Приложение МААМ

Сказочная схема Проппа В. Я. в развитии связной речи дошкольников

Ирина Мордвинова
Сказочная схема Проппа В. Я. в развитии связной речи дошкольников
▼ Скачать + Заказать документы

Сказочная схема Проппа В. Я. в развитии связной речи дошкольников

Мордвинова Ирина Борисовна

ГБОУ СОШ №26 СП Детский сад № 52, г. Сызрани

E-mail : irinamordvinova614@gmail.com

Уважаемые коллеги! В последнее время работы мы столкнулись с тем, что дети с общим недоразвитием речи (далее ОНР) старшего дошкольного возраста страдают рядом нарушений. Им очень сложно запомнить образ предмета, с которым в быту они практически не сталкиваются, заметно снижена слуховая память и продуктивность запоминания, согласовывание слов в предложениях, выстраивая логический рассказ по картинкам. Поэтому важной задачей преодоления ОНР является логопедическое воздействие, цель которого научить детей связно и конечно последовательно излагать свои мысли. Эффективным коррекционным средством для обогащения лексического словарного запаса детей в нашей практике используется ведущая деятельность - игра.

Публикация «Сказочная схема Проппа В, Я, в развитии связной речи дошкольников» размещена в разделах

Л. И. Божович высказала интересную мысль, что начиная с младенческого возраста у человека проявляется «инстинкт достижения» - инстинктивная потребность познания, новых впечатлений; эта потребность ненасыщаема, поэтому она стимулирует и определяет внутреннее содержание процесса психического развития (развития остроты ощущений, становления интеллекта, облагораживание эмоций, оптимизация воли).

И для достижения этих целей я обратилась к картам Проппа. Ведь с помощью этой методики используется ведущая деятельность ребенка – игра, да еще и с помощью сказочных героев.

Введение данной методики в процесс позволяет более вовлеченно развивать и обогащать активную устную речь детей, закреплять навыки словообразования, формировать и совершенствовать грамматический строй речи, уметь описывать главных героев, составлять рассказы.

Карты Проппа – это своего рода конструктор используемый в сказках. Пазлами, деталями конструктора служат сказочные ситуации (изображаем схемы элементов сказки).

Роль сказки в жизни ребенка.

Сказки раскрывают пред детьми мир чувств, вызывает интерес к личности и внутреннему миру героя. Если ребенок сопереживает герою сказки, соответственно он будет сопереживать близким людям.

Путешествия в мир сказки развивает воображение и фантазию детей. Они сами начинают сочинять. Разыгрывание сказки должно происходить в легкой форме, чтобы дети не потеряли и не утратили всякую прелесть.

Знаменитый советский фольклорист Владимир Яковлевич Пропп в своей книге «Морфология сказки» проанализировал структуру русских народных сказок и выделил в них набор постоянных структурных элементов, или функций.

Использование карт Проппа помогают решать следующие задачи:

Развивают связную речь, лексико-грамматические навыки, навыки словообразования, артикуляционный аппарат, общую моторику, координацию речи с движением.

Развивает интерес к художественной литературе, как образцу речи.

Способствует повышению поисковой активности.

Воспитывает человечность: способность переживать судьбу сказочных героев как свою.

Помогают соблюдать последовательность при пересказе сказок, и проявлять самостоятельность в сочинении своих.

На этапе ознакомления детей с картами можно сделать их яркими и красочными. Так же можно использовать игры с картами, такие как:

Чудеса в решете. В процессе этой игры выявляют происходящие в сказках различные чудеса : как и с помощью чего осуществляются превращения, волшебство. Уточняют волшебные слова, предметы и их действие.

Кто на свете злее всех (добрее всех? Выявление злых и коварных героев (добрых, описание их облика, характера, образа жизни, привычек, жилища. Затем анализируют, может ли существовать сказка без таких героев, какова их роль в развитии сюжете. Для кого эти персонажи являются добрыми, для кого злыми и почему (наверное для Кощея Баба-Яга очень даже добрая и хорошая женщина, верный друг).

Заветные слова. В процессе этой игры ребята делают попытку вычленить самые действенные, значимые слова (волшебные, приговоры).

Что в дороге пригодиться? На основе анализа волшебных сказочных предметов, которые помогают преодолеть врага (скатерть-самобранка, сапоги-скороходы, аленький цветочек, двенадцать месяцев т. д., придумывают новые предметы-помощники. Волшебным может стать самый заурядный предмет (ручка, ботинок, а может быть он начнет выполнять не свойственные ему функции — котелок как гнездо, сумка, зеркало.

Что общего. Игра предполагает сравнительный анализ различных сюжетов с точки зрения сходства и различия («Теремок» и «Варежка», «Морозко» и «Двенадцать месяцев»).

Карты необходимо вводить постепенно, от сказки к сказке (ведь не в каждой сказке присутствуют все функции). Но чтобы легче было запомнить, детей нужно делать активными участниками создания карт. Каждая карта обсуждается и рисуется как схематические изображения. При помощи карт Проппа пересказ сказки дается ребятам намного легче. Если есть возможность то можно использовать костюмы, чтобы усилить впечатление.

Фольклорист Пропп Владимир Яковлевич изучал сказки народов мира, анализировал сюжеты и выделил 31 постоянную функцию, без которых не обходится ни одно сказочное произведение. Не обязательно, что они все вместе будут присутствовать в сказке, иногда нарушается их последовательность, но идея, содержание сказки при этом не страдают.

Дж. Родари сократил число этих функций до 20:

1. запрет или предписание; 2. нарушение; 3. вредительство; 4. отъезд героя; 5. задача; 6. встреча с дарителем; 7. волшебные дары; 8. появление героя; 9. сверхъестественные свойства антигероя; 10. борьба; 11. победа; 12. возвращение домой; 13. прибытие домой; 14. ложный герой; 15. трудные испытания; 16. ликвидация беды; 17. узнавание героя; 18. изобличение ложного героя; 19. наказание ложного героя; 20. Свадьба или счастливый конец.

Рассмотрим сказку "Двенадцать месяцев" :

1. Карта - Жили — были.

Жила – была скупая, злая женщина с дочерью и падчерицей

2. Карта - Вредничество

Мачеха посылает девочку в лес за подснежниками для своей сестры

3. Карта - Запрет.

Девочка понимает, что среди сугробов в январе месяце она не найдет подснежников.

4. Карта - Задача

Но девочка понимает, что у нее нет выхода и она не может ослушаться мачеху.

5. Карта - Появление героев (12 месяцев)

Идя по лесу девочка встречает двенадцать месяцев

7. Карта - Встреча с дарителем

В процессе разговора братец Март уговаривает других братьев уступить место ему

8. Карта - Сверхъестественные свойства героя

Происходит волшебство и наступает Март месяц

9. Карта - Возвращение домой.

Девочка вернулась с полной корзиной подснежников.

10. Карта - Изобличение ложного героя

Мачеха и ее дочка пошли в лес.

11. Карта - Наказание злого героя

Поплатились злые герои за свою злость и скупердяйство.

В комбинированных группах нашего Детского сада, используются карты Проппа не только для пересказа сказок. Ребята в этом возрасте сами могут сочинять сказки. Придумывают сюжет, могут выбрать главного героя, антигероя, дают каждому герою характеристику.

Таким образом, помогая детям овладеть языком художественного произведения, учитель-логопед выполняет поставленные задачи.

«Литература»

1. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования. - Екб. : Издательский дом «Ажур», 2014. - 23с.

2. Большева Т. Б. «Учимся по сказке», Издательство «ДЕТСТВО-ПРЕСС» Санкт Петербург, 2005г. - 112с.

3. Михайлова А. Попробуем сочинять сказки. // Дошкольное воспитание, 1993 №6

4. Пропп В. Я. Морфология «Волшебной» сказки. Исторические корни волшебной сказки, Изд. «Лабиринт», М., 1988г.

5. Родари Д. Грамматика фантазии. Введение в искусство придумывания историй, Прогресс, М., 1990г.

6. Сидорчук Т. «Программа формирования творческих способностей детей». Обнинск. 1998г.

7. Сказка как источник творчества детей. / Науч. рук. Лебедев Ю. А. – Владос, 2001г.

8. Фесюкова Л. Б. Воспитание сказкой : для работы с детьми дошкольного возраста. - Харьков: Фолио, 1996. - 464с.

Публикации по теме:

Фотоотчет «Использование эффективных образовательных методов и технологий в развитии связной речи детей»Фотоотчет «Использование эффективных образовательных методов и технологий в развитии связной речи детей» Ассоциация воспитателей по теме «Использование эффективных образовательных методов и технологий в развитии связной речи дошкольников»..

Использование карт Проппа в развитии речевого творчества дошкольников при подготовке к школеИспользование карт Проппа в развитии речевого творчества дошкольников при подготовке к школе Обучению рассказыванию в детском саду отводится особое место, потому что именно рассказывание является одним из действующих средств развития.

Использование мнемотаблиц в развитии связной речи у детей старшего дошкольного возрастаИспользование мнемотаблиц в развитии связной речи у детей старшего дошкольного возраста Мнемотехника – это система методов и приемов, обеспечивающих успешное освоение детьми знаний об особенностях объектов природы, об окружающем.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Сказочная схема Проппа В. Я. в развитии связной речи дошкольников
Опубликовано: 9 декабря 2024 в 15:51
+1Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Сказочная схема Проппа В. Я. в развитии связной речи дошкольников» (включая файлы) размещена пользователем Ирина Мордвинова (УИ 2857068) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД