Надежда Бабичева
Роль сказки в коррекции психоречевого развития дошкольников. Драматизация «Сказки о глупом мышонке» С. Я. Маршака
▼ Скачать + Заказать документы
Фоторепортаж из старшей логопедической группы для детей с ОНР «Речецветик»: «Чудо - ларчик СКАЗОК»
(Сценарий драматизации сказки С. Я Маршака «Сказка о глупом Мышонке»).
Традиционно уже сложилось, что в своей практике, набирая детей в логопедическую группу ДОУ, я с первого же месяца использую технологию сказкотерапии. Опытом работы в этом и хочу поделиться. Первая сказка для драматизации с детьми, только что поступивших в логопедическую группу для детей с ОНР, выбрана мною не случайно – это «Сказка о глупом Мышонке» С. Я. Маршака.
Публикация «Роль сказки в коррекции психоречевого развития дошкольников, Драматизация „Сказки о глупом мышонке“ С, Я, Маршака» размещена в разделах
- Драматизация. Конспекты игр-драматизаций
- Маршак С.Я. Знакомство с творчеством
- Мышь. Все о мышках для детей
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Сценарии по сказкам
- Театр. Театрализованная деятельность
- Театрализованная деятельность. Сценарии
- «Сказка о глупом мышонке», сказка
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший сценарий праздника» декабрь 2013
Ведь сказка является наиболее универсальным, комплексным методом воздействия в коррекционной работе. Детям дошкольного возраста с общим недоразвитием речи и другими особенностями развития предстоит запомнить, понять информацию, усвоить навыки по объему в несколько раз больше, чем нормально развивающимся детям. Вся работа мною построена с опорой на общие дидактические принципы: систематичности и последовательности, учета возрастных особенностей, учета индивидуальных особенностей, учета структуры дефекта, поэтапности коррекции и развития речи. А также мною учитываются: заинтересованность, радость, воображение, импровизация, слуховое, речевое, эмоциональное внимание и память. Во всем этом помогают нам сказки. Сказки активизируют и развивают слухо – речевую память у детей, их экспрессивная и коммуникативная речь. Если экспрессивная функция формирует выбрано – образный каркас языка личности, то коммуникативная функция развивает социальные качества личности, ее способность к общению, к пониманию, к диалогу.
Первая драматизация сказки имеет приоритетную цель диагностическую. Данный сценарий драматизации сказки С. Я. Маршака «Сказка о глупом мышонке» разработан с целью организации диагностики и психологического сопровождения детей с использованием ресурсов сказки для речевого и эмоционально- личностного развития дошкольников с ОНР, коррекции психо-речевых нарушений развития, а также развития их творческого потенциала средствами обучения детей искусству драматизации.
Cценарий интересен тем, что имеет следующие особенности: не сложный, с повторяющимися эпизодами, но интересный сюжет, много действующих лиц (есть возможность каждому ребенку дать роль, красочность, яркость действия (костюмы, декорации, в спектакле звучит прекрасная детская, классическая и современная музыка.
Сценарий драматизации сказки.
Действующие лица:
Ведущая – на первых спектаклях – логопед, последующих - ребенок.
Месяц-ночь: ребенок
Животные: Мышка-мать, Мышонок, Пес, Утка, Жаба, Свинка, Лошадь, Курица, Щука, Кошка, Петушок.
Декорации:
В групповой в центре стоит домик-норка Мышки, возле дома – стульчики, на спинках которых надеты макеты домиков животных; бревно для Сторожа-Пса.
Атрибуты: Волшебный ларец (ларчик, игрушка Мышонка в ларчике, костюмы и шапочки-маски для животных, кровать с постельным набором, макет норы Мышки, плоскостные макеты домиков для животных, игрушки детенышей животных,ружье для сторожа, мешок(-чек) с овсом, игрушка комара, 2 моркови.
ИКТ: ноутбук, динамики, записи музыкальных произведений.
Организатор-постановщик - учитель-логопед.
Ответственные за костюмы: родители участников спектакля
ХОД.
Ведущая:В театральный мир прекрасный
Чудо-ларчик распахнет
И спектакль волшебной сказки
Вам в подарок принесет.
