Получи документы

Сказкотерапия в группе раннего возраста. Опыт работы

Наталья Мартынова
Сказкотерапия в группе раннего возраста. Опыт работы

Введение

В современном мире все чаще живое общение детям заменяет компьютер и телевидение, вследствие чего неуклонно увеличивается количество детей с несформированной связной речью, с перепутанными понятиями добра и зла, различными фобиями и неустойчивой психикой. Это и есть проблемы детей раннего возраста, впервые перешагнувших порог дошкольного учреждения. И для них это не только большое здание, но и новый непонятный мир, где некоторое время ребенок находится без самых дорогих ему людей — родителей. И эти самые первые проблемы мы, воспитатели в 1 младшей группе, видим первыми.

Итак, обозначим их:

Проблемы адаптации;

Публикация «Сказкотерапия в группе раннего возраста, Опыт работы» размещена в разделах

Проблемы, связанные с неустойчивой психикой;

Несформированность связной речи.

Не будет открытием ни для родителей, ни для воспитателей, что довольно часто поступление ребенка в детский сад сопряжено с тяжелыми переживаниями детей и самих родителей, сопровождается изменением поведенческих реакций дошкольника и даже заболеваниями. Ведь адаптация — это сложный процесс приспособления организма, который происходит на разных уровнях — физиологическом, социальном, психологическом. И поэтому, наша общая задача – воспитателей и родителей — помочь ребенку по возможности безболезненно войти в жизнь детского сада, сформировать жизненно необходимые социальнокоммуникативные и нравственные качества личности. Помимо этого, работая с самыми маленькими детьми в детском саду, мы отмечаем, что дети раннего возраста очень эмоциональны и впечатлительны. Им свойственно быстро заражаться как положительными, так и отрицательными эмоциями взрослых и сверстников, подражать их действиям. В силу еще не сформировавшейся психики, дети от 1,5 (2) до 3 лет подвержены капризам, фобиям, нередко раздражительны по непонятным причинам, проявляют негативные свойства (вспыльчивость, драчливость, злость, могут кусаться и кричать). А тут еще неразвитая связная речь доставляет много хлопот как ребенку, которому трудно сформулировать свои просьбы и озвучить элементарные действия (что уж говорить об образовательной деятельности, так и взрослым, пока чужим людям, которые только начинают устанавливать контакт с малышом. Именно эти сложности стали началом разработки нашей проектной деятельности с использованием метода сказкотерапии, которая затем стала эффективной педагогической практикой в работе с детьми раннего возраста, особенно в период адаптации. 1. 1. Актуальность.

Сказкотерапия – это «лечение сказкой», здоровьесберегающая педагогическая технология, включающая в себя систему мер, обеспечивающих сохранение здоровья ребенка на всех этапах его обучения и развития. «Сказкотерапия» – это процесс образования связи между сказочными событиями и поведением в реальной жизни. Суть такой терапии заключается в преодолении имеющихся страхов и тревожности, а также исправление негативных черт характера ребенка. Психологи давно заметили, что сказки в детском возрасте позволяют решить проблему, а также уменьшить внутреннюю боль. Специалисты по детской психологии утверждают, что сказка помогает ребенку справляться со стрессовыми нагрузками. А проигрывание сказочных ситуаций, особенно конфликтных, способствует решению спорных вопросов, которые иногда кажутся детям неразрешимыми в жизни. Именно сказка знакомит детей с неизменными во все времена эталонами добра и зла, причем не в назидательной форме, а так, что малыш сам понимает, что хорошо, а что плохо. С действиями полюбившихся героев ребенок может сверять и свои собственные поступки, конечно, как позволяет возраст. Кроме того, сказки развивают воображение маленького человека, учат его фантазировать. А ведь детские фантазии —необходимое условие полноценного развития личности ребенка, залог его душевного благополучия. Таким образом, сказка не только воспитывает и учит житейской мудрости — она еще лечит и развивает. Плюс сказок в том, что они понятны детям любого возраста, поэтому такой метод психологической коррекции (а именно, сказкотерапия) оказывается крайне эффективным уже в раннем возрасте : где бессильны убеждения и уговоры, приходит на помощь сказка и справляется с этим! Поэтому в нашей группе сказкотерапия–это современное и просто необходимое чудо-средство, мы используем его для решения различных задач в качестве терапевтического результата, особенно актуальна она в период адаптации. Младший детский возраст – это наиболее подходящий период для применения сказкотерапии. Данный метод может работать с двух лет, когда уже можно использовать простые сказки, которые позволяют успокоить ребенка, устранить истерику и т. д. В возрасте 2 — 3 лет дети, как правило, очень привязаны к родителям. Поэтому у них может появиться чувство страха от присутствия посторонних людей дома или на улице. Некоторые дети опасаются животных или какого-либо вида транспорта. Также посещение детского сада или дополнительных занятий часто сопровождается стрессом и эмоциональным напряжением. С каждым днем сказкотерапия становится все более популярной. Метод сказкотерапии включает в себя множество приемов и форм работы, позволяющих развивать творческое мышление, воображение, внимание и память, восприимчивость и координацию движений, позитивную коммуникацию и адекватную самооценку. Сказку можно анализировать, сочинять, рассказывать, рисовать, драматизировать. Трудно отрицать роль сказок в формировании языковой культуры. Сказка развивает творческий потенциал, фантазию, воображение, способность к словотворчеству. Используя сказку, можно в доступной форме раскрыть ту или иную тему, развивать интеллектуальные качества личности, причем интегрированно в ходе освоения содержания различных образовательных областей. Сказки позволяют бороться с различными фобиями, воспитывать в ребенке необходимые для нормальной жизни навыки. Он учится преодолевать жизненные трудности, при этом в нем развивается индивидуальность. Все эти аргументы говорят в пользу метода сказкотерапии.

