Надежда Мирошниченкова
Занятие по экспериментированию «Путешествие Колобка»
▼ Скачать + Заказать документы
Воспитатель: - Уважаемые зрители,
Сказку посмотреть не хотите-ли?
Знакомую, на удивление,
Но с научными добавлениями!
В одной, ну очень сельской, местности,
Весьма далекой от известности,
Что на Белоруссии встречается редко
Бабка испекла однажды Колобка!
Колобка усадила на табурет, что приготовил заранее дед.
Наш Колобок к утру остыл
Да захотел посмотреть на весь мир
И что есть мочи в лес укатил.
А теперь все по порядку:
По дорожке, по тропинке, между сосен прыг да скок
Очень весело и игриво покатился Колобок,
Он от бабушки ушёл, он от дедушки ушёл,
Публикация «Занятие по экспериментированию „Путешествие Колобка“» размещена в разделах
- Исследовательская и экспериментальная деятельность
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Опытно - экспериментальная деятельность
- Опыты и эксперименты. Конспекты занятий, НОД
- «Колобок». Все материалы по сказке
- «Колобок». Конспекты занятий
- Темочки
да покатился и остановился непослушный Колобок
Увидал, что на опушке шарики сидят
И громко плачут, домой к себе хотят, а улететь не могут…
Колобок: - Что случилось-то, друзья?
- Подскажите, детвора!
Опыт 1
Воспитатель показывает детям два воздушных шарика, красный – весёлый, надут сильно, синий – грустный, надут слабо. Обращает внимание на шарики и предлагает с ними поиграть. Дети играют шариками и выясняют, каким шариком играть лучше, какой легче отбивать и почему? Что находится внутри шариков? Отгадайте загадку
Он нам нужен, чтобы дышать,
Чтобы шарик надувать.
С нами рядом каждый час,
Но невидим он для нас!
- Что это?
Ответы детей.
Воспитатель: Внутри шариков – воздух, красный надут сильнее, в нем больше воздуха, он упругий, легко отбивается, летает и плавно опускается, а синий мягкий, в нем мало воздуха. Скажите, что нужно сделать с синим шариком, чтобы с ним тоже было легко играть? (надуть посильнее);
Воспитатель: Как вы думаете, что будет внутри шарика после того, как мы его надуем?
Дети: Воздух.
Воспитатель: Откуда же берётся в шарике воздух?
Дети: Мы его выдыхаем.
Воспитатель: А чтобы выдохнуть воздух, надо его вдохнуть. А где мы берём воздух, когда вдыхаем?
Дети: (предлагают свои варианты).
Воспитатель: Вывод: Следовательно, вокруг нас есть воздух. Давайте мы вместе с вами возьмём веер и помахаем ими. Что вы почувствовали?
Дети: Движение воздуха (и др. варианты,ветерок.
Воспитатель: Следовательно, движение воздуха – это ветер, его можно ощутить.
Пока мы с вами играли с воздухом, синий шарик повеселел…улетели шарики домой.
Ну а Колобок, румяный бок
Дальше за горку покатился
По дорожке прямиком,
Где с разгона, где катком.
Но не все ж ему катится,
Надо и остановится.
Вот присел он на пенёк
Начал думать Колобок,
А кто его видел, этот воздух?
Может, его и нет вовсе?
Опыт 2
А вы, ребята, воздух видите?
Дети: Нет.
Воспитатель: Если вы его не видите, значит, он какой?
Дети: Невидимый.
Воспитатель: А ты. Саша, как думаешь? А ты, Даша?
Колобок: А я так хочу увидеть воздух, что же мне делать?
Скажите, ребята, Колобку, вы видите воздух вокруг нас?
Дети: Нет, не видим.
Воспитатель: Раз мы его не видим, значит, какой воздух?
Дети: Воздух прозрачный, бесцветный, невидимый.
Колобок: Вот-вот! Невидимый! Значит его и нет вовсе!
Воспитатель: Погоди, погоди, Колобок! Я вот тоже воздух не видела, но знаю, что он всегда вокруг нас!