Звучит куплет песни «Пластилиновая ворона», муз. Г. Гладкова
Одну простую сказку,
А может и не сказку,
А может не простую
Хотим вам рассказать.
Её мы помним с детства,
А может и не с детства,
А может и не помним,
Но будем вспоминать.
Ведущая:Чудо-ларчик, открывайся,
И спектакль, начинайся!
(ларчик открываю и появляется игрушка Мышка)
Ведущая: Ребята, кто нам сегодня принес сказку?
Как называется наша сказка?
Ответы детей
Ведущая: Ребята, мы с вами знаем эту сказку и можем показать?
Дети предлагают обыграть сказку.
Звучит мелодия «Приходи сказка»
(дети идут к домикам-стульчикам, одевают маски)
Ведущая: Сказка начинается!
Ребенок-месяц: Ночь наступает,
Звезды считает.
Месяц на небе встает,
Всех он спать в дома зовет!
СПАТЬ, СПАТЬ, СПАТЬ!
Сторож Пес: Всем домой пора и спать!
Ну-ка марш скорей в кровать!
Песня «Подари мне, ночка, сон.» (в записи)
(животные укладываются спать и качают своих детенышей)
Ведущая: Только Мышонок Мыш не хочет спать!
Мышонок: Не хочу я спать, не буду!
Светят звезды отовсюду!
Ведущая: Пела ночью мама-мышка в норке:
Мышка: -Спи, Мышонок, замолчи!
Дам тебе я хлебной корки
И огарочек свечи!
Звучит «Колыбельная» (в записи)
Ведущая: Отвечает ей Мышонок:
Мышонок: Голосок твой слишком тонок Лучше, мама, не пищи
Ты мне няньку поищи!
Мышка: Ладно, ладно! Иду искать!
Няньку в гости приглашать!
Звучит мелодия «Мышка БЭК.»(в записи)
Ведущая: Побежала Мышка-мать,
стала утку в няньки звать!
Мышка: Приходи к нам, тетя Утка,
нашу детку покачать.
Звучит мелодия «Есть у Солнышка друзья.»
(Утка, пританцовывая, направляется к домику Мышки)
Ведущая: Стала петь Мышонку Утка.
Утка: КРЯ-КРЯ-КРЯ, усни, малютка.
После дождичка в саду
Червяка тебе найду Кря!
Ведущая: Глупый маленький мышонок
отвечает ей спросонок:
Мышонок: - Нет! Твой голос не хорош,
Слишком громко ты поешь!
Звучит мелодия «Мышка БЭК.»(в записи)
Ведущая: Побежала мышка мать, стала Жабу в няньки звать.
Звучит мелодия «Есть у Солнышка друзья.»
Мышка: Приходи к нам, дядя Жаба,
Нашу детку покачать.
Звучит мелодия «Ква-Ква-Ква (прыгает к домику Мышки)
Ведущая: Стал наш Жаба важно квакать:
Жаба: Ква-Ква-Ква, не надо плакать!
Спи, Мышонок, до утра,
Дам тебе я комара (дает игрушку комара)
Ведущая: Глупый маленький мышонок
Отвечает ей спросонок:
Мышонок: -Нет! Твой голос не хорош!
Очень скучно ты поешь!
Звучит мелодия «Мышка БЭК.»(в записи)
Ведущая: Побежала мышка мать
Тетю Свинку в гости звать.
Мышка: Приходи к нам, тетя Свинка,
нашу детку покачать!
Звучит мелодия «Веселый мамонтенок»- (Свинка идет к Мышке в норку).
Ведущая: Стала свинка хрипло хрюкать:
Непослушного баюкать
Свинка: Баю-баюшки- баю, Хрю-хрю,
две морковки подарю (подает две морковки)
Ведущая: Глупый маленький мышонок отвечает ей спросонок:
Мышонок: - Нет! Твой голос не хорош-
Очень грубо ты поешь!
Звучит мелодия «Мышка БЭК.»(в записи)
Ведущая: Побежала мышка-мать, тётю лошадь в няньки звать:
Мышка: Приходи к нам тетя Лошадь, нашу детку покачать!
Звучит мелодия «Молодая лошадь».
Лошадь: И-го-го! -поет лошадка
-Спи, Мышонок, сладко-сладко!
