно, что это за конверт. На конверте написано «По дорогам сказок», а адресовано ребятам старшей группы. Давайте мы его откроем и прочитаем. А письмо – то ребята, волшебное, говорящее.
/Воспитатель открывает конверт, тут включается магнитофонная запись/
Текст говорящего письма:
Здравствуйте дорогие ребята! Мы герои ваших любимых сказок очень просим вас, помогите нам. Злая волшебница украла у нас волшебный сундучок, где находится очень много интересных и полезных вещей для нас. А этот волшебный сундучок нам, очень нужен. Но чтобы, до него добраться, вам ребята необходимо пройти по нашим сказочным дорогам, где вы должны будете узнать из какой сказки герой, и от этого героя будет вам предложено задание, которое вам надо будет выполнить. Только так, вы сможете помочь вернуть нам волшебный сундучок. А задания вы найдете в конвертах.
Сказочные герои.
Воспитатель: Ну что ребята, поможем нашим любимым сказочным героям. У меня и у вас на столах лежат разноцветные конверты, наверно про эти конверты говорили нам сказочные герои, Интересно, какие же сказочные герои повстречаются нам по дороге.
- Ребята, посчитайте, сколько у вас конвертов?
/Ответы детей/
Воспитатель: Давайте, мы с вами разложим конверты по порядку. Начнем, с какой цифры? (С цифры один.)
/Дети раскладывают конверты по порядку от 1 до 5, воспитатель помогает/
Воспитатель: Конверты у нас в порядке. Теперь мы готовы помочь сказочным героям. Мы берем конверт с цифрой 1. Ребята, какого он цвета?
/Ответы детей/
/Воспитатель открывает конверт и читает задание/
«По дороге к бабушке девочка собирала орехи, рвала цветы, а навстречу ей Волк…»
- Вы догадались, как называется эта сказка?
/Ответы детей/
Воспитатель: Первое задание нам от Красной шапочки. «Хватит ли цветочков для бабочек?».
Ребята, берем конвертики с цифрой 1, голубого цвета и открываем его. У вас в конверте листок, где нарисованы цветочки, и отдельно лежат бабочки. Вам нужно взять бабочки и посадить каждую бабочку на цветочек, и узнать хватит ли цветочков для бабочек.
/Дети выполняют задание, воспитатель контролирует/.
Вопросы после выполнения задания:
- Хватило ли цветочков для бабочек?
- Сколько всего цветочков?
- Сколько всего бабочек?
- Чего больше цветочков или бабочек – на, сколько больше, меньше?
Воспитатель: Молодцы ребятки! Мы продолжаем шагать по дорогам сказок. Какой мы берем следующий конверт? Какого он цвета? (Конверт с цифрой 2, желтого цвета.)
Воспитатель: Послушайте внимательно.
/Воспитатель открывает конверт и зачитывает задание/
«Нам не страшен,
Серый волк, глупый волк
Где ты бродишь серый волк
Глупый волк».
Ребята, как называется эта сказка?
/Ответы детей/
Воспитатель: Правильно, наше второе задание от поросенка Наф-Нафа. Он просит нас помочь ему достроить дом. Откройте свои конвертики с цифрой 2.
/В конверте лежит рисунок с изображением поросенка/
/Коллективная работа, воспитатель распределяет задание, кому что делать/
Воспитатель: Наф-Наф приветствует вас и просит подойти к столу.
/Дети встают, подходят к столу, где лежит ватман, на ватмане нарисован домик, рядом лежат детали из картона для постройки/
Воспитатель: Нам надо с вами выложить длинную, широкую дорожку с правой стороны дома.
А в правом углу «посадить» высокое, узкое дерево.
С левой стороны дома, «построить» забор из узких дощечек.
Посередине дома, нужно «вставить» раму (окно).
И чтобы было веселее, Наф-Наф просит вас в верхнем левом углу поместить солнышко.
Вот и получился у нас с вами замечательный домик. Спасибо, молодцы ребята.
/Дети садятся на свои места/
Воспитатель: Берем следующий конверт, с какой цифрой? Какого цвета? (Конверт с цифрой три, красного цвета.)
/Воспитатель открывает конверт и зачитывает задание/
«Приходи к нему лечиться
И корова и волчица
Всех излечит, исцелит
Добрый доктор!»
- Как называется эта сказка?
/Ответы детей/
Воспитатель: Значит третье задание нам от Доктора Айболита. Доктор Айболит нам предлагает решить игровую задачку «В овощном магазине»
/Показ картинок на доске, дети выполняют задание на своих местах/.
Купили:
2 огурца - Маша
3 помидора – Миша
Сложи все овощи в одну корзину и узнай, сколько всего овощей купили ребята?
/При решении задачи воспитатель комментирует условия, помогая детям решить задачу/
Воспитатель: Действие, которое вы выполняли, складывая каждый свои овощи в одну корзину, в математике называется сложение
- Что получилось в результате сложения? /3+2=5 /
Воспитатель: Молодцы ребята с этим заданием вы справились. Вы немного устали, давайте отдохнем.
Физкультминутка
Три медведя шли домой –
/шагают вперевалочку/
Папа был большой –
/поднимают руки над головой/.
Мама с ним - поменьше ростом –
/руки на уровне груди/
А сынок – малютка просто,
Очень маленький он был.
/приседают/
Воспитатель: Продолжим наш путь по дорогам сказок. Берем следующий конверт, с какой цифрой? Какого цвета? (Конверт с цифрой четыре, зеленого цвета.)
