Виктория Максимча
Сказки К. И. Чуковского — помощники в воспитании и развитии дошкольников
▼ Скачать + Заказать документы
В дошкольных учреждениях особое место занимает ознакомление детей с художественной литературой как искусством и средством развития речи, позитивного отношения к миру, любви и интереса к книге, потребности в чтении.
Необходимость чтения очевидна: с развитием технического прогресса- телевидение, компьютерные игры- чтение книг занимает мало места в жизни человека.
Публикация «Сказки К, И, Чуковского — помощники в воспитании и развитии дошкольников» размещена в разделах
- Воспитание детей. Материалы для педагогов
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Сказкотерапия. Воспитание сказкой
- Чуковский, К.И. Любимый писатель
- Темочки
Основными методами литературного развития детей являются чтение (рассказывание) взрослого, инсценированные произведений, беседы после чтения, чтение с продолжением, рассматривание иллюстраций, литературные праздники.
Чтение художественной литературы, как вид совместной деятельности педагога с ребенком интегрируется с познанием, развитием речи, художественным творчеством. Различные виды деятельности покажем на примере знакомства детей с произведениями К. И. Чуковского.
К. И. Чуковский – настоящий классик детской литературы. Выразительные, яркие, динамичные сказки завораживают ребенка, ведь Чуковский в своих сказках играет с малышами, и для маленьких слушателей чтение этих сказок превращается в забавную игру. И в то же время они развивают мышление и воображение ребенка, дают прекрасные образцы литературного языка. Поэтому так огромно воспитательное, познавательное и эстетическое значение произведений К. И. Чуковского.
Здоровье. Одной из важных задач является укрепление и сохранение здоровья детей, где немаловажное значение имеют гигиенические процессы. По рассказам родителей некоторые дети не любят умываться и мыться. И здесь на помощь приходит знаменитый, всеми любимый Мойдодыр. Дети, конечно, не хотят быть похожими на мальчика - грязнулю, от которого убежали игрушки, одежда, посуда.
Безопасность. При организации педагогического процесса воспитатель приобщает детей к правилам безопасного поведения в детском саду, дома, на природе; формируют осторожное, осмотрительное отношение к потенциально – опасным для человека ситуациям. Например, Бармалей олицетворяет опасного незнакомого человека. Дети усваивают, что без взрослых нельзя выходить на улицу или, тем более, уходить далеко от дома.
Вместе с детьми рассуждаем, почему зайчик попал под трамвай. Повторяем правила дорожного движения.
Развитие математических представлений. В образовательной деятельности по развитию математических представлений неоднократно используем произведения К. И. Чуковского. Например, на основе произведений «Федорино горе», «Муха Цокотуха», «Тараканище» дети в игровой форме знакомятся с количеством (считают посуду, порядковым счетом (кто за кем едет, составляют пары бабочка – жук, считают, сколько получилось пар, уравновешивают количество жуков и бабочек. Из геометрических фигур детям было предложено сложить самовар.
Используем игровые технологии: ковролин, палочки Кьюизенера, блоки Дьенеша и другие.
Ребенок открывает мир природы. Во время знакомства с неживой природой была прочитана сказка «Краденое солнце». Она помогла понять, как необходимо солнце для всего живого. Дети захотели помочь животным, и смастерили солнце своими руками, при этом развивая мелкую моторику.
Чтобы поближе познакомиться с естественным источником света, дети пригласили «Солнечного зайчика».
Изба. В сказке «Федорино горе» много предметов старины: ухват, кочерга, самовар, корыто и другие, многие из которых уже не используются. В детском саду есть музей «Русская изба», где дети знакомятся с бытом русской деревни, с прошлым предметов, сравнивают их с современными.
Развитие речи. А как нравится детям веселое стихотворение «Путаница». Можно поупражняться в звукоподражании животным, рассуждать, что перепутано.
Драматизация отрывка сказки «Айболит» помогает выражать свои мысли, чувства, впечатления, вступать в контакт с окружающими, используя речевые средства.
Игра. Основным видом деятельности в детском саду является игра. На основе произведений Чуковского мы изготовили дидактические игры. Например, «Собери героев в одну сказку», «Составь картинку», «Найди пару», где дети находят пары варежек или башмачков. Но на нашем чудо – дереве вырастают не только башмачки, но и одежда, посуда, или просто геометрические фигуры.
Детям нравится сюжетно ролевая игра в «Муху – Цокотуху». К игре вместе с детьми готовили атрибуты: чашки, блюдца, подарки для именинницы.
Используем все виды продуктивной деятельности: аппликацию, рисование, лепку. Этот самовар мы украсили розами из П - П платков.
В честь юбилея писателя провели праздник «Путешествие по произведениям Чуковского», который состоял из заданий, например:
- «Сказка начинается, а как она называется»;
- «Угадай героя сказки по описанию»;
- «Из какой сказки иллюстрация»;
- «По предметам узнай произведение». И другие задания.
Дети читали наизусть отрывки из произведений.
А на базаре мухе Цокотухе предложили не только самовар, но и красивые П-П платки.
Произведения К. И. Чуковского способствуют всестороннему развитию ребенка. Его книги помогают пробудить в детях воображение и фантазию, привить вкус к слову и культуре речи, учат доброте и справедливости, доставляют удовольствие.