Лариса Егорова
Сказка в помощь логопеду на этапе автоматизации звуков
▼ Скачать + Заказать документы
Для успешного осуществления коррекционных задач учителю – логопеду приходится искать новые формы работы с детьми с нарушениями речи. Одной из таких форм работы является логопедическая сказка. Обращение к логопедической сказке на индивидуальном занятии по автоматизации звуков объясняется рядом причин. Прежде всего, работа над формированием у ребенка правильной речи требует от него внимания, сосредоточенности, настойчивости. Эти качества обычно бывают не сформированы у детей с нарушениями речи.
Темочки:
Как известно, на этапе автоматизации поставленных звуков на уровне слогов, отдельных слов, ребенку в течение продолжительного промежутка времени приходится неоднократно повторять один и тот же речевой материал. В результате у него снижается интерес к логопедическим занятиям.
Для повышения учебной мотивации речевой материал для автоматизации звуков должен быть разнообразен, интересен, хорошо иллюстрирован, понятен и доступен ребенку с речевыми нарушениями. Всем этим требованиям отвечает изложение учебного материала в форме сказки.
Кроме того, в логопедическую сказку легко и органично включаются игры и задания на развитие внимания, мышления, памяти, голосовые и дыхательные упражнения, упражнения на развитие мелкой моторики.
Все, о чем говорилось выше, касается занятий по автоматизации не только звуков [Х], [Х'], работе над которыми посвящена логопедическая сказка «Приключения белочки Ханы и ее друзей». Сказочная форма изложения учебного материала приемлема для автоматизации любых звуков.
Но, к сожалению, приходится констатировать, что дидактических пособий для автоматизации заднеязычных звуков в настоящее время мало. Представленный в них дидактический материал изложен недостаточно интересно, плохо иллюстрирован и подобран без учета онтогенеза формирования слоговой структуры слов, что затрудняет проведение коррекционной работы с детьми младшего и среднего дошкольного возраста, у которых чаще всего бывают нарушены эти звуки.
Ограниченность дидактических пособий по автоматизации заднеязычных звуков и увеличение частотности нарушения у детей в последнее время именно этой группы звуков, стало основной побудительной причиной создания логопедической сказки «Приключения белочки Ханы и ее друзей». Учебный материал в пособии представлен в форме путешествия со сказочными персонажами.
Пособие превращает логопедическое занятие в увлекательное путешествие со сквозными героями: белочкой Ханой и ежиком.
Каждая страница пособия предназначена для решения определенной учебной задачи (автоматизация звука [Х] в слогах, в начале, в середине, в конце слова, в предложениях и спонтанной речи). В начале каждого упражнения белочке Хане дается задание, для выполнения которого ей приходится правильно проговорить речевой материал. Далее расположена иллюстрация к сказке, а под чертой, в нижней части страницы, указано задание и речевой материал для автоматизации звука. Каждое упражнение можно повторить несколько раз.
В пособии так же предусматриваются задания на развитие мелкой моторики: раскрашивание предметов, проведение линий и другие виды деятельности. Эту работу могут выполнять родители с ребенком в качестве закрепления учебного материала.
В структуру занятий включены лексико-грамматические упражнения для расширения словарного запаса ребенка, предупреждения и коррекции грамматических ошибок в речи.
Предлагаемое логопедическое пособие адресовано учителям – логопедам, воспитателям, родителям в работе по автоматизации звуков [Х], [Х'].
Апробация логопедического пособия «Приключения белочки Ханы и ее друзей» в работе с детьми средней группы свидетельствует, что эффективность индивидуальных занятий по автоматизации звуков [Х], [Х'], проведенных в форме путешествия со сказочными героями, гораздо выше, чем при проведении занятий в традиционной форме. Предлагаю вашему вниманию фрагменты логопедического пособия.
Фрагмент 1. Автоматизация звука [Х] на уровне слогов.
Белочка и ёжик увидели слоника, который никак не мог собрать букет цветов для мамы, потому что боялся их растоптать.
- Надо помочь слонику, - сказал ёжик.
- Но как? – удивилась белочка.
- Если ты будешь правильно произносить слова со звуком [Х], то мы соберем букет для слоника.
- Большое спасибо – сказал слоник, когда друзья собрали для слоника большой красивый букет.
- Вы мне очень помогли. Пойдемте вместе со мной в гости к лягушке.
___
Взрослый произносит слоги, ребенок повторяет каждый слог по два раза: ах, ох, ух, их, эх, ах, ох, ух, их, эх.
Фрагмент 2. Автоматизация звука [Х] на уровне слов.
Белочка Хана решила угостить яблочками своих сестричек. Но что такое? На ее пути лежала большая-пребольшая гусеница.
- Не пущу тебя, Хана, пока ты не пройдешь путь от моего хвоста до моих рожек.
- Не бойся, Хана, - сказал ёжик,- ты уже многому научилась, ты справишься с этим заданием.
___ Ребенок по картинкам называет слова: муха, хлопушка, духи, хурма, хлеб, орехи.
Фрагмент 3. Автоматизация звука [Х] на уровне предложений.
Друзьям было очень весело. Но вдруг на солнышко набежала тучка. Одна, потом другая. Вскоре тучки закрыли все небо.
- Мы же хотели пойти на речку искупаться, а теперь придется вернуться домой, - загрустила белочка Хана…
- Не грусти, белочка, - ответил ёжик. – Ведь у меня иголочки не простые, а волшебные. Я подарю тебе несколько иголочек. Если ты, возьмешь в лапку иголочку и повторишь предложение, тогда облачка разойдутся, и на небе снова будет сиять солнышко.
___
Ребенок повторяет за взрослым каждую фразу по 2 раза.
Уха готова. Муха летает. Мама нюхает духи. Летит пух. Кричит Петух. Растет мох. Упал орех. Желтая хата. Ползет черепаха. Болит ухо. Купили хлеб.
Фрагмент 3. Автоматизация звука [Х] на уровне предложений.
Белочка и ёжик помогли хомячку посчитать запасы. Ёжику показалось, что этих продуктов хомячку не хватит на всю зиму. И он решил угостить своего друга вкусными желудями. Хомячок принял предложение ёжика, но сначала решил угостить своих гостей. Скажи, из чего приготовил хомячок супы, уху и варенье? Какой суп нельзя есть?
Уха из рыбы. Суп из гороха. Суп из мухоморов. Варенье из орехов.
___
Как называется суп из гороха? (Гороховый суп). Суп из рыбы? (Рыбный суп). Варенье из орехов? (Ореховое варенье). Закрой книжку, вспомни и расскажи, какое угощение приготовил хомячок для своих гостей.
Фрагмент 3. Дифференциация звуков [Х]-[Ф] на уровне слов.
В следующий раз ёжик принес белочке альбом с фотографиями разных предметов.
- В каждом горизонтальном ряду есть один «лишний» предмет. Давай найдем его и обведем, - сказал ёжик. – Нужно хорошо подумать и объяснить, почему предмет лишний.
- Так! Халат, футболка, сарафан, шарф, - перечислила белочка. Я думаю, здесь лишний шарф, - сказала белочка Хана. - Шарф надевают, когда становится холодно, а всю остальную одежду носят в теплое время года.
- Молодец, - сказал ёжик. – Ты правильно рассуждаешь! А теперь подумай, какой звук [Ф] или [Х] есть в этих словах.
- А, поняла, - воскликнула белочка. – Шарф, футболка, сарафан – во всех словах есть звук [Ф] и только в слове «халат» звук [Х]. Значит, «халат» - лишнее слово.
- Молодец, белочка! – похвалил Хану ёжик.
___
В каждом горизонтальном ряду ребенок находит и раскрашивает «лишний» предмет. Объясняет, почему он лишний, выделяя звуки [Х], [Ф] в словах.
Халат, футболка, сарафан, шарф.
Флаг, фонарь, фотоаппарат, хлеб.
Светофор, фартук, конфета, муха.