1. 2. Цели, задачи, ожидаемые результаты.

Проблема: выявить роль сказкотерапии в социально-личностном развитии детей.

Цель: использовать практику сказкотерапии для коррекции, адаптации и речевой активности детей раннего возраста.

Задачи:

облегчить процесс адаптации к ДОУ, способствовать снижению импульсивности и тревожности у детей;

приобщать малышей к народной культуре посредством фольклора;

развивать внимание, восприятие, воображение;

учить различать добро и зло, развивать нравственные качества воспитанников;

развивать навыки взаимодействия со сверстниками и взрослыми;

развивать общую и мелкую моторику, координацию движений;

способствовать речевому развитию детей.

Методы реализации задач:

Поиск информации в специальных источниках.

Разработка цикла занятий с детьми.

Информационно-образовательная работа с детьми.

Мониторинг адаптации и речевого развития детей.

Взаимодействие с семьей.

Предполагаемые результаты:

Для детей:

Развитие любви к сказкам и интереса к книге;

Умение внимательно слушать, фантазировать, воображать;

Воспитание нравственных качеств: сострадание, уступчивость, доброжелательность, заботливость и т. д. ;

Быстрая и легкая адаптация к дошкольному учреждению;

Снижение тревожности, капризов, негативных проявлений личностных качеств (драчливость, злость, раздражительность);

Развитие общей и мелкой моторики, координации движений;

Повышение уровня речевого развития в сравнении с начальным при поступлении в ДОУ.

Для педагогов:

Повышение профессиональной компетентности педагогов в вопросе использования сказкотерапии.

Для родителей:

Помощь в осознании важности чтения сказок разной направленности;

Знакомство с разными формами использования сказкотерапии;

Пополнение предметно-развивающей среды: обогащение книжного фонда, изготовление пособий;

Внимание к различным проявлениям свойств личности ребенка, знакомство с арт-терапией.

