Роксана Мирзаханян
Сказкотерапия, или Сказочное лечение души
▼ Скачать + Заказать документы
Сказкотерапия —это воздействие, применяемое с целью коррекции детских поведенческих реакций и избавляющее от страхов, а также фобий. Отличие сказкотерапии от сказки заключается в том, что сказкотерапия – это естественный способ сближения с ребенком, а сказка, как один из жанров фольклора, является инструментом, помогающим нам это сделать.
«Как сказка врачевать научилась?»
Публикация «Сказкотерапия, или Сказочное лечение души» размещена в разделах
Сказкотерапевтическое воздействие строится с использованием нескольких видов сказок : авторские, художественные, народные, психотерапевтические, психокоррекционные, медативные и дидактические. Художественные сказки создавались вовсе не для процесса психоконсультирования, но тем не менее успешно ему служат. Наша жизнь многогранна, поэтому сюжеты народных сказок многообразны.
• Сказки о животных, взаимоотношениях людей и животных. Дети до пяти лет идентифицируют себя с животными, стараются быть похожими на них. Поэтому сказки о животных лучше всего передадут маленьким детям жизненный опыт.
• Бытовые сказки. Те, кто говорят, что в сказках все заканчивается свадьбой, и никто не говорит, что будет потом, ошибаются. Бытовые сказки рассказывают о превратностях семейной жизни, показывают способы разрешения конфликтных ситуаций, формируют позицию здравого смысла и здорового чувства юмора по отношению к невзгодам, рассказывают о маленьких семейных хитростях. Поэтому бытовые сказки незаменимы в семейном консультировании и при работе с подростками, направленной на формирование образа семейных отношений.
• Страшные сказки. Сказки про нечистую силу : ведьм, чудовищ, страшилок, и прочих. По-видимому, здесь мы имеем дело с опытом детской самотерапии: многократно моделируя и проживая тревожную ситуацию в сказке, дети освобождаются от напряжения и приобретают новые способы реагирования.
• Волшебные сказки. Наиболее увлекательные сказки для тех, кому за 6-7 лет. Благодаря волшебным сказкам в бессознательное человека поступает «концентрат» жизненной мудрости и информации о духовном развитии человека.
Структура работы со сказкой :
1. Сочинение (чтение) сказки, рассказа, ее обсуждение.
2. Рисунок отрывка, который больше заполнился ребенку.
Или, наоборот, сделать рисунок, а затем придумать к нему историю. Что будет сначала выполнять ребенок не принципиально, важен конечный результат.
3. Драматизация сказки (рассказа, проигрывание по ролям.
Рекомендации для родителей "Сочиняем сказку дома"
1. Попробуйте сочинить сказку о бытовых предметах. Обязательно должны присутствовать как положительные так и отрицательные персонажи.
2."Старая сказка по-новому". В знакомой ребенку сказке главные герои наделяются противоположными качествами.
3."Необычная сказка". Например: Начинайте с простых вопросов: "Как ты считаешь, зайчата храбрые или трусливые?"; "Какого цвета у них шерстка зимой? А потом переходите к сочинению самой сказки : "Мне как-то рассказали про необыкновенного зайку, у которого шерстка была черная, и никого он не боялся. " Дальше предложите продолжить сказку ребенку.
Таким образом, в основе данного инновационного подхода лежит моделирование педагогического процесса на основе базовых программ обучения и воспитания дошкольников с использованием разнообразных средств и форм сказкотерапии с целью психологического обеспечения развития и воспитания эмоционально-благополучного, разносторонне развитого, счастливого ребенка, гармонизации развития его личности, через развитие способностей самовыражения и самосознания.