Екатерина Спиридонова
Консультация для родителей «Сказка в жизни детей»
▼ Скачать + Заказать документы
Сказка в жизни детей.
Слушая сказку или книжку, смотря мультфильм или спектакль, ребенок бессознательно отождествляет себя с их героями и, сопереживая герою, проживает вместе с ним все события, о которых ведется повествование. Если такого сопереживания не происходит - книга или фильм проходит мимо ребенка, не оставляя следа в его душе. Поэтому, выбирая книги и фильмы для ребенка, важно обращать внимание прежде всего на то, каковы их герои (к чему они стремятся, как поступают, в какие отношения вступают с другими персонажами, и на то, насколько живо, интересно и талантливо они изображены (иначе сопереживание не возникнет).
Темочки:
Малыш начинает понимать человеческую речь еще до того, как научится говорить сам. Легче всего ему понимать ситуативно-бытовую речь взрослых, включенную в непосредственно воспринимаемую ситуацию. В этом случае сама ситуация помогает малышу: он видит то, о чем говорят взрослые.
Восприятие устного рассказа - более сложное умение, ведь в наличной ситуации нет ничего из того, что присутствует в рассказе. Поэтому воспринимать рассказ малыша надо учить - и его способность понимать книги и сказки развивается, когда вы рассказываете или читаете ему. Огромную помощь в этом оказывают картинки. По мере того как малыш растет, постепенно расширяется круг историй, доступных его пониманию, - но только при условии, что вы читаете и рассказываете ему достаточно много.
Сказка - веками наработанная ценнейшая информация, поднимающая, по настоящему, философские проблемы осмысления мира. Детская сказка - необходимый элемент воспитания ребенка, она доступным языком рассказывает ему о жизни, учит, освещает проблемы добра и зла, показывает выход из сложных ситуаций. Сказка - это язык детей, для них он наиболее информативен, нежели стиснутая пресная взрослая речь. Поэтому, если мы – взрослые хотим помочь, объяснить, поддержать, открыть что-то своему ребенку, то нужно заново освоить забытый детский язык - сказку.
Рассказывая и читая сказки, мы воспитываем ребенка, развиваем его внутренний мир, даем знания о законах жизни и способах проявления творческой смекалки.
Дети, которым читали сказки с раннего детства, быстрее начинают говорить не просто набором слов, а выражаясь на хорошем литературном языке. Необходимо чутко относиться к выбору сказок, не читайте сокращенные или почти дословно переведенные сказки, они «пустые».
Сказка формирует у ребенка на всю жизнь основы поведения и общения, учит упорству, терпению, умению ставить цели и идти к ним. Слушая сказки, дети накапливают в подсознании механизмы решения жизненных ситуаций, которые при необходимости активизируются.
Сказка развивает творческий потенциал, фантазию, воображение и сочувствие маленького человека.
Для чтения сказок следует подбирать «нужное» время – когда ребенок и Вы в спокойном эмоциональном состоянии, в «хорошем расположении духа».
Можно прямо перед сном, когда есть время поразмыслить и поговорить. При засыпании полученный опыт лучше закладывается в подсознание.
Читать нужно с удовольствием, не отвлекаясь, тогда ребенок получит больше пользы, а вы положительные эмоции.
После сказки можно провести беседу, в которой обсудить поступки героев и попытаться привести ребенку похожие ситуации из реальной жизни.
К трем годам у детей рождается потребность в сюжетно-ролевых играх. Хорошо если бы в этот период вы с малышом пробовали разыграть прочтенные сказки. Это может быть настольный театр, тогда для этого нужно придумать ширму, вырезать героев, смастерить домики или лесную полянку. Конечно, все это можно и купить, но совместная деятельность, полет фантазии и творчества «дорогого стоят». Пусть что-то получится не очень красиво, а «у Мишки нос кривой» зато в этом будет Ваша душа и сердце.
А в 4-5 лет с детьми уже смело можно придумывать собственные сказки и разыгрывать их, наряжаться в костюмы, выбирать музыку, использовать грим и конечно приглашать на спектакль бабушек и дедушек.
Сказка в речи ребенка. С помощью сказок можно помогать преодолевать негативные стороны формирующейся личности. Выбирая сказку для ребёнка обязательно надо учитывать особенности эмоционального развития вашего малыша.
Детские сказки расширяют словарный запас малыша, помогают правильно строить диалог, развивают связную логическую речь. Не менее важно сделать речь ребёнка эмоциональной, красивой, образной. Формируется умение задавать вопросы. Так же в воспитании кроме интуитивного формирования основ устной речи, необходимо специальное обучение. Большое значение надо уделить конструированию слов, предложений, словосочетаний. Очень важна связь между речевой и умственной деятельностью детей. Сказка ещё должна способствовать общению.
Сказки для детей перед сном должны стать доброй семейной традицией. Чтение сказок на ночь малышу играет немаловажную роль в развитии ребёнка, именно поэтому необходимо со всей ответственностью подходить к такому занятию.
И вот почему:
1. Всего пятнадцать минут чтения детям вслух – и ваш малыш станет послушней и смелее, будет более открыт и внимателен к миру. Совместное обсуждение историй и общение по поводу сказки стимулируют интерес ребенка к самостоятельному чтению, развивает вooбpaжение и словарный запас.
2. Сказки - это универсальный детский язык. Следя за судьбами сказочных персонажей, ребенок начинает разбираться в повседневных вещах. Именно через мир фантазии и образов ребенок учится анализировать и понимать реальность. С одной стороны, мир в сказках прост: существует отчетливая граница между добром (работящая Золушка) и злом (жестокая мачеха, с другой – поднимает важные для детского мироздания проблемы (жадности и щедрости, добра и зла, одиночества и дружбы, эгоизма и сотрудничества).
3. Сказки воспитывают. В сказочных героях дети видят себя, т. е. отождествляют себя с ними. Если хотите научить сына хорошим манерам, найдите сказку о ком-нибудь, похожем на него, например, о мальчике, которому столько же лет, который не любит чистить зубы, например, «Мойдодыр». Если ребенок жадничает, почитайте ему «Сказку о рыбаке и рыбке», а если любит приврать - подойдет «Заяц-хвастун».
4. Сказки на ночь утешают и настраивают на позитивный лад. Сказка обязательно должна заканчиваться хорошо. Это своеобразный инструмент позитивного внушения – мир порой несправедлив, в нем есть отчаяние, что-то может не получаться, но добро всегда побеждает зло, упорство поможет справиться с любыми трудностями, есть друзья и пр. Сказка дает ребенку надежду, что раз главный герой справился со своей сложностью, то и у него обязательно получится.
Потому прочитанная ласковым маминым или папиным голосом знакомая история - это самое лучшее средство, для того чтобы успокоиться. Вы можете сами придумать историю, которая поможет перестать бояться зубного врача или разобраться в ссоре с другом, помочь пережить тревогу перед походом в школу.
5. Сказки помогают понять себя. Вы замечали, что дети могут часами слушать одну и ту же сказку? Зачастую это сигнал, что их что-то тревожит, интересует или радует. Если ваш ребенок требует, чтобы вы все время читали ему «Гадкого утенка», возможно, он чувствует себя одиноким и беспомощным в садике. Если вы знаете, что у него проблемы (например, поссорился с другом, а сам он не хочет об этом говорить, не настаивайте, лучше выберите подходящую сказку, и вы наверняка подскажете ему, как все исправить. Такая проблемно-ориентированная сказка позволяет ребенку сконцентрироваться на проблеме, решать ее, дает ощущение, что он не один, что его чувства поняты. Очень вероятно, что ребенок откроется вам, расскажет то, о чем так непросто говорить напрямую.
Русские народные сказки раскрывают перед детьми меткость и выразительность языка, показывают, как богата родная речь юмором, живыми и образными выражениями. Присущая необычайная простота, яркость, образность, особенность повторно воспроизводить одни и те же речевые формы и образы заставляют выдвигать сказки как фактор развития связной речи детей первенствующего значения.
Русские народные сказки способствуют развитию речи, дают образцы русского литературного языка. Сказка дает ребенку прекрасные образцы русского литературного языка. Эти образцы различны: легкие и прозрачные стихи А. С. Пушкина, образный язык маленьких описаний КД. Ушинского, выразительный, меткий язык народных сказок о животных, насыщенный сказочной «обрядностью» язык русских народных волшебных сказок, простой и вместе с тем богатый. Достаточно и этих примеров, чтобы показать богатство русского языка в произведениях художественной литературы.
Эта тема достаточно актуальна, так как в методике развития речи делается акцент на развитие речи средствами художественной литературы. Очевидна необходимость совершенствования традиционных приемов и методов, а также поиска более новых, более эффективных научно-обоснованных путей развития речи у младших дошкольников через художественную литературу.
Задачи детского сада в области родного языка многообразны. Для осуществления каждой из этих задач имеются свои пути и средства, но нельзя решать их изолированно друг от друга.
Реализует задачи речевого развития у дошкольников в комплексе, но именно образцы художественного текста подсказывают ребенку правильное название, заставляют его развить свою мысль и выразить ее более понятно и связно, исправить неправильное произнесение звука и т. п.
Для реализации речевого развития ставится следующая цель:
-определить место сказки в организации педагогического процесса с детьми;
- изучить содержание и формы работы по развитию речи посредством сказки.
Основные задачи развития речи, решаемые на протяжении всего дошкольного возраста:
- формирование грамматического строя (умение сочетать слова по родам, падежам и числам);
- формирование правильного звукопроизношения, правильного речевого дыхания;
- обогащение словарного запаса;
- обучению рассказыванию, связной речи;
- развитие коммуникативных умений.
В результате изучения раздела «Художественная литература» выяснилось, что детей дошкольного возраста знакомят со сказками как народными, так и литературными писателей разных стран.
Для того, чтобы выяснить о роли сказки в семье, можно провести анкетирование родителей: «Какие книги любит читать ребенок дома?». Ведь родители покупают книги детям, но не знают какие нужно покупать. Это значит, что в семьях недостаточно уделяют времени и внимания чтению детям художественных произведений.
На начало учебного года изучить состояние речи детей. Составить диагностическую таблицу с использованием следующих параметров:
- звуковая культура речи,
- словарь,
- грамматический строй речи,
- связная речь.
Определить уровни речевого развития:
НИЗКИЙ. Ребёнок понимает речь. Затрудняется в оформлении предложений, помогает себе жестами, словами-заменителями. От пересказа отказывается. В общение по своей инициативе не вступает.
СРЕДНИЙ. Ребёнок в речи преимущественно пользуется простыми предложениями. Пересказывает рассказы и сказки по вопросам, фрагментарно.
В общение с воспитателями и сверстниками вступает, но общение затруднено недостаточной развитостью речевых форм.
ВЫСОКИЙ. Ребёнок пользуется в речи простыми и сложными предложениями. Охотно пересказывает знакомые сказки и рассказы при помощи взрослого. Инициативен и активен в общении. Не все малыши имеют одинаковый уровень речевого развития: одни уже к трем годам чисто и правильно произносят слова, другие говорят все еще не достаточно отчетливо, неправильно произносят отдельные звуки. Таких детей большинство.
Работу по развитию речи нужно строить на следующих основных принципах:
- во-первых, на тщательном, обусловленном возрастными возможностями детей, отборе художественного материала;
- во-вторых, интеграции работы с различными направлениями воспитательной работы и видами деятельности детей (развитие речи, различные игры);
- в-третьих, активного включения детей в деятельность;
- в-четвертых, использования развивающего потенциала в создании речевой среды максимально.
Для использования сказки как средства речевого развития дошкольников подбирают следующие сказки: «Репка»; «Упрямые козлики» К. Д. Ушинского; «Колобок» в обработке К. Ушинского; «Волк и козлята» в обработке А. Н. Толстого; «Теремок» в обработке Е. Чарушина; «Кот, петух илиса» обработке М. Боголюбской; «Гуси-лебеди» в обработке. М. Булатова; «Бычок - черный бочок, белые копытца» в обработке. М. Булатова; «Лиса и Заяц» в обработке В. Даля; «У страха глаза велики» в обработке М. Серовой; А. Пушкин «Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях»; Л. Муур. «Крошка Енот и Тот, кто сидит в пруду», перевод с английского О. Образцовой; Б. Поттер. «Ухти-Тухти», перевод с английского О. Образцовой; Ч. Янчарский «Приключения Мишки Ушастика».