5. Особенности работы с детьми раннего возраста с использованием сказкотерапии. Любовь к сказке, интерес к ней возникает в раннем детстве и сопровождает человека на протяжении всей его жизни. Сказка – это своеобразное зеркало. Оно отражает реальный мир через призму личного восприятия ребенка. В сказке нет ничего невозможного. Сказка – это, прежде всего, шанс понять и принять окружающий мир, изучить его и, может быть, изменить что-то в себе. Сказка имеет и волшебную лечебную силу. Нередко в ней находятся решения проблем, ответы на вопросы, ключи к загадкам. Сказка помогает малышу справиться с трудностями. «Зайчик смог, и я смогу!» – скажет кроха и начнет самостоятельно завязывать шнурки. Сказка – это эффективный и достаточно простой способ воспитания. С ее помощью можно убедить ребенка в чем-либо, уговорить, успокоить, помочь избавиться от страхов, стать увереннее в себе… Сказка как метод воспитания и терапии эффективна в любом возрасте. И особенно в детском! Несколько лет назад мы решили, используя доступность сказки и интерес к ней наших малышей, разработать и реализовать проект «Развитие речи с помощью сказки». Эта деятельность вызвала интерес всех участников: детей, педагогов и родителей. Затем познакомились с методическими разработками Т. Зинкевич-Евстигнеевой по сказкотерапии. Это натолкнуло на мысль: ведь сказка может нам оказать огромную помощь не только в речевом развитии детей, но и облегчить процесс адаптации. А попутно выяснилось, что сказкой можно лечить капризы, негативные проявления еще несформированных характеров. И даже проблему этого возраста — желание покусать обидчиков и тех, кто вызывает антипатию. Так появилась и прижилась в нашей группе прекрасная сказочная помощница — сказкотерапия.

1. 5.1. Сказкотерапия для развития личностных качеств детей раннего возраста Мы выявили основные направления развития разных сторон личности малышей, которые дает сказкотерапия, а именно:

Развитие интеллектуальных способностей (память, логическое мышление, внимание и т. д.). Например, в сказке «Теремок» — кто в какой последовательности селился в теремке. А в сказке «Курочка Ряба» — какое вначале было яичко, кто разбил, мышка помогла или расстроила деда с бабкой?

Развитие воображения. Например, если колобок прикатился бы в сказку «Репка», что бы он там делал? А если в теремок попросилась бы курочка Ряба, какая бы жизнь там была?

Развитие эмоциональной сферы. Например, изобразите, как переживали дед и баба в сказке «Курочка Ряба»? А в сказке «Колобок»?

Развитие творческих способностей. Попробовать показать сказку, выбрав своего персонажа, нарисовать сказку, придумать приключения себя и т. д.

Развитие социально-коммуникативных навыков, которые необходимы в благоприятном прохождении процесса адаптации. Примеры жизненных ситуаций, которые рассматриваются в сказках :

Колобок — ушёл из дома один и с ним случилась беда (сказка для коррекции поведения).

Волк и семеро козлят — нельзя открывать дверь чужим (вы можете много раз говорить, что нельзя открывать дверь чужим, но сказка воспринимается и запоминается ребёнком легче).

Красная Шапочка — нельзя разговаривать с чужими на улице.

Петушок золотой гребешок (где Петушок в окошко выглядывал, а Кот и Дрозд спасают его от Лисы) — учит тому, что друзья всегда помогают друг другу в беде.

Репка — помощь и поддержка других людей позволяют достигнуть цели, которая не по силам одному человеку, важна помощь даже самого маленького.

Маша и медведь — из любой трудной ситуации всегда можно найти выход, главное не сила, а смекалка.

Серия сказок «Зайчик ходит в детский сад» — значительно облегчает и благоприятствует процессу адаптации, а затем помогает сделать образовательный процесс содержательным, увлекательным, результативным. А нам, педагогам, прочитанные или показанные сказки говорят о том, что следует в ребенке укреплять и поддерживать, а что требует немедленного поиска очередной подходящей сказки для решения личностной проблемы. Пример из практики: Артем кусал детей, сильно и больно. Кусал без повода, выбирал тех, кто сегодня его «не устраивал». Родители покусанных возмущались, мама кусачки плакала, мы перепробовали все доступные и известные средства. Никаких результатов. Вот тут и пришла на помощь терапевтическая сказка : «Жила была маленькая девочка. Она была непослушная и капризная. А ещё она очень больно кусалась. Дома девочка кусала маму и папу, дедушку и бабушку. В детском саду она часто кусала девочек и мальчиков. Дети горько плакали и жаловались, что им очень больно. И вот однажды в детский сад пришла волшебница. Она решила наказать «кусачку» и превратила её в маленькую собачку. Дети весело играли на детской площадке. А неподалёку сидела собачка. Она была очень грустная, из её глаз текли слёзки. Дети стали гладить собачку. Она только жалобно скулила, как будто что – то говорила им. Ребята ушли. Собачка осталась одна. К ней подошла волшебница. Она похвалила собачку за то, что та никого не укусила, и превратила её снова в девочку. С тех пор девочка больше не кусалась». Постепенно перестал кусаться и наш кусака Артем. С помощью сказки о верблюде ребята перестали плеваться, о превращении в гуся – щипаться и т. д.