Колобок: Ой, всё-то вы знаете! А я вам не верю! Вот докажите, что этот самый воздух есть!
Воспитатель: Ребята, давайте докажем Колобку, что воздух всё-таки есть! Чтобы воздух увидеть, его надо поймать. Хотите, я научу вас ловить воздух?
Воспитатель: Возьмите полиэтиленовый пакет. Что в нём?
Дети: Он пуст.
Воспитатель: Смотрите, какой он тоненький. Теперь мы набираем в пакет воздух и закручиваем его. Пакет полон воздуха, он похож на подушку. Воздух занял всё место в мешке. Теперь развяжем пакет и выпустим из него воздух. Пакет опять стал тоненьким. Почему?
Дети: В нём нет воздуха.
Воспитатель: Смотри, Колобок! Вывод: воздух прозрачный, чтобы его увидеть, его надо поймать. И мы смогли это сделать! Мы поймали воздух и заперли его в мешочке, а потом выпустили его.
Колобок: Как это всё интересно! А можно ещё увидеть воздух?
Воспитатель: Можно. Положите осторожно пакетики.
Воспитатель: Ребята! Смотрите! Здесь стаканы с водой! А что будет, если опустить трубочку в стакан с водой? Давайте попробуем! Сейчас вдохнем воздух через носик и выдохнем в трубочку. Что увидели в воде?
Дети: Пузырьки - воздух.
Воспитатель: А если бы вам надо было нарисовать пузырьки, что бы вы нарисовали на листочке бумаги?
Дети: Кружочки.
Воспитатель: Вы очень наблюдательны! А как вы думаете, ребята, почему пузырьки в воде не тонут, а поднимаются вверх?
Дети: Потому что воздух лёгкий. Когда мы бросаем в воду тяжелые камушки, они тонут. А воздух не тонет.
Воспитатель: Вывод – воздух лёгкий.
Воспитатель: А кому нужен воздух?
Дети: Животным, птицам, растениям, людям, насекомым.
Колобок: Подумаешь воздух! Я и без него обойдусь!
Воспитатель: Дети, а вы можете обойтись без воздуха?
(Дети говорят свои мнения).
Колобок: Нет, мне воздух не нужен!
Воспитатель: А давай проверим! Закрой ротик, а носик зажми и не дыши!
Колобок: Ой! Ой! Я больше не могу!
Воспитатель: Ребята, прав ли был Колобок?
Дети: Нет. Вывод - Без воздуха мы не можем дышать. Воздух нужен всем
И пока в раздумье Колобок,
Мы закрепим наш урок.
Воспитатель: А сейчас, ребята, представьте, что вы художники, настоящие волшебники. Возьмите волшебные листочки, карандаши и нарисуйте воздух.
Воспитатель: Молодцы! Подарите свои рисунки гостям на память.
- Сегодня вы отлично занимались, узнали, что вокруг нас есть …. (воздух).
Колобок: Вот спасибо, вам друзья, вы мне сегодня помогли узнать, что такое воздух. Я теперь могу и бабке с дедкой все рассказать. Я вам дарю на память вот эти мыльные пузыри. (Ребята благодарят).
Воспитатель: Давайте, ребята, покажем всем, как мы можем выдувать эти пузыри.
Воспитатель: Вот и закончилось наше занятие. Скажите, пожалуйста, что же мы сегодня узнали?
Вокруг нас есть воздух
Узнали, что такое ветер! Ветер – это движение воздуха, его можно ощутить
Что воздух бесцветный, поэтому мы его не видим.
Чтоб увидеть воздух, его надо поймать;
Воздух лёгкий.
Без воздуха мы не можем дышать, ничто живое не может жить.
Воспитатель: Молодцы, вы очень хорошо усвоили свойства воздуха, его применение. Уважаемые коллеги (обращение к гостям, мы с ребятами приготовили вам сувениры – воздушные шары. Дети сами их надували и сейчас подарят их вам.