Светлана Булах
Правила сказкотерапии для детей дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Тема: «Сказкотерапия для детей дошкольного
возраста».
Подготовила:
Булах С. В
2017г
Сказкотерапия для детей дошкольного возраста
Сказкотерапия – это метод воспитания и лечения сказками.
С помощью сказок мы можем открыть и решить проблемы, которые живут в душе ребёнка. Такие сказки называются терапевтическими.
Проблема: плохой аппетит.
«Волшебная палочка»
Публикация «Правила сказкотерапии для детей дошкольного возраста» размещена в разделах
Давным –давно, в одном сказочном городе жили гномики. Это были маленькие и добрые человечки. Они носили яркие костюмчики и колпачки с бубенчиками. Жили гномики очень весело и дружно: вместе гуляли и играли.
Они всегда помогали друг другу во всём.
Жили гномики в маленьких красивых домиках, где были всегда чистота и порядок, потому –что гномики всегда убирали свои игрушки на место.
И вдруг однажды случилась беда. Заболел гномик по имени Пушинка. Он был совсем маленький и слабенький. Ничего его не радовало. Он лежал в своей крошечной кроватке и тихо плакал. А ему хотелось играть со своими друзьями. А заболел он потому, что плохо кушал. Особенно он не любил есть кашу по утрам.
Тогда все решили позвать на помощь мудрого старичка-лесовичка, что бы он вылечил их друга.
- Я могу помочь вашему другу! – сказал мудрец. Но для этого он должен выполнить два моих условия: Хорошо кушать и делать по утрам зарядку.
Тогда у гномика появятся силы и здоровье и он снова будет радоваться жизни.
Я подарю ему волшебную палочку, которая может исполнять любое желание. Но её волшебство начнётся только тогда, когда гномик выздоровит. А для этого надо очень сильно постараться.
С этими словами старичок-лесовичок исчез.
Гномику очень хотелось побыстрей поправиться. Теперь он с удовольствием ел самую вкусную кашу на завтрак.
С каждым днём ему становилось всё лучше и лучше. Все были счастливы видеть, как гномик стал улыбаться, как заблестели его глазки. А это значит, что скоро начнёт действовать волшебная палочка, подаренная мудрым старичком.
Послушав такую сказку, обсудив её с ребёнком, проблема плохого аппетита у ребёнка исчезла.
Сказкотерапия для детей дошкольного возраста обладает силой внушения. Чаще всего рассказываем сказку перед сном, когда ребенок расслаблен, а это благоприятное состояние для внушения. Поэтому на ночь желательно рассказывать позитивные сказки со счастливым концом.
Сказкотерапия для детей помогает развить фантазию, логическое и образное мышление, правильную речь.
Но главный секрет сказкотерапии в том, что ребенок (да и взрослый человек тоже, выражая свои мысли через речь игрушки или героя - открывает, порой, незаметно даже для самого себя, те переживания, о которых никогда не сказал бы прямо. Обыгрывая определенную ситуацию, близкую к жизни, мы можете узнать о детях много нового и неизвестного. Сказки, способствуют развитию в ребенке понимания внутреннего мира людей, снимает тревоги и воспитывает уверенность в себе. Н. Л. Кряжева предлагает: "жадному, эгоистичному ребенку полезно послушать сказку "О рыбаке и рыбке", "О трех жадных медвежатах"; пугливому и робкому - "О трусливом зайце"; шаловливому и доверчивому помогут "Приключения Буратино", капризному - "Принцесса на горошине, активному и подвижному непоседе - "Кот в сапогах", сказки о храбрых богатырях и рыцарях.
Лучше всего, не читать сказку, а рассказывать ее. Это дает возможность наблюдать, как реагирует на сказку ребенок. Кроме того, ребенок, как бы совершают путешествие в мир сказок, это лучше, чем когда ребенок отправляется туда один.
"Как правильно читать ребенку сказку? "
В первую очередь читать нужно с удовольствием, тогда ребенок получит больше пользы от народного творчества. И вообще, лучше все делать с удовольствием, это, с точки зрения психологов, - лучший и правильный подход. Тогда и в нашей жизни, на которую можно посмотреть двояко, будет больше приятных моментов, чем трудностей.
Сказки, прочитанные ребенку в спокойной душевной обстановке, несомненно, принесут пользу.
В чем сила сказки?
Ребенок обожает сказки в период своего самого интенсивного развития, в дошкольном возрасте. Наши малыши запоминают их, требуют повторять, переделывают, сочиняют сами, отождествляют себя с различными персонажами. Через сказки малыш получает больше информации, чем при обычном разговоре
Каждому – свое.
Дети до пяти лет обычно лучше воспринимают сказки о животных и о взаимоотношениях людей и животных. Они лучше всего передают малышам жизненный опыт. («Лиса и журавль», «Теремок», «Коза-дереза».) Чем младше ребенок, тем проще и короче должна быть сказка, тем больше должно быть повторений («катится, катится колобок», «тянут потянут, вытянуть не могут»).
Как проводиться сказкотерапия детей дошкольников и младших школьников
Чтобы сказкотерапия была эффективной и реально оказала помощь ребенку дошкольнику или младшему школьнику, да, впрочем и взрослому, нужно придерживаться некоторых правил :
1. Сказка должна отражать проблему человека, взрослого или ребенка
2. В сказочной истории должен предлагаться замещающий опыт, используя который, дошкольник, школьник или взрослый сможет сделать новый выбор решая свою проблему
3. Сюжет сказки нужно разворачивать в определенной последовательности
а именно:
• Начало сказки, знакомство с героями…
Детям трех-четырех лет, лучше делать главными героями животных, маленьких человечков, игрушки…
С пяти лет, можно использовать фей, колдунов и волшебников, принцев и принцесс…
Какие книги выбрать для сказкотерапии?
Все зависит от возраста ребенка. Детям до трех лет нужны максимально простые сказки с повторяющимся сюжетом, лучше иллюстрировать их или обыгрывать спектакль.
После 3 лет у детей формируется образное мышление, они могут уже фантазировать. Им можно предлагать более сложные волшебные сказки.
Помимо возраста, книги можно разделить по назначению:
Если вы хотите научить ребенка смелости, читайте ему сказку «О трусливом зайце», сказки про Ивана Царевича.
Если цель - воспитать в ребенке щедрость и борьбу с жадностью - «Сказку о рыбаке и рыбке», «Золотую антилопу», «Морозко».
Сказки о приучении к чистоте - «Мойдодыр», «Федорино горе».
Если у ребенка проблемы с самооценкой, читайте ему «Гадкого утенка».
Лучше всего сказкотерапия детям помогает в том случае, если прочитанные истории не просто обсуждаются, а, например, инсценируются. Можно рисовать героев или эмоции, полученные во время ее чтения. Хорошо, когда малыш подбирает музыку, передающую настроение повествования.
У дошколят это развивает фантазию. Помогает усваивать опыт, развивать воображение, анализировать. Есть несколько популярных методов сказкотерапии, которые подбираются для каждого конкретного малыша.
Направления сказкотерапии.
• Рассказывание или сочинение. Помогает наблюдать за реакцией слушателя, спонтанным проявлением его эмоций, выявить его возможные заболевания.
Если сочинитель утрирует драки и другие негативные события своего вымысла, это может говорить о его склонности к агрессивности. Прерванная история, придумывание ее неожиданного или нелогичного конца, признаки волнения могут заставить психолога заподозрить проявления невротического состояния, наличие страха перед кем-то или чем-то. Неспособность дослушать или сочинить до конца могут говорить о гиперактивности слушателя.
• Рисование сказки после слушания или чтения.
Во-первых, работа в детской сказкотерапии с пластилином, карандашами, цветной бумагой сама по себе несколько медитативна и способствует успокоению и расслаблению.
Во-вторых, содержательная сторона помогает выявить чувства человека. Важно не качество изображения, а содержание. Темные или слишком кричащие краски, появление чудовищ, рисунки огня, катастроф свидетельствуют о нервном напряжении человека, избытке негативных эмоций.
Обилие плавных закругленных линий, неопределенных цветов и невнятных оттенков могут свидетельствовать о повышенной инфантильности. Любой рисунок — отражение внутреннего состояния человека, даже очень маленького.
Для рисунков конкретных предметов больше подходят карандаши или гуашь. Эмоции проще передать акварелью. Вообще, рисование сказок, способствует их лучшему запоминаю, а соответственно и развитию памяти ребенка.
• Изготовление кукол.
Один из ведущих методов психотерапии и сказкотерапии. Он многофункционален. Прежде всего, в работе развивается моторика, усидчивость, воображение ребенка.
Детская сказкотерапия похожа на жизнь : она так же разнообразна, эмоциональна, многогранна.
А еще сказкотерапия поможет развить воображение, фантазию, артистические способности и другие пристрастия человечка. Они же помогут не бояться трудностей, творчески подходить к жизни.
Сказкотерапия поможет каждому ребенку прочувствовать многие положения, с которыми он может встретиться в жизни. И очень сильно раздвинуть границы его мировоззрения, восприятия и способы общения с реальностью.