Лучший педагог года

Сказка как средство духовно-нравственного воспитания дошкольников

Яна Шевченко
Сказка как средство духовно-нравственного воспитания дошкольников

Сказка, как средство духовно-нравственного воспитания дошкольников.

В настоящее время сказка, как и многие другие ценности традиционной культуры, заметно утратила свое предназначение. А ведь именно сказка играет важную роль в духовном обогащении дошкольников. Способствует закладке этических и эстетических чувств. В то же время сказка - это среда для развития эмоционально-нравственного опыта ребенка, помогающая не только представлять последствия своих поступков, но и переживать их смысл для себя и окружающих.

Сказка входит в жизнь ребенка с самого раннего возраста, сопровождает на протяжении всего дошкольного детства и останется с ним на всю жизнь. Со сказки начинается его знакомство с миром литературы, с миром человеческих взаимоотношений и окружающим миром в целом.

Сказки не только расширяют представления ребенка и обогащают его знания о действительности, главное - они вводят его в особый. исключительный мир чувств, глубоких переживаний и эмоциональных открытий.

Русская педагогика еще более ста лет назад отзывалась о сказках не только как о воспитательном и образовательном материале, но и как о педагогическом средстве, методе. Сказки представляют собой богатый материал для нравственного воспитания детей.

Великий русский педагог Константин Дмитриевич Ушинский был о сказках настолько высокого мнения, что включил их в свою педагогическую систему, считая, что простота и непосредственность народного творчества соответствуют таким же свойствам детской психики.

Сухомлинский Василий Александрович теоретически обосновал и подтвердил практикой, что «сказка неотделима от красоты, способствует развитию эстетических чувств, без которых немыслимо благородство души, сердечная чуткость к человеческому несчастью, горю, страданию. Благодаря сказке ребенок познает мир не только умом, но и сердцем». По его мнению, сказка благодатный и ничем не заменимый источник воспитания любви к Родине.

Исходя из своего опыта, я поняла, что современному ребенку мало прочитать сказку, раскрасить изображения ее героев, поговорить о сюжете. С ребенком третьего тысячелетия необходимо осмысливать сказки, вместе искать и находить скрытые значения и жизненные уроки. И в этом случае сказки никогда не уведут ребенка от реальности. Наоборот, помогут ему в реальной жизни стать активным созидателем.

В сказке можно найти полный перечень человеческих проблем и образные способы их решения. Слушая сказки, ребенок накапливает некий символический «банк жизненных ситуаций». Этот «банк» может быть активизирован в случае необходимости, а не будет ситуации -так и останется в пассиве. И если с ребенком размышлять над каждой прочитанной сказкой, то знания, зашифрованные в них, будут находиться не в пассиве, а в активе, не в подсознании, а в сознании. Тем самым удастся подготовить ребенка к жизни, сформировать важнейшие ценности.

Существуют определенные принципы работы со сказкой

ОСОЗНАННОСТЬ.

Основной акцент: это понимание ребенком роли каждого персонажа в развивающихся событиях.

Задача: показать воспитанникам, что одно событие плавно вытекает из другого, даже несмотря на то, что на первый взгляд незаметно. Важно понять место, закономерность появления и назначения каждого персонажа сказки.

МНОЖЕСТВЕННОСТЬ.

Основной акцент: Понимание того, что одно и то же событие, ситуация могут иметь несколько значений и смыслов.

Задача: показать одну и ту же сказочную ситуацию с нескольких сторон.

СВЯЗЬ С РЕАЛЬНОСТЬЮ.

Основной акцент: Осознание того, что каждая сказочная ситуация разворачивает перед нами некий жизненный урок.

Задача: кропотливо и терпеливо прорабатывать сказочные ситуации с позиции того, как сказочный урок будет нами использован в реальной жизни, в конкретных ситуациях.

Русская народная сказка-это сокровище народной мудрости.

Традиционно принята следующая классификация русских народных сказок:

• Сказки о животных.

• Волшебные сказки.

• Бытовые сказки

Сказки о животных. Народная поэзия включала целый мир, ее объектом стал не только человек, но также и все живое на планете. Изображая животных, сказка придает им человеческие черты, но в то же время характеризует повадки, «образ жизни» и т. д. Отсюда живой, эмоциональный текст сказок.

В сказках о животных действуют рыбы, звери, птицы; они разговаривают друг с другом, объявляют друг другу войну, мирятся. Примерами являются такие сказки как «Мужик и медведь», «Лиса и журавль», «Кот, петух и лиса» и т. д.

Волшебные сказки. В основе волшебных сказок лежит чудесный мир. Чудесный мир-это предметный, фантастический, неограниченный мир. Благодаря неограниченной фантастике возможно чудесное «превращение», поражающее своей скоростью (дети растут не по дням, а по часам, с каждым днем все сильнее и краше становятся). Примерами волшебных сказок являются сказки «Снегурочка», «Царевна-лягушка», «Аленький цветочек» и т. д.

Бытовые сказки. Характерной чертой бытовых сказок является воспроизведение в них обыденной жизни. Порядочность, честность, благородство под маской простоватости и наивности противостоит тем качествам личности, которые всегда вызывали у народа резкое неприятие (жадность, злоба, зависть). Похвала и осуждение в бытовых сказках звучат сильнее. Примерами бытовых сказок являются сказки «Про мужика-бедняка», «Ленивая жена», «Каша из топора» и т. д.

Методы ознакомления детей со сказкой.

Самый распространенный метод ознакомления детей со сказкой – чтение воспитателя. Сказки, которые невелики по объему, я рассказываю детям наизусть, потому что при этом достигается наилучший контакт с детьми. Большую же часть произведений читаю по книге. Бережное обращение с книгой в момент чтения является примером для детей.

Следующий метод - рассказывание, т. е более свободная передача текста.

При рассказывании допускаются сокращение текста, перестановка слов, включение пояснений и т. д. Главное в передаче рассказчика -выразительно рассказать, чтобы дети заслушивались.

Для закрепления знаний полезны такие методы, как дидактические игры на материале знакомых сказок, литературные викторины.

Приемы формирования восприятия сказки.

Выразительность чтения.

Выразительность достигается разнообразием интонаций, мимикой, иногда жестом. Все эти приемы направлены на то, чтобы дети представили себе живой образ.

Следующий прием - повторность чтения. Небольшую сказку, которая вызвала интерес детей, целесообразно повторить. Из большой сказки повторно можно зачитать отрывки, наиболее значимые и яркие. Повторное чтение и рассказывание возможно сочетать с рисование и лепкой. Художественное слово помогает ребенку создавать зрительные образы, которые потом воссоздают дети.

Следующий прием - Драматизация является одной из форм активного восприятия сказки. В ней ребенок выполняет роль сказочного персонажа. Этот метод способствует воспитанию таких черт характера, как смелость, уверенность в своих силах, самостоятельность, артистичность.

Широко распространенным приемом, усиливающим воздействие текста, является рассматривание иллюстраций в книге. Иллюстрации показывают детям в той последовательности, в которой они размещены в сказке, но после чтения.

Следующий прием - беседа по сказке. Это комплексный прием, часто включающий в себя целый ряд простых приемов - словесных и наглядных. Во время заключительной беседы важно акцентировать внимание детей на моральных качествах героев, на мотивах их поступков.

А теперь хочется остановиться на Этапах работы со сказкой.

1 этап - Знакомство детей с русской народной сказкой. (чтение, рассказывание, беседы по содержанию, рассматривание иллюстраций)

Представлю вам на примере р. н. сказки «Заюшкина избушка». Знакомство детей со сказкой у нас проходит в несколько этапов. Сначала я рассказываю сказку, затем мы рассматриваем иллюстрации и беседуем. Дети отвечают на вопросы: Почему вы думаете, что это сказка? О чем в ней говорится? Кто из героев сказки вам понравился и чем? Вспомните, как начинается сказка и как заканчивается? Кто запомнил разговор Зайки и Лисы и может повторить его?». Эти вопросы помогают детям глубже понять основное содержание сказки, определить характер героев, выявить средства художественной выразительности.

Второй этап работы над сказкой- Эмоциональное восприятие сказки детьми (настольные и дидактические игры, подвижные игры по мотивам народных сказок) – я организовала игру настольный театр, дети с удовольствием играли в подвижные игры в которых фигурируют герои сказки «Бездомный заяц», «Лиса в курятнике».

Следующий этап - Художественная деятельность - на этом этапе мы рисовали, лепили героев этой сказки, на занятиях по конструированию помогали зайке построить новую избушку, дети выполнили аппликацию ледяной и лубяной избушки.

Свое отношение к героям сказки дети выражали в цветовой гамме. Так, изображая отрицательных героев, дети прибегали к более темным тонам, а рисуя положительных героев - к светлым.

Заключительный этап - Подготовка к самостоятельной деятельности- дети участвовали в инсценировке сказки «Заюшкина избушка», в творческой игре с использованием персонажей сказки. Это метод превращения детей в героев сказок способствует не только развитию симпатии, но и пониманию нравственных уроков сказки, умению оценивать только героев сказки, но и окружающих людей.

В детском саду знакомство со сказкой начинается с младших групп. Сказки для малышей должны быть простыми для восприятия, с ярким динамичным развитием сюжета, короткие по содержанию. Преимущество занимают сказки о животных. Знакомя малышей со сказкой – напоминаем детям о том, что это- сказка. И постепенно малыши запоминают, что «Курочка Ряба», «Теремок» - сказки. Перед чтением используем дидактическую игру с участием героев сказки. Во время чтения следим за реакцией детей. После чтения спрашиваем, понравились ли детям герои сказки. Дети данного возраста легко запоминают содержание.

В средней группе используются сказки более глубокого смыслового значения: «Сестрица Аленушка и братец Иванушка», «Жихарка», «Лисичка сестричка и серый волк», «Петушок и бобовое зернышко». Перед чтением сказки проводится соответствующая подготовка. В начале детей знакомим с новыми словами, давая им объяснения: лавочка- деревянная длинная скамейка, скалочка- деревянная палочка, которой раскатывают тесто и др. После предварительной словарной работы сообщаем детям, что новые слова, услышанные ими сегодня, живут в сказке, которую они сейчас услышат. После прослушивания сказки проводим с детьми беседу по ее содержанию. Также в средней группе учим детей правильно оценивать поступки героев, самостоятельно находить нужные слова и выражения.

В старшей группе используем народные сказки, требующие анализа, осмысления и рассуждения детей по проблеме произведения: «Лиса и кувшин», «Крылатый, мохнатый да масляный», «Заяц-хваста» и др.

В этом возрасте учим детей определять и мотивировать свое отношение к героям сказок (положительное или отрицательное). Дети этого возраста самостоятельно определяют вид сказки, сравнивают их между собой, объясняют специфику. Например, при знакомстве со сказкой “Крошечка – Хаврошечка” я сначала рассказываