Сергеева Татьяна
Сказкотерапия как детский метод психологии
▼ Скачать + Заказать документы
Что же такое сказка?
Сказки - один из самых распространённых и богатых жанров народного творчества. Они рассказываются на всех языках мира. Их жадно слушают дети, но часто к ним прислушиваются взрослые. Живут они не только в устной передаче, но и в книге.
Сказка не дает прямых наставлений детям (например «Слушайся родителей», «Уважай старших», «Не уходи из дома без разрешения», но в её содержании всегда заложен урок, который они постоянно воспринимают. Например, сказка «Репка» учит младших дошкольников быть дружными, трудолюбивыми, «Коза и семеро козлят» предостерегает: открывать дверь незнакомцам нельзя, можно попасть в беду, «Красная шапочка» быть внимательным к наставлениям взрослых. Проживая сказку, дети учатся преодолевать барьеры в общении, тонко чувствовать друг друга, находить адекватное телесное выражение различным эмоциям, чувствам состояниям. Постоянно используемые сказкам этюды на выражения и проявление различных эмоций дают детям возможность улучшить и активизировать выразительные средства общения; пластику, мимику, речь. Путешествия по сказкам пробуждают фантазию и образное мышление, освобождают от стереотипов и шаблонов, дают простор творчеству.
Публикация «Сказкотерапия как детский метод психологии» размещена в разделах
Сказкотерапия.
Что такое сказкотерапия?
Если бы меня спросили, какой из самых древних, самых безобидных и самых приятных методов психотерапии, я бы, не задумываясь,ответила: «Сказкотерапия».
Сказки стали объектом целой науки – сказкотерапии, которая на профессиональном уровне формирует рекомендации по развитию и воспитанию детей.
Сказкотерапия - пожалуй, самый детский метод психологии, и, конечно, один из самых древних. Ведь ещё наши предки, занимаясь воспитанием детей, не спешили наказать провинившегося ребенка, а рассказывали ему сказку, из которой становился ясным смысл поступка. Сказки служили моральным и нравственным законом, предохраняли детей от напастей, учили их жизни. Зная, как сказка влияет на жизнь человека, можно очень многим помочь своему ребёнку. У него есть любимая сказка, которую он просит почитать вновь и вновь? Значит, эта сказка затрагивает очень важные для ребёнка вопросы.
Сейчас многие педагоги в своей практике сталкиваются с тем, что многие родители не читают сказки. А ведь это так важно! В сказках дети находят частички своей души, отголоски своей жизни. Кроме того сказки вселяют в ребенка надежду. Чем дольше ребенок верит в волшебного Деда Мороза, который приносит подарки в новогоднюю ночь, тем оптимистичнее будут его взгляды на жизнь.
Дети сталкиваются с какими-нибудь проблемами, приходят к нам, взрослым, но чаще всего способы, которые предлагаем мы, для них не подходят. Тогда они приходят к выводу, что мы им помочь не можем. А куда же девать накопившуюся печаль, раздражение, гнев или радость, которые уже переполняют ребенка?
И здесь на помощь может прийти сказкотерапия. Что же это такое? Это те же самые сказки, только ориентированы на какую-либо проблему. Это рассказ об определенных ситуациях, в которые часто попадает ребенок, также в нем описываются чувства, возникающие у ребенка, которые могут быть связаны с совершенно различными событиями жизни. Важную роль здесь играет воображение.
Условно в работе сказкотерапии можно выделить две части. Первая - педагогическая работа, которая включает чтение сказки и беседу по ее содержанию. Вторая часть – это психокоррекционная работа, включающая распределение ролей для проигрывания, психогимнастику, психокоррекционную работу (через проигрывание эпизодов) и рисование (изготовление поделок) по мотивам сказки. Также уместно использовать в процессе сказкотерапии с детьми сказочные декорации, костюмы, музыкальное сопровождение. Детей это очень привлекает.
Сказкотерапия — алгоритм, раскрывающий суть поведенческого урегулирования.
Первым делом нужно подобрать главного героя сказки, чтобы он был похож на вашего ребенка. Тем самым ваше чадо должно представить себя в его роли. Герой не обязательно должен быть человеком, зная своего ребенка, вы можете выдумывать его любимых персонажей из мультиков или комиксов.
Затем следует описать жизнь героя подобным образом, чтобы ваш ребенок заметил определенные сходства со своей жизнью и был в этом заинтересован.
Третьим этапом сказкотерпии является создание проблемной ситуации для героя, чтобы напомнить конкретную проблему из реальной жизни. Ситуация, которая должна приписываться к герою, должна напоминать переживания вашего ребенка.
Вымышленный герой пытается найти выход из неприятной сложившейся ситуации. Главный герой должен пройти через паутину событий, он может встречать каких-либо персонажей, которые такие же по поведению или которые способны дать мудрый совет. В этом поиске альтернативных решений сказка должна напоминать о том, что исход должен быть благим. Ребенок должен освоить представленную пред ним аллегорию и сделать собственный вывод.
Герой признает свою ошибку и начинает новый положительный образ жизни, который ему советовали в ходе всей сказки.
Сказкотерапия – один из наименее травмоопасных и безболезненных способов психотерапии.
Помните, что внутренний мир вашего ребенка очень чувствителен и раним, что детская психика – очень нежный материал, и прежде, чем она сформируется, она должна пройти множество испытаний во взаимодействии с окружающим миром. Помогите Вашим детям пройти через эти испытания с помощью сказки.