МААМ-картинки

Правила сказкотерапии для детей дошкольного возраста

Светлана Булах
Правила сказкотерапии для детей дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы

Тема: «Сказкотерапия для детей дошкольного

возраста».

Подготовила:

Булах С. В

2017г

Сказкотерапия для детей дошкольного возраста

Сказкотерапия – это метод воспитания и лечения сказками.

С помощью сказок мы можем открыть и решить проблемы, которые живут в душе ребёнка. Такие сказки называются терапевтическими.

Проблема: плохой аппетит.

«Волшебная палочка»

Публикация «Правила сказкотерапии для детей дошкольного возраста» размещена в разделах

Давным –давно, в одном сказочном городе жили гномики. Это были маленькие и добрые человечки. Они носили яркие костюмчики и колпачки с бубенчиками. Жили гномики очень весело и дружно: вместе гуляли и играли.

Они всегда помогали друг другу во всём.

Жили гномики в маленьких красивых домиках, где были всегда чистота и порядок, потому –что гномики всегда убирали свои игрушки на место.

И вдруг однажды случилась беда. Заболел гномик по имени Пушинка. Он был совсем маленький и слабенький. Ничего его не радовало. Он лежал в своей крошечной кроватке и тихо плакал. А ему хотелось играть со своими друзьями. А заболел он потому, что плохо кушал. Особенно он не любил есть кашу по утрам.

Тогда все решили позвать на помощь мудрого старичка-лесовичка, что бы он вылечил их друга.

- Я могу помочь вашему другу! – сказал мудрец. Но для этого он должен выполнить два моих условия: Хорошо кушать и делать по утрам зарядку.

Тогда у гномика появятся силы и здоровье и он снова будет радоваться жизни.

Я подарю ему волшебную палочку, которая может исполнять любое желание. Но её волшебство начнётся только тогда, когда гномик выздоровит. А для этого надо очень сильно постараться.

С этими словами старичок-лесовичок исчез.

Гномику очень хотелось побыстрей поправиться. Теперь он с удовольствием ел самую вкусную кашу на завтрак.

С каждым днём ему становилось всё лучше и лучше. Все были счастливы видеть, как гномик стал улыбаться, как заблестели его глазки. А это значит, что скоро начнёт действовать волшебная палочка, подаренная мудрым старичком.

Послушав такую сказку, обсудив её с ребёнком, проблема плохого аппетита у ребёнка исчезла.

Сказкотерапия для детей дошкольного возраста обладает силой внушения. Чаще всего рассказываем сказку перед сном, когда ребенок расслаблен, а это благоприятное состояние для внушения. Поэтому на ночь желательно рассказывать позитивные сказки со счастливым концом.

Сказкотерапия для детей помогает развить фантазию, логическое и образное мышление, правильную речь.

Но главный секрет сказкотерапии в том, что ребенок (да и взрослый человек тоже, выражая свои мысли через речь игрушки или героя - открывает, порой, незаметно даже для самого себя, те переживания, о которых никогда не сказал бы прямо. Обыгрывая определенную ситуацию, близкую к жизни, мы можете узнать о детях много нового и неизвестного. Сказки, способствуют развитию в ребенке понимания внутреннего мира людей, снимает тревоги и воспитывает уверенность в себе. Н. Л. Кряжева предлагает: "жадному, эгоистичному ребенку полезно послушать сказку "О рыбаке и рыбке", "О трех жадных медвежатах"; пугливому и робкому - "О трусливом зайце"; шаловливому и доверчивому помогут "Приключения Буратино", капризному - "Принцесса на горошине, активному и подвижному непоседе - "Кот в сапогах", сказки о храбрых богатырях и рыцарях.

Лучше всего, не читать сказку, а рассказывать ее. Это дает возможность наблюдать, как реагирует на сказку ребенок. Кроме того, ребенок, как бы совершают путешествие в мир сказок, это лучше, чем когда ребенок отправляется туда один.

