Анна Неуютнова
Сказкотерапия для дошкольников: задачи и формы работы со сказками
▼ Скачать + Заказать документы
Сказка входит в жизнь ребёнка с самого раннего возраста, сопровождает на протяжении всего дошкольного детства и остается с ним на всю жизнь. Сказка - это один из первых видов художественного творчества, с которым знакомится ребенок. Наверное, нет ни одного малыша, который был бы равнодушен к сказке. Любая сказка, даже самая простая, несет в себе определенный опыт поколений, мудрость предков, глубокий смысл.
Публикация «Сказкотерапия для дошкольников: задачи и формы работы со сказками» размещена в разделах
- Сказкотерапия. Воспитание сказкой
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» сентябрь 2021
Сказка не только помогает ребёнку взглянуть на сложные взаимоотношения, поведение, поступки сказочных героев со стороны, но и сделать на основании этого правильные оценки и выводы и, что самое главное, реализовать их в повседневной жизни.
Сказкотерапия – это лечение сказкой, при котором для достижения терапевтического эффекта используются придуманные истории или обсуждаются поучительные народные сказки.
Главной задачей сказкотерапии является гармонизация внутреннего мира ребенка.
Задачи сказкотерапии :
- формировать представление о внутреннем мире человека;
- развивать умение чувствовать и понимать другого;
- развивать у детей интерес к своей личности, раскрывать свое «Я», повышать самооценку;
- снижать уровень тревожности и агрессивности;
- развивать умения преодолевать страхи.
Выделяют несколько видов «лечебных» сказок :
1. Народные (художественные) сказки, которые благодаря доступности и простоте сюжета прививают ребёнку нравственность, формируют чувства взаимопомощи, сопереживания, долга, сочувствия («Волк и семеро козлят», «Репка»).
2. Дидактические сказки (обучающие, развивающие). Расширяют знания ребёнка об окружающем пространстве, правилах поведения в различных жизненных ситуациях («Три медведя», «Муравей и голубка»).
3. Диагностические сказки. Помогают определить характер ребёнка и выявляют его отношение к миру («Сон Колобка», «Сказка о Солнышке»)
4. Медитативные сказки, помогают расслабиться, снять напряжение (воспитатель придумывает сам, например «Волшебный лес»).
5. Психокоррекционные (психологические, психотерапевтические) сказки. Вместе с героем ребёнок учится преодолевать свои страхи, неудачи и обретать уверенность в своих силах («Сказка про храброго зайца»).
Требования к работе со сказкой :
Уместность - психотерапевтическую сказку уместно использовать лишь тогда, когда произошла подходящая ситуация (конфликт, ссора детей, непослушание, тревожность).
Искренность. От воспитателя требуется искренность повествования и открытость.
Дозированность. Нельзя «перегружать» детей психотерапевтическими сказками, чтобы они не утратили к ним чувствительность.
Для того чтобы сказка или история обрела силу и оказала помощь, необходимо придерживаться определенных правил её создания:
1. Сказка должна быть в чем-то идентичной проблеме ребёнка, но ни в коем случае не иметь с ней прямого сходства.
2. Сказка должна предлагать замещающий опыт, используя который ребёнок может сделать новый выбор при решении своей проблемы. Либо в этом должен помочь психолог.
3. Сказочный сюжет должен разворачиваться в определенной последовательности:
Жили-были… Начало сказки, встреча с ее героями.
И вдруг однажды… Герой сталкивается с какой-то проблемой, конфликтом, совпадающей с проблемой ребёнка.
Из-за этого…Показано, в чём состоит решение проблемы, и как это делают герои сказки.
Кульминация… Герои сказки справляются с трудностями.
Развязка…Развязка сказки должна быть позитивной.
Мораль сказки… Герои сказки извлекают уроки из своих действий. Их жизнь радикально изменяется.
Формы работы со сказками :
- Чтение и анализ сказки;
- Рассказывание сказки;
- Сочинение сказки;
- Инсценирование сказки;
- Иллюстрирование сказки;
- Куклотерапия.
Вывод:
Сказкотерапия в ДОУ :
- это способ воспитания у ребёнка особого отношения к миру, принятого в обществе, способ передачи ребёнку необходимых моральных норм и правил, общечеловеческих ценностей.
- в процессе слушания, придумывания и обсуждения сказки у ребёнка развивается фантазия, творчество. Он усваивает основные механизмы поиска и принятия решений.
- работа со сказкой направлена непосредственно для помощи ребенку. Создаются условия, в которых ребенок, работая со сказкой (читая, придумывая, разыгрывая, продолжая, находит решение своих жизненных проблем). Учится преодолевать трудности, бороться со страхами.
Дети, как и взрослые, все разные. К каждому нужно подбирать свой ключик. Один ребёнок более склонен сочинять и рассказывать, другой не может усидеть на месте, и с ним необходимо постоянно двигаться. Третий любит что-то мастерить своими руками. Четвёртый обожает рисовать. То как человек рисует, рассказывает, сочиняет, является ключом к познанию его внутреннего мира.
По словам философа и педагога И. А. Ильина: «Сказка будит и пленяет мечту, она дает ребенку первое чувство героического - чувство испытания, опасности, усилия и победы: она учит его созерцать человеческую судьбу, сложность мира, отличие правды от кривды. В сказке народ сохранил свое видение, своё страдание, свой юмор и свою мудрость».