/Воспитатель открывает конверт, зачитывает задание/
«Жили – были дедушка, да бабушка. Была у них внучка Машенька. Собрались раз подружки в лес – по грибы, да по ягоды. Пришли звать с собой Машеньку…»
- Как называется эта сказка?
/Ответы детей/
Воспитатель: Четвертое задание нам от Машеньки.
Машеньки было интересно в лесу, и она все дальше уходила от подружек, а корзина ее наполнялась, угадайте чем.
/Воспитатель читает загадку/
Под кустами, под листами
Мы попрятались в траву.
Нас в лесу ищите сами
Мы не крикнем вам: «Ау»
/Ответы детей/
/Воспитатель выставляет картинку с изображением корзинки с грибами и ягодами/
Воспитатель: Посмотрите на корзину и сосчитайте, сколько грибов и ягод собрало Машенька.
/Дети считают про себя/
Ой, ребята, Машенька случайно рассыпала грибы с ягодами и просит нас помочь ей собрать их. Вы должны собрать столько грибов и ягод, сколько было у Машеньки в корзине. Представьте, что в лесу, а эта наша лесная полянка, здесь мы и будем собирать грибы и ягоды. Ребята пока мы с вами будем собирать грибы, да ягоды давайте споем песенку «По малину в сад пойдем».
/Грибы и ягоды бумажные разложены на отдельном столе, дети берут бумажные корзинки и идут собирать грибы и ягоды, и поют песенку «По малину в сад пойдем», после того как дети собрали грибы и ягоды они садятся на свои места/
Вопросы после выполнения задания:
- Сколько грибов вы собрали?
- Сколько ягод вы собрали?
- Чего больше грибов или ягод?
- Что нужно сделать, чтобы грибов и ягод было поровну, по 5? По 4?
/Воспитатель работает у мольберта/
- Что мы теперь можем сказать о грибах и ягодах? (Их поровну; одинаково; сколько грибов, столько и ягод.)
Воспитатель: Молодцы ребята, с этим заданием вы тоже справились хорошо. Преступим к выполнению следующего задания. И мы с вами берем конверт с какой цифрой? Какого цвета? (Конверт с цифрой пять, синего цвета.)
/Воспитатель открывает конверт и зачитывает задание/
«Давным - давно жил – был старый дровосек. Была у него злая жена и две дочери – родная и приемная. Целыми днями родная дочь мыла полы, стирала и готовила. А мачеха с сестрой у зеркала крутились да ругали…»
- Кого они ругали, вы ребята догадались?
/Ответы детей/
Воспитатель: Как называется эта сказка?
/Ответы детей/
Воспитатель: Пятое задание нам от Золушки. Золушка просит нас помочь ей найти недостающую фигуру. Открываем свои конверты с цифрой 5, достаем карточки с геометрическими фигурками. Ребята, вы должны внимательно посмотреть, какой фигуры в каждом ряду не хватает, и закрыть пустое место нужной геометрической фигурой.
/Дети выполняют задание/
Воспитатель: Назовите геометрические фигуры в верхнем ряду?
/Ответы детей/
Воспитатель: Докладите фигуру во втором ряду. Назовите и доложите недостающую фигуру в третьем ряду.
/Дети выполняют задание/
- Какую геометрическую фигуру вы доложили во втором ряду? (Квадрат.)
Воспитатель: В третьем ряду, какая была недостающая геометрическая фигура? (Круг.)
Воспитатель: Молодцы ребята, с этим заданием вы справились успешно. Наши пальчики устали, давайте мы дадим им отдохнуть.
Пальчиковая гимнастика.
Много маленьких утят
Поклевать еду хотят
Зерен, крупки и жучка
И, конечно, червячка.
/по очереди соединяют большой палец с другими пальцами, начиная с указательного; сначала на правой, потом на левой руке/.
Одного утенка обижали
/дети грозят пальчиком/
И к еде не подпускали
/стучат кулачком/
Он взлетел на забор
И покинул птичий двор.
/машут ладонями, как крылышками/
/После пальчиковой гимнастики дети расслабились, воспитатель достает сундучок и открывает его/.
Воспитатель: Наконец-то мы нашли волшебный сундучок. А в сундучке что-то лежит, что-то интересное.
/Воспитатель достает листок и зачитывает/
Лети, лети, лепесток,
Через запад на восток,
Через север, через юг
Возвращайся, сделав круг.
Лишь коснешься ты земли.
Быть по - моему вели!
- Ребята, из какой сказки этот отрывок?
/Ответ детей/
Воспитатель: Девочка Женя предлагает нам смастерить свой «Цветик – Семицветик» для нашего детского сада.
/Коллективная работа, дети подходят к столу, где лежит ватман с нарисованным стеблем, ножницы, клей, салфеточки, цветная бумага, гофрированная бумага, дети вырезают лепестки Цветика - Семицветика и наклеивают на ватман/.
Воспитатель: Ребята, давайте сосчитаем, сколько лепестков вы наклеили.
/Дети считают/
Воспитатель: Вот молодцы ребята, вы у меня уже и до семи умеете считать.
- Каких цветов эти лепестки?
Дети перечисляют: Желтый, красный, зеленый, синий, оранжевый, фиолетовый и голубой.
Воспитатель: На какую геометрическую фигуру лепестки похожи?
/Ответы детей/
Воспитатель: Теперь и у нас с вами есть свой Цветик – Семицветик, для наших добрых желаний.
/Дети садятся на свои места/
Воспитатель: А сундучок этот действительно волшебный и для вас он приготовил угощения.
/Воспитатель раздает конфеты детям/
Вот мы и закончили свое сказочное путешествие. Все ребята молодцы, работали хорошо.