"Как правильно читать ребенку сказку? "

В первую очередь читать нужно с удовольствием, тогда ребенок получит больше пользы от народного творчества. И вообще, лучше все делать с удовольствием, это, с точки зрения психологов, - лучший и правильный подход. Тогда и в нашей жизни, на которую можно посмотреть двояко, будет больше приятных моментов, чем трудностей.

Сказки, прочитанные ребенку в спокойной душевной обстановке, несомненно, принесут пользу.

В чем сила сказки?

Ребенок обожает сказки в период своего самого интенсивного развития, в дошкольном возрасте. Наши малыши запоминают их, требуют повторять, переделывают, сочиняют сами, отождествляют себя с различными персонажами. Через сказки малыш получает больше информации, чем при обычном разговоре

Каждому – свое.

Дети до пяти лет обычно лучше воспринимают сказки о животных и о взаимоотношениях людей и животных. Они лучше всего передают малышам жизненный опыт. («Лиса и журавль», «Теремок», «Коза-дереза».) Чем младше ребенок, тем проще и короче должна быть сказка, тем больше должно быть повторений («катится, катится колобок», «тянут потянут, вытянуть не могут»).

Как проводиться сказкотерапия детей дошкольников и младших школьников

Чтобы сказкотерапия была эффективной и реально оказала помощь ребенку дошкольнику или младшему школьнику, да, впрочем и взрослому, нужно придерживаться некоторых правил :

1. Сказка должна отражать проблему человека, взрослого или ребенка

2. В сказочной истории должен предлагаться замещающий опыт, используя который, дошкольник, школьник или взрослый сможет сделать новый выбор решая свою проблему

3. Сюжет сказки нужно разворачивать в определенной последовательности

а именно:

• Начало сказки, знакомство с героями…

Детям трех-четырех лет, лучше делать главными героями животных, маленьких человечков, игрушки…

С пяти лет, можно использовать фей, колдунов и волшебников, принцев и принцесс…

Какие книги выбрать для сказкотерапии?

Все зависит от возраста ребенка. Детям до трех лет нужны максимально простые сказки с повторяющимся сюжетом, лучше иллюстрировать их или обыгрывать спектакль.

После 3 лет у детей формируется образное мышление, они могут уже фантазировать. Им можно предлагать более сложные волшебные сказки.

Помимо возраста, книги можно разделить по назначению:

Если вы хотите научить ребенка смелости, читайте ему сказку «О трусливом зайце», сказки про Ивана Царевича.

Если цель - воспитать в ребенке щедрость и борьбу с жадностью - «Сказку о рыбаке и рыбке», «Золотую антилопу», «Морозко».

Сказки о приучении к чистоте - «Мойдодыр», «Федорино горе».

Если у ребенка проблемы с самооценкой, читайте ему «Гадкого утенка».

Лучше всего сказкотерапия детям помогает в том случае, если прочитанные истории не просто обсуждаются, а, например, инсценируются. Можно рисовать героев или эмоции, полученные во время ее чтения. Хорошо, когда малыш подбирает музыку, передающую настроение повествования.

У дошколят это развивает фантазию. Помогает усваивать опыт, развивать воображение, анализировать. Есть несколько популярных методов сказкотерапии, которые подбираются для каждого конкретного малыша.

Направления сказкотерапии.

Рассказывание или сочинение. Помогает наблюдать за реакцией слушателя, спонтанным проявлением его эмоций, выявить его возможные заболевания.

Если сочинитель утрирует драки и другие негативные события своего вымысла, это может говорить о его склонности к агрессивности. Прерванная история, придумывание ее неожиданного или нелогичного конца, признаки волнения могут заставить психолога заподозрить проявления невротического состояния, наличие страха перед кем-то или чем-то. Неспособность дослушать или сочинить до конца могут говорить о гиперактивности слушателя.

• Рисование сказки после слушания или чтения.

Во-первых, работа в детской сказкотерапии с пластилином, карандашами, цветной бумагой сама по себе несколько медитативна и способствует успокоению и расслаблению.

Во-вторых, содержательная сторона помогает выявить чувства человека. Важно не качество изображения, а содержание. Темные или слишком кричащие краски, появление чудовищ, рисунки огня, катастроф свидетельствуют о нервном напряжении человека, избытке негативных эмоций.

Обилие плавных закругленных линий, неопределенных цветов и невнятных оттенков могут свидетельствовать о повышенной инфантильности. Любой рисунок — отражение внутреннего состояния человека, даже очень маленького.

Для рисунков конкретных предметов больше подходят карандаши или гуашь. Эмоции проще передать акварелью. Вообще, рисование сказок, способствует их лучшему запоминаю, а соответственно и развитию памяти ребенка.

• Изготовление кукол.

Один из ведущих методов психотерапии и сказкотерапии. Он многофункционален. Прежде всего, в работе развивается моторика, усидчивость, воображение ребенка.

Детская сказкотерапия похожа на жизнь : она так же разнообразна, эмоциональна, многогранна.

А еще сказкотерапия поможет развить воображение, фантазию, артистические способности и другие пристрастия человечка. Они же помогут не бояться трудностей, творчески подходить к жизни.

Сказкотерапия поможет каждому ребенку прочувствовать многие положения, с которыми он может встретиться в жизни. И очень сильно раздвинуть границы его мировоззрения, восприятия и способы общения с реальностью.

Публикации по теме:

Консультация «Использование сказкотерапии в работе с детьми дошкольного возраста» .

Из опыта работы «Использование сказкотерапии в социализации детей среднего дошкольного возраста» Изучение проблемы использования сказкотерапии для формирования нравственного мира, общечеловеческих ценностей особенно актуально в настоящее.

Конспект занятия для детей дошкольного возраста «Правила этикета» Цель: Формировать у дошкольников элементарные представление о этикете. Задачи: Закреплять и расширять знание о хороших поступков. Развивать.

Мастер-класс для воспитателей «Использование элементов сказкотерапии в работе с детьми дошкольного возраста» Мастер-класс для педагогов «Использование элементов сказкотерапии в работе с детьми дошкольного возраста» Старший воспитатель Суркова С.

Мастер-класс по теме: «Использование сказкотерапии в работе с детьми дошкольного возраста» Мастер-класс по теме: «Использование сказкотерапии в работе с детьми дошкольного возраста» Подготовила: воспитатель первой квалификационной.

План мероприятия «Социализация детей дошкольного возраста посредством использования сказкотерапии» Педагогическое мероприятие Социализация детей дошкольного возраста через использование сказкотерапии «Путешествие по сказкам» План мероприятия:.

Правила игры в «городки» для детей школьного и дошкольного возраста Правила игры в «городки» для детей школьного и дошкольного возраста В «городки» играют 2 игрока, каждый из которых получает в свои руки.

Роль сказкотерапии в психокоррекционной работе с детьми дошкольного возраста Дети — существа капризные и требовательные. Что не так, они не поверят. не захотят. А вот сказка, которую не обязательно только читать,.

Театрализованное представление для детей дошкольного возраста «Правила дружбы» Действующие лица: 1. Чтец: Толмачева Т. Г. 2. Лисенок: Вадим С. 3. Ежик: Алина К. 4. Белка: Анастасия С. 5. Заяц: Даниэль С. 6. Крот: Максим Ш.

Правила закаливания детей дошкольного возраста Закаливание детей дошкольного возраста Главная мечта каждого родителя – здоровый и крепкий малыш, но что-то идет не так, и ребенок часто.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Правила сказкотерапии для детей дошкольного возраста
Опубликовано: 9 августа 2019 в 18:36
+18Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Правила сказкотерапии для детей дошкольного возраста» (включая файлы) размещена пользователем Светлана Булах в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 7.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
24 ноября. День первого льда. Папка-передвижка «Осторожно, тонкий лед!»

В конце ноября проводится Единый день безопасности на льду для предупреждения несчастных случаев с детьми на водоемах. К этому времени в большинстве российских регионов устанавливаются морозы, и водоемы...

24 ноября. День матери. Папка-передвижка к празднику

День матери - самый главный праздник в детском саду!


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД