Анна Вешуткина
Сказка как средство нравственного воспитания детей дошкольного возраста
▼ Скачать
«Сказка как средство нравственного воспитания детей дошкольного возраста».
Василий Александрович Сухомлинский говорил: «Через сказку, фантазию, игру, через неповторимое детское творчество – верная дорога к сердцу ребёнка». Этим я руководствуюсь в своей работе.
Публикация «Сказка как средство нравственного воспитания детей дошкольного возраста» размещена в разделах
Во время пребывания в детском саду у детей формируются нравственные черты и качества : умение различать, что хорошо и что плохо; делать то, что можно и воздерживаться от того, что не дозволено, быть правдивым и скромным, доброжелательно относится к сверстникам.
Как показали исследования психолога А. Н. Леонтьева, дошкольный возраст характеризуется повышенной восприимчивостью внешних влияний, верой в истинность всего, чему учат, что говорят.
Воспитание у детей нравственных чувств – сложный процесс. Большую роль в этой работе призвана сыграть книга. Книга заставляет думать, понимать свои чувства и поступки, становиться лучше. Воспитание художественным словом приводит к большим изменениям эмоциональной сферы ребенка. При чтении книг ребенок видит перед собой определенную картину, ситуацию, образ, он переживает события, и, чем сильнее его переживания, тем ярче его чувства и представления о действительности. Правила морали приобретают в художественном произведении живое содержание. И мы, педагоги, должны уметь отбирать из всего многообразия произведений такие, которые воспитывают в наших детях положительные эмоции и закладывают основы нравственности.
На плечи воспитателей ложится сложная задача. Она заключается в том, чтобы воспитать в ребенке духовное начало, развить чувства, чтобы он вырос не бездумным и равнодушным человеком.
Я считаю, что благодатный и ничем не заменимый источник нравственного воспитания детей – это художественная литература.
Проблема сохранения интереса к книге, к чтению в наше время требует повышенного внимания. Техника (аудио – видео - компьютерная) ослабила интерес к книге. Плоды этого мы уже начинаем пожинать сегодня: низкий уровень развития речи, воображения, восприятия, коммуникативных навыков и, самое главное, искажение представлений о добре и зле. И поэтому проблема нравственного воспитания через художественную литературу никогда не представлялась такой острой, актуальной и значимой, как сегодня. А для младших дошкольников именно сказка является первым художественным произведением в их жизни.
Изучив литературу по рассматриваемой теме, мне стало интересно попробовать и проверить в процессе деятельности влияние сказок на развитие нравственности в группе.
На протяжении всего периода моей активной работы по данной теме, я, совместно с родителями обновила развивающую среду, внеся дидактические пособия, способствующие непосредственному развитию нравственности детей. Для активного обучения детей не только в детском саду, но и дома в свободной деятельности, я подготовила консультации для родителей, проводились выставки работ на тему «Сказка доброму научит», «Доброта», «Всемирный день пожилого челочека», «Покормите птиц зимой».
Многие современные ученые указывают на то, что большую роль в нравственном воспитании ребенка играет художественная литература, в том числе – сказка. Об этом пишут Ш. А. Амонашвили, В. П. Аникин, К. И. Чуковский и др.
У ребенка с помощью сказки вы сможете воспитать :
• Волю — сложное и многогранное качество личности.
• Веру в себя — умение противостоять неудачам.
• Смелость — самообладание, бесстрашие, умение вести себя достойно в критических ситуациях.
• Трудолюбие — нежелание сидеть без дела, стремление к полезному труду.
• Настойчивость — терпение и выдержку при достижении цели.
• Обязательность — умение держать слово.
• Оптимизм — веру в успех, увлеченность, душевный подъем.
• Целеустремленность — умение определять цель и настойчиво добиваться ее достижения.
• Доброту и честность.