Для ознакомления детей со сказкой используется метод рассказывания с использованием показа разных видов театра: настольного, пальчикового, бибабо.
При рассказывании сказок применялись такие приемы, которые помогают детям понять и, следовательно, лучше усвоить текст, обогащают речь их новыми словами и грамматическими формами, т. е. дают новые знания об окружающем мире.
Эти приемы следующие:
- объяснение непонятных детям слов, встретившихся в тексте;
- введение слов - этических оценок поступков героев;
- привлечение внимания детей к грамматическим конструкциям текста, замена их синонимическими конструкциями;
- динамический акцент на фрагментах текста;
- наглядность;
- неоднократное повторение текста в игровой форме.
Дети лучше осмысливают начало сказки, действия героя и конец произведения. В произведении дети устанавливают наиболее простые связи, прежде всего последовательность событий. Прерывание прямой последовательности событий в сюжете, появление в нем скрытого замысла, часто затрудняет восприятие младших дошкольников.
Содержание новой для детей лексики при чтении художественных произведений определялось тематикой данного произведения, и новые слова отражают ту область жизни, которая запечатлена в художественных образах.
Закреплению прочитанного способствует беседа о сказках, о произведениях писателя, рассматриванию иллюстраций к прочитанным книгам и рассказам на темы знакомых сюжетов.
Народные слова, встречающиеся в сказках, также представляют собой прекрасный речевой материал. С их помощью, возможно развивать фонематический слух, так как они используют звукосочетания - наигрыши, которые повторяются несколько раз в разном темпе, с различной интонацией, при чем исполняются на мотив народных мелодий.
Для выработки хорошей дикции, отчетливого и ясного произношения также используют упражнения на звукоподражание. Воспитатель читает текст, дети включаются и произносят отдельные звуки, слова или звукосочетания.
Учитывая содержание текста, ритмические или выразительные его особенности, как и в работе со скороговорками, детям предлагаются различные варианты заданий: изменить силу голоса, темп речи, более ярко выразить вопросительную или восклицательную интонацию.
После чтения сказок, провести анализ, для того чтобы дети могли понять и почувствовать идейное содержание, художественные достоинства и особенности сказочного жанра, чтобы поэтические образы сказок надолго запомнились и полюбились детям. Например, после чтения сказки задать серия вопросов: «Что я вам рассказала? О чем в сказке рассказывается? Кто из героев сказки вам понравился?» и т. д.
Все эти приемы направлены на формирование положительного эмоционального отношения к литературе, на воспитание художественного вкуса и бережного отношения к книге.
Таким образом, существует много возможностей, чтобы книга заняла почетное место в жизни детей.
Дети начинают слушать внимательно и по вопросам воспитателя пересказывают много сказок. От последовательного и содержательного пересказа они уже постепенно переходят к более трудной форме уяснения смысла художественных произведений. В беседах о ранее прочитанных книгах детям задаются вопросы: «Кто в этой сказке понравился?», «Какой он?», «Как он кричит? ест? спит?» и т. д.
Дети в свободном общении могут вспоминать слова из сказок, с удовольствием рассматривать знакомые иллюстрации, узнавать главных героев.
В детском саду дети обсуждают и пересказывают сказки, которые читали им дома, что непосредственно, сказалось на развитии их речи. При сотрудничестве детского сада и семьи дети стали больше интересоваться книгами, внимательно слушать художественные тексты. После проведения анкетирования родители стали больше читать детям сказки.
В результате целенаправленной деятельности по речевому развитию дошкольников с использованием сказки можно определить некоторые закономерности восприятия ими художественных произведений.
К ним относятся зависимость понимания текста; установление легко осознаваемых связей, когда события следуют друг за другом; в центре внимания главный персонаж, дети чаще всего не понимают его переживаний и мотивов поступков; эмоциональное отношение к героям ярко окрашено; наблюдается тяга к ритмически организованному складу речи.