Повернись на правый бок,
Дам овса тебе мешок (подает мешочек овса)
Ведущая: Глупый маленький мышонок
Отвечает ей спросонок:
Мышонок: -Нет! Твой голос не хорош-
Слишком страшно ты поёшь!
Звучит мелодия «Лошадка» (Лошадь скачет к своему домику)
Ведущая: Стала думать Мышка –мать:
«Надо Курицу позвать!»
Звучит мелодия «Курочка-наседка»Курица направляется к Мышонку
Мышка: Приходи к нам, тётя Клуша,
Нашу детку покачать!
Ведущая: Закудахтала наседка:
Курица: Куд-куда! Не бойся, детка!
Забирайся под крыло.
Там и тихо, и тепло.
Ведущая: Глупый маленький мышонок
Отвечает ей спросонок:
Мышонок: Нет! Твой голос нехорош,
Так и вовсе не уснёшь!
Звучит мелодия «Курочка – наседка» (Курица под мелодию
уходит.)
Ведущая: Побежала мышка-мать,
Стала Щуку в няньки звать.
Мышка: Приходи к нам, дядя Щука,
Нашу детку покачать.
Звучит мелодия «Щуренок» (Щука «плывет» к норке мышки)
Ведущая: Стала петь мышонку Щука,
Не услышал он не звука!
Мышонок: -Нет! Твой голос не хорош!
Слишком тихо ты поешь!
Звучит мелодия «Мышка БЭК.»(в записи)
Ведущая: Побежала мышка-мать, стала кошку в няньки звать:
Мышка: Приходи к нам, тетя кошка,
Нашу детку покачать!
Звучит мелодия «Кошка» (Кошка, танцуя, идет к Мышкам в норку)
Ведущая: Стала петь мышонку кошка:
Кошка: Мяу-Мяу, спи, мой крошка!
Мяу, Мяу, ляжем спать.
МЯУ-МЯУ, на кровать.
Ведущая: Глупый маленький мышонок
Отвечает ей спросонок:
Мышонок: Голосок твой так хорош
Очень сладко ты поешь (зевает и засыпает)
Кошка укрывает его шалью и уводит к себе в домик.
Звучит мелодия «Спит птенец»
Ведущая: Все спят.
Вот проснулась Мышка-мать, стала в
голос всем пищать!
Мышка: Где Мышонок? Где Малютка?
Звучит запись голоса петуха и мелодия «Петушок»
Петушок: Ку-ка-ре-ку!
Прибежала мышка-мать,
Посмотрела на кровать,
Ищет глупого мышонка,
А мышонка не видать!
Ку-ка-ре-ку!
(Мышка изображает поиски Мышонка, животные просыпаются и бегут помогать искать Мышонка)
Ведущая: Вот проснулся сторож Пес.
Он бежит к домишке Кошки.
Пёс: Гав, гав, Гав! Вот это что за шутки!
Отдавай нам мышку-крошку!
А не то запрем в сторожку (стучит в домик Кошки)
Долго буду я стучать?
Выходят ВСЕ герои сказки:
Животные:… С Кошкой он пошел играть!
Игра : «Кошки-мышки»
(Кошку животные не выпускают, Мышка-мать Мышонка уводит к норке)
Мышонок: Мама, прости! Больше не грусти!
Звучит песня «Волшебная страна» (дети собираются в полукруг и кланяются)
Ведущая: Вам показали сказку маленькие артисты-
(представление исполнителей)
Ведущая: Молодцы, все с ролью справились. Снимайте шапочки - маски, и теперь вы снова ребята. Артистами ребята побывали и сказочку ребята показали. Артисты были очень хороши, похлопаем друг другу от души!
Я считаю, что результаты целенаправленной деятельности по поиску путей формирования самостоятельности в речевом творчестве старших дошкольников на основе знакомства и драматизации сказок указывают на необходимость использования разнообразных методов эмоциональной и творческой активизации ребенка при коррекции и развитии его речевых способностей, показывают зависимость качественного роста творческой активности от индивидуальных особенностей детей с ОНР.
Эту сказку ребята с удовольствием и с интересом показали родителям и воспитателям логопедических групп.