Итог:

В работе с детьми по методу сказкотерапии в течение года показала положительную динамику в развитии детей, улучшении их эмоционального благополучия.

Сократилось время адаптационного периода, у некоторых детей это время сократилось даже до пяти дней (имеется в виду, что после указанного времени дети приходили в группу и оставались спокойно, вспоминали маму лишь к вечеру, играли, были активны).

Активизировалась речь.

Исчезали негативные проявления характера.

ВЫВОДЫ Реализуя технологию сказкотерапии и ее применение в работе с нашими воспитанниками, мы пришли к выводу, что использование данной технологии в работе с детьми раннего возраста является весьма эффективным и многофункциональным.

Использование метода при комплексном его применении дают положительную динамику в плане адаптации к дошкольному учреждению.

Кроме того, сказка помогает ребенку устанавливать взаимодействие с окружающим миром, формировать эстетические эталоны и представления, что в дальнейшем активно влияет на становление личности.

Сказка обогащает словарный запас, развивает речевую активность, память и внимание.

Умело подобранная и правильно используемая сказка дает ребенку чувство психологической защищенности, т. к. имеет в своем сюжете доброту, мудрость, что оказывает положительный эмоциональный настрой, снимает напряжение и тревогу. Подводя итоги по проведенным индивидуальным и групповым занятиям по сказкам, необходимо заметить, что сказкотерапия проявила себя как эффективный метод работы с детьми по их эмоциональному обогащению:

По развитию эмоций — дети стали чаще проявлять положительные эмоции, не стесняясь других;

По развитию эмпатии – они учатся сочувствию, сопереживанию персонажам сказки (во время занятий дети искренне проникались внутренними состояниями героев);

по формированию умений – определять актуальные проблемы, волнующие ребенка, и находить способы их решения (дети искали ответы на вопросы о том, почему кто-то из героев плачет, грустит, злится, и предлагали решения, чем ему можно помочь). Сказка для ребенка- это маленькая жизнь, полная ярких красок, чудес и приключений. Каждая из них — это история о дружбе, помощи доброте, любви ко всему живому, победа добра над злом, награда за хорошие поступки. Сказка питает ум, учит мыслить, развивает, внушает надежду, что все будет хорошо! Использование сказкотерапии на протяжении нескольких лет помогает нам с уверенностью сказать, что причина быстрой и безболезненной адаптации наших малышей, их социальные навыки и нравственные качества кроются именно в этой уникальной и очень доступной технологии, которая выросла из первоначального проекта.

И мы с уверенностью говорим: «Читайте детям сказки

Публикации по теме:

Опыт работы по использованию нетрадиционных форм взаимодействия с родителями детей раннего возрастаОпыт работы по использованию нетрадиционных форм взаимодействия с родителями детей раннего возраста В рамках инновационной работы нашего детского сада организуем сотрудничество с родителями в технологии психолого-педагогической поддержки.

Опыт работы «Профилактика психоэмоционального напряжения у детей раннего возраста» «Профилактика психоэмоционального напряжения у детей раннего возраста» Воспитатель Котлярова Татьяна Павловна Цель: Создание условий для.

Формирование навыков самообслуживания у детей раннего возраста. Опыт работы «Учимся кушать»Формирование навыков самообслуживания у детей раннего возраста. Опыт работы «Учимся кушать» Формирование навыков самообслуживания у детей раннего возраста. Опыт работы «Учимся кушать». «Я научился кушать!». Продолжаю делиться.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Сказкотерапия в группе раннего возраста. Опыт работы
Опубликовано: 2 ноября 2024 в 17:32
+1Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Сказкотерапия в группе раннего возраста. Опыт работы» (включая файлы) размещена пользователем Наталья Мартынова в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
12 ноября. Синичкин день. Папка-передвижка

В старину говорили «Невелика птичка синичка, а свой праздник знает». В народном календаре 12 ноября значится как день памяти православного святого Зиновия Синичника или Синичкин день.

8 ноября. День детского меню. Папка передвижка «Правильное питание»

Правильноепитание — залог здоровья, а культура питания закладывается в семье. Важная задача — привить ребенку привычку к здоровому питанию.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД