Ирина Кононова
Сказкотерапия как метод преодоления детских страхов у детей 3–4 лет
▼ Скачать + Заказать документы
Аннотация. Статья посвящена проблеме преодоления страхов у детей 3-4 лет. Рассмотрены особенности возникновения детских страхов. В качестве перспективного метода работы выбран метод сказкотерапии.
Ключевые слова: страх, детские страхи, психотерапия, сказкотерапия.
Темочки:
- Консультации для педагогов и воспитателей
- Младшая группа
- Сказкотерапия. Воспитание сказкой
- Страх и детская тревожность
- Темочки
Современный дошкольник уже в среднем дошкольном возрасте подвергается воздействию негативных факторов окружающей среды. Это касается перегрузки информацией, воздействия детского коллектива, повышенных требований со стороны родителей и педагогов. Подобные переживания могут привести к появлению таких негативных эмоциональных проявлений, как страхи. Уже в возрасте 3-4 лет следует отслеживать подобные симптомы, так как в более позднем возрасте страхи могут приобрести достаточно устойчивый характер и затруднить личностное развитие ребенка.
Проблемы возникновения стразов у детей рассматривались в работах отечественных и зарубежных исследователей. С. Холл рассматривал причины детских страхов с точки зрения биогенетического закона. В его представление у детей проявляются те же страхи, что и в животном мире. Именно в детском возрасте возникают необоснованные страхи, которые свидетельствуют об их биологической детерминированности. З. Фрейд также изучал данную проблему в рамках психоанализа. Он полагал, что страх является такой эмоцией, которая свидетельствует о субъективном дискомфорте ребенка. Фрейд относил страх к травмирующим ситуациям, когда ребенок боится определенных внешних угроз, реальных или мнимых.
В отечественной практике рассмотрение детских страхов проводилось в рамках теории неврозов. При этом, авторы не выдвигали концепций причин возникновения данного явления, а разрабатывали методики профилактики и коррекции. Так, А. И. Захаров полагал, что страхи в детском возрасте являются предпосылкой развития неврозов у ребенка. Постепенно все более расширяется спектр страхов, ребенок испытывает все более сильную негативную нагрузку на эмоциональную сферу. Поэтому необходимо проводить своевременную работу по преодолению детских страхов [2].
В работе по коррекции страхов у детей 3-4 лет могут быть использованы такие методы, как игротерапия, арттерапия, куклотерапия, но более эффективным будет использование метода сказкотерапии. Сказкотерапия – это одно из направлений психокоррекции, которое оказывает комплексное воздействие на психическую сферу ребенка, позволяет снизить проявление страхов, фобий. Ресурсы сказкотерапии могут быть использованы для воспитания, развития, коррекции поведения [3].
Именно сказкотерапия уже в среднем дошкольном возрасте позволяет ребенку собственные негативные переживания перенести на других людей, на героев сказки. Ребенок, работая со сказкой, научается справляться с негативными эмоциями, преодолевать страхи. Он видит методы преодоления трудных ситуаций. В то же время, корректируется и эмоциональная сфера. Так, негативные эмоции сменяются позитивными. Ребенок радуется, когда герою удается справиться со сложностями, победить в борьбе. Этот успех ребенок переносит и на себя. Окружающий мир уже не выглядит таким угрожающим, дошкольник понимает, что можно найти пути решения даже сложных ситуаций.
В этом случае сказка выступает некоторым посредником между окружающей средой и внутренним миром дошкольника. В сказке постулируется значимость таких волевых качеств, как терпение, упорство в достижении цели, формируется понимание силы нравственных качеств (доброты, взаимопомощи). Сказки учат быть оптимистичным, верить в себя и свои силы. В сказках наблюдается постепенное преобразование героя. Так, в начале главный герой может предстать слабым и маленьким. Но к концу сказки он становится сильным, умелым, способным правиться с трудностями. Таким образом ребенок как бы переживает процесс взросления [1].
Особенно важным является то, что дети 3-4 лет не ограничиваются пассивным слушанием сказки. Они активно участвуют в ней. Это может быть проигрывание ролей в перчаточных спектаклях, подачи отдельных реплик, придумывание альтернативной концовки сказки. По мере знакомства со сказкой у детей появляется потребность творчески выразиться. Это может проявится в играх, рисовании. Так, полученные положительные эмоции и навыки преодоления страхов закрепляются.
Таким образом, преодоление стразов у детей 3-4- лет должно осуществляться комплексно. В ходе коррекционной работы формируется доверие к миру, снимаются тревожные и агрессивные проявления, развивается уверенность в собственных силах. Одним из наиболее эффективных способов работы по преодолению страхов у детей 3-4 лет является сказкотерапия. Применение данного метода способствует повышению веры в себя, учит ребенка находить пути решения сложных проблем.
Список литературы
1. Гнездилов А. В. Авторская сказкотерапия. – Санкт-Петербург : Речь, 2018. – 290с.
2. Захаров А. И. Как преодолеть страхи у детей. – Москва : Гардарики, 2018. – 112 с.
3. Защиринская, О. В. Сказка в гостях у психологии. Психологические техники: сказкотерапия. – Санкт-Петербург : «Издательство ДНК», 2019. – 152 с.