Наталья Чайкова
Сказкотерапия как средство развития коммуникативных навыков старших дошкольников
▼ Скачать + Заказать документы
В настоящее время, когда современные цифровые технологии фактически вытеснили живое общение со сверстниками и взрослыми, чтение книг, обсуждение прочитанного кажутся нам редким явлением, а вопросы нравственного воспитания и коммуникативного развития детей вызывает беспокойство у педагогов и родителей. Обеспокоенность вызывает тот факт, что все чаще наблюдаются затруднения детей в сфере общения, социализации, а также нарушения в их эмоционально-волевой сфере. Вследствие этого, коммуникативная способность детей является одним из главных проблем в современной педагогике. Мы можем отметить, что данная проблема возрастает в современных условиях в связи с особенностями социального окружения ребенка, в котором часто наблюдается отсутствие вежливости, доброты, дружелюбия, культуры общения между людьми. Дети стали меньше общаться со взрослыми и друг с другом. А ведь именно коммуникация обогащает жизнь детей, раскрашивает яркими красками сферу их ощущений, так как взаимосвязь и взаимодействие с другими людьми возникают и наиболее интенсивно развиваются в дошкольном возрасте, в процессе познания окружающего мира, развития различных видов детской деятельности, культурных традиций. Этот опыт отношений является основой для дальнейшего развития и становления личности ребенка и во многом определяет особенности его самосознания. «Коммуникативное развитие – это процесс, позволяющий ребенку занять свое место в обществе в качестве полноценного члена этого общества, и осуществляется широким набором универсальных средств, содержание которых специфично для определенного общества, социального слоя и возраста» (С. А. Козлова. Непременно нужно учесть и тот факт, что в целях реализации ФГОС, в содержании образовательной деятельности с дошкольниками более пристальное внимание должно быть уделено достижению целей и решению задач коммуникативного развития. Решение образовательных задач требует организации содержательной жизни детей, наполненной интересными событиями, совместными делами, играми.
Публикация «Сказкотерапия как средство развития коммуникативных навыков старших дошкольников» размещена в разделах
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Сказкотерапия. Воспитание сказкой
- Социализация. Социально-личностное и коммуникативное развитие
- Старшая группа
- Темочки
Мы решили подробно изучить одно из наиболее часто применяющихся методов – сказкотерапия. Основой сказкотерапии в работе с детьми дошкольного возраста является формирование и развитие социально-коммуникативных способностей, раскрытие глубин собственного внутреннего мира, а также развитие его самосознания.
Сказкотерапия – психологический метод, использующий сказочную форму для интеграции личности, развития творческих способностей, расширения сознания.
Этот метод имеет многовековую историю - древнее знание, зашифрованное в привлекательных образах и интригующих ситуациях. Изначально сказка была жанром, предназначенным для взрослых людей, она поучала, объясняла, давала ответы на самые сложные вопросы бытия. В этом секрет «вечной молодости» сказок. Несмотря на то, что сказка давно привлекает внимание исследователей, в науке нет ни единого определения этого жанра, ни единой терминологии и классификации. Исследователь фольклора С. И. Минц дает определение народной сказке как «эпическому устному художественному произведению, преимущественно прозаическому, волшебного, авантюрного или бытового характера, с установкой на вымысел.
Основные отечественные разработки в рамках метода сказкотерапии принадлежат Санкт-Петербургскому Институту сказкотерапии, основанному в 1998 году и возглавляемому доктором психологии, автором книг по сказкотерапии Татьяной Дмитриевной Зинкевич - Евстигнеевой. Одной из заслуг Института является разработанная и защищенная Авторским свидетельством концепция Комплексной сказкотерапии.
Опыт работы с дошкольниками подсказал, что дети лучше воспринимают дидактический материал, если он подается вместе со сказочными героями и сказками. Поэтому на своих занятиях использую сказкотерапию.
Основные возможности сказкотерапии заключаются в следующем: интеграция личности, совершенствование способов взаимодействия с окружающим миром, развитие творческих способностей и адаптивных навыков, а также обучение, диагностика и коррекция. Развлекающая функция сказки лишь одна из многих.
Сказка – это еще и верный друг, и мудрый воспитатель. Сказка воспитывает характер и помогает ребенку разобраться в том, что такое хорошо и что такое плохо. Научившись рассказывать, пересказывать, творчески мыслить, ребёнок совершат огромный скачок в развитии, который будет способствовать развитию личности.
Актуальность технологии сказкотерапии заключается в том, что сказки были и будут – естественной составляющей всей повседневной жизни детей. Сказкотерапия одно из перспективных направлений работы с детьми старшего дошкольного возраста. Для развития самостоятельного художественного творчества детей большое значение имеет организация развивающей среды. Поэтому в своей группе мы стараемся создать такие условия, чтобы дети могли реализовать свои желания действовать, развивать фантазию, а следовательно и речевую активность.
В самостоятельной деятельности, в процессе игры мы используем наборы игрушек для настольного театра: пальчиковый театр, перчаточный театр, театр на ложках, теневой театр, магнитный театр, шапочки-маски, ободки, костюмы в уголке ряженья, настольные и напольные ширмы для кукольного театра, набор аудио и видео - записей для прослушивания сказок, классической музыки и музыки направленной на релаксацию.
Этапы работы с дошкольниками по сказкотерапии очень разнообразны. Применяя метод на практике, мы выделили следующие этапы:
• Пальчиковые игры
• Упражнения на развитие речевого дыхания
• Режиссерская игра
• Сказкотерапевтическое рисование
• Групповое рассказывание историй «А что было дальше?»
• Рассказывание сказок
• Самостоятельное сочинение сказок и кратких историй.
Метод «Пальчиковая игра» очень полезна для развития мелкой моторики пальцев рук. Дети, проговаривая стихотворение, находятся в сказке, изображают животных, цветы ветер и т. д. Совместная словесная импровизация позволяет формировать у дошкольника активный речевой запас. Для удобства в работе с детьми мы применяем картотеку пальчиковых игр.
Упражнения на развитие речевого дыхания мы включаем в физкультурно-оздоровительную гимнастику; во время занятий, в организационные моменты или в физкультминутки. Упражнения лучше проводить в игровой форме, тогда дети выполняют их с интересом и удовольствием.
Режиссерская игра – особый вид индивидуальной игры, который строится ребенком в двух планах: за себя как режиссера и за игрушку, наделенную определенной ролью. Ребенок придумывает сюжет, который разыгрывает с помощью кукол или других предметов, действуя и говоря за них. Режиссерская игра способствует развитию речи, мышления и воображения.
Для детей будут также интересны интонационные упражнения на изменение громкости голоса, тембра в зависимости от эмоционального состояния героя в определенных ситуациях. Такие упражнения подготавливают ребенка к правильному звуковому оформлению целого высказывания. В результате у детей вырабатываются интонационное чутье, сила голоса, дикция. Эти умения в дальнейшем служат опорой для развития таких важных качеств, как эмоциональность, выразительность, живость.
Наши дети очень любят рисовать сказки и сказочные истории. В своих работах они изображают сказочных героев, вымышленных персонажей, сказочные буквы и заколдованные цифры. Ребята по своим рисункам рассказывают и придумывают истории и сказки. Это занятие является замечательным средством для обогащения словарного запаса детей, а также способствует проявлению детского творчества и фантазии.
Очень нравится детям групповое рассказывание историй «А что было дальше?» Каждый участник группы по очереди рассказывает маленький кусочек рассказа. Повествование разбивается на отрывки произвольно и спонтанно, в зависимости от того, какую часть рассказа берет на себя предыдущий рассказчик. Истории очень приятно слушать, но не менее приятно их рассказывать.
Многие родители, воспитатели, педагоги рассказывают детям сказки, однако рассказывание сказок как направление сказкотерапии имеет свои особенности и формы. Сказки могут рассказывать и сами дети. В своей работе мы используем приёмы, связанные с погружением в сказку. Например
«Я - добрая фея, пришла к вам в гости, и сегодня мы все вместе отправимся в волшебную страну сказок. Я расскажу вам одну интересную сказку. Было это так….» И рассказываем свою сказку. Потом обращаемся к ребятам, спрашивая, кто ещё хочет рассказать свою сказку. Почти все дети с удовольствием рассказывают сказки, а также стараются описать те чувства, которые возникали у них в процессе погружения.
Наверное, каждый из нас хотя бы раз в жизни сочинял разные истории, сказки, байки. Сейчас, вспоминая об этом, многие оживят ощущения творческого поиска, удовольствия, полета фантазии. Сочинение историй само по себе психотерапевтическое занятие, ведь в свой творческий продукт человек вкладывает частичку внутренней реальности. Ребёнку необходимо придумать содержание, правильно выстроить повествование, подобрать словесную форму, соответствующую этому содержанию. Детская фантазия не имеет границ. Но важно постоянно пополнять внутренний потенциал детской фантазии, обогащать ее все новыми и новыми впечатлениями. Такая работа требует большого запаса слов, навыков и умения точно передавать свой замысел.
Положительная динамика результатов речевых способностей детей позволяет сделать выводы, что использование сказкотерапии в развитии коммуникативных навыков дошкольников повышает уровень развития лексико-грамматической стороны речи, корректирует нарушения звукопроизношения, развивает не только диалогическую, но и монологическую речь, а также развивает эмоциональность речи. Также, с помощью сказкотерапии задействуются следующие анализаторы: слуховой, зрительный и моторный. Соотвественно, сказкотерапия оказывает комплексное, всестороннее воздействие на развитее речи детей. Таким образом, использование данного метода в целях развития коммуникативных умений дошкольников, способствует развитию умений эффективного общения и успешного взаимодействия с окружающими, в процессе которого ребенок не только познает другого человека, но и самого себя.