Ананина Ольга
Сказка в помощь малышам и их родителям.
▼ Скачать + Заказать документы
«Сказка в помощь малышам и их родителям»
Спустился вечер за окном,
Затушевал дневные краски.
Окутал город нежным сном,
Вновь наступило
царство Сказки….
В нашей жизни мы часто встречаемся с различными проблемами, сложностями. Взрослые ищут пути решения их, а как же быть детям, чей жизненный опыт так мал?
Что делать малышу? – Расскажите ему сказку!
Публикация «Сказка в помощь малышам и их родителям,» размещена в разделах
- Сказка. Консультации, рекомендации
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» январь 2013
Сказка – это удивительное по силе психологического воздействия средство работы с внутренним миром человека, будь то ребенок или взрослый, мощный инструмент развития, приобретения опыта. Она окружает нас повсюду. Сказка может дать ключи для того, чтобы войти в действительность новыми путями, может помочь ребенку узнать мир, понять собственные его переживания. Издавна житейский опыт передавался через образные истории. Дети забирались на печь и слушали сказку, девушки пряли кудель и рассказывали поучительные истории. И копились, копились истории в памяти малыша. Накапливались знания о жизни. К великому сожалению, опыт этот утрачен. В наше «быстротечное» время взрослому некогда почитать, рассказать сказку своему малышу, да не просто прочитать, а осмыслить – чему учит она? какой жизненный урок скрыт в ней?
Ребенок чаще сидит у телевизора, за компьютером. Весь багаж жизненных ценностей он черпает из средств массовой информации, компьютерных игр, а не из книг. Вот и получаем в итоге «человека» с «искаженным» внутренним миром, умеющим силой решать проблемы и с «отсутствием» сердца. Что же делать в «этом» мире ребенку? Как не потеряться в «лабиринте» жизненных трудностей?
Сказкатерапия – одно из самых удивительных и эффективных направлений в современной психологии. Ребенок, работая со сказкой, в первую очередь удовлетворяет три основных базовых потребности (выделил И. П. Яничев) :
1. потребность в автономности (независимости);
2. потребность в компетентности (силе, всемогуществе);
3. потребность в активности.
Результатом удовлетворения этих потребностей служит формирование ряда качеств личности ребенка – дошкольника:
• стремление проявлять свое личное мнение, отстаивать свои интересы, взгляды;
• способность владеть инициативой в общении, управлять процессом, эмоционально откликаться;
• социальная компетентность.
Сказка побуждает ребенка сопереживать персонажам, в результате чего у него появляются новые представления о людях, предметах, явлениях окружающего мира, новый эмоциональный опыт.
В настоящее время активно разрабатываются нетрадиционные направления работы со сказкой. Нетрадиционные – это значит, непривычно, по-своему не только воспринимать содержание сказки, но и творчески преобразовать ход повествования. Ведь сказка – это место свободное от условностей.
Используя работу со сказками с детьми дошкольного возраста, можно помочь каждому ребенку «безболезненно» войти в мир взрослых.
К сожалению, стрессовые («болезненные») ситуации неизбежны в жизни каждого малыша. У детей стресс возникает при столкновении с чем-то новым, а потому из-за отсутствия опыта они не в состоянии с ним бороться самостоятельно. Что может послужить причиной детского стресса? С чем сталкивается «маленький человек», входя в мир взрослых? Страхи, появление второго ребенка в семье, расставание с дорогими людьми (поступление в детский сад, развод родителей - вот неполный перечень, чем наполнена жизнь. Сказка же может выступить защитным механизмом. К сказкам обращались в своем творчестве известные зарубежные и отечественные психологи: Э. Фромм, Э. Берн, Э. Гарднер, А. Менегетти, М. ОсоринаЮ, Е. Лисина, Е. Петрова, Т. Зинкевич-Евстигнеева и другие.
Сегодня часто слышишь от педагогов: «Этот ребенок чрезмерно активен, плаксив, часты вспышки агрессивности!» В чем же причина поведения малыша? Ответ прост. Плохое поведение является симптомом детского стресса. Родителю, педагогу просто необходимо понять, принять и помочь ребенку. И опять на помощь взрослому приходят сказки. Сказки, сочетающие воспитательный и познавательный потенциал, являются самым эффективным педагогическим средством. Многого еще не зная и не умея, дети часто нарушают установленные нормы, ведут себя не адекватно ситуации.
В своей деятельности я широко использую возможности сказки для развития познавательной, личностной и эмоционально-волевой сферы дошкольника, при этом решаю в первую очередь ряд важных задач:
• знакомлю детей с характеристикой эмоциональных состояний, присущих человеку;
• учу видеть эмоциональное состояние другого и собственный эмоциональный образ, соотнося его с конкретной ситуацией;
• развиваю эмоциональную произвольность;
• учу конструктивным способам управления собственным поведением (снимать напряжение, решать конфликтные ситуации и т. д.).
В качестве основных методов и приемов использовались
- чтение и обсуждение детской художественной литературы,
- диагностику эмоционального состояния, отношение ребенка к обсуждаемой проблеме;
- обыгрывание конфликтных ситуаций и моделирование выхода из них;
- примеры выражения своего эмоционального состояния в рисунке, музыке;
- изменение окончания сказки;
- оказание помощи героям;
- психогимнастика;
- имитационные игры.
Поддержанию интереса способствует присутствие сказочных персонажей, сказочных сюжетов : Баба-Яга, Злой колдун, Фея, мальчик Антошка и другие. Появление сказочных героев всегда сопровождается «волшебством» - это, то эмоциональное состояние ребенка, в котором он готов понять и помочь другому, это то, что необходимо поддерживать и развивать в нем.
В своей работе я использую коррекционно-развивающую программу С. И. Семенака «Уроки добра», дополняя ее сказочным материалом и заданиями.
Главный герой, путешествующий по сказочной стране - это мальчик Денис. Возраст героя близок детям, поэтому трудности, с которыми он сталкивается в путешествии, понятны и актуальны для дошкольника. Злой волшебник и Добрая фея помогают детям : учат различать «добро» и «зло», дают первые уроки нравственности, учат видеть и определять эмоциональное состояние другого персонажа (Бабы-Яги, Водяного, Шапокляк, мальчика Юры, Доктора Айболита, Антошки, Плаксы, Злюки, Резвушки) и помогают давать нравственную оценку поступкам. В ходе работы с детьми проводится диагностика собственного эмоционального состояния, для этого даются задания:
- контурное изображение лица, человека (необходимо нарисовать свое настроение;
- покажи с помощью мимики свое настроение (карточки «азбука настроения»);
- использование «волшебных красок». Какие краски используются для веселого настроения, для грустного, для злого? Изобрази свое настроение.
Для выражения детьми эмоционального состояния используется музыка классических композиторов и современные детские песни. ( Например: тема «Добрый - злой» - песня В. Шаинского «Улыбка», тема «Чувства одинокого человека» – «Песня Водяного» М. Дунаевского, тема «Конфликтное поведение» - «Песня старухи Шапокляк».)
Познакомив детей с эмоциями, Злой Волшебник и Фея учат способам управления собственным поведением, (снимать напряжение, избавляться от злости, раздражительности, разрешать конфликтные ситуации).
Этому способствуют:
-тренинг эмоций («шаловливые мышата», «скажи ласковое слово» и т. д);
-придумывание сказки наоборот («Упрямые козы», «Два барана», «Спящая красавица»;
-сочинение детьми историй-продолжений;
-оказание помощи героям сказок и рассказов («Сказка о птицах», «Гуси –лебеди» «Котенок», «Медвежонок Тим и Том», «Самое страшное» Е. Пермяк, «Отомстила» В. Осеевой)
-умение определять «сказочные уроки» («Колобок», «Красная шапочка», «Звездный мальчик», «Гуси-лебеди», «Айога», «Три поросенка», «Золушка»).
Завершается цикл заданий созданием «Дерева Радости или Мечты».
Родителей часто волнует вопрос, как быть со страшными сказками, читать или не читать их детям? Обязательно читать, но читать с умом, зорко наблюдая за эмоциями ребенка. Наши малыши не живут под стеклянным колпаком, они не все время находятся под спасательной защитой мамы и папы. Совершенно внезапно во дворе или на улице они могут столкнуться с чем–то «страшным», незнакомым, непонятным. Ребенок должен быть, хотя бы в малой степени, готов к подобной степени, поэтому необходимо учить умению преодолевать собственные страхи.
В возрасте 5 – 7 лет у детей активно развивается анимизм мышления, т. е способность наделять предметы одушевленными свойствами, а это порождает страхи. Страшные сказки, героями которых является «нечистая сила», позволяют, многократно моделируя и проживая
тревожную ситуацию, детям освобождаться от напряжения и приобретать
новые способы реагирования. Для этого в своей работе использую серию сказок «У страха глаза велики!». Главный герой – маленький зайчик, который всего боится. Истории о Трусишке, так зовут главного героя, построены так, что ребенок активно вовлечен в них:дает имена героям, показывает мимикой, пантомимикой состояние персонажа, вступает с ними в диалог, размышления о поступках, дает совет или оказывает помощь.
В процессе работы со «страшной» сказкой ребенок научается активной жизненной позиции, умению справляться с трудностями,
препятствиями.
Очень многому ребенок научается в семье. В том числе и умению преодолевать сложные ситуации. В настоящее время увеличилось число разводов. Развод родителей предполагает серьезные изменения в маленьком мире ребенка, семье. Это травмирующий процесс, в результате которого дети испытывают целый спектр негативных эмоций: злость, тревогу, страх, грусть и т. п. справиться с этими негативными эмоциями можно с помощью сказки. В основу разработки программы для детей, переживших развод родителей, легли работы Л. Коротковой и Д. Бретт. На занятиях активно используются
рисуночные техники, работа с куклой (марионеткой, постановка спектакля.
Комбинируя различные приемы работы со сказкой, можно помочь каждому ребенку прожить сложные ситуации, значительно расширить его мировосприятие и способы взаимодействия с миром и другими детьми.
Как развить в ребенке отзывчивость, как сделать его добрее? Один из возможных путей это - контролируемый и целенаправленный путь через художественную литературу, а особенно через сказку. Сказка раздвигает для ребенка рамки обычной жизни, в сказочной форме дошкольники сталкиваются со сложнейшими явлениями и чувствами. Уроки, которые дает сказка, - это уроки на всю жизнь и для больших и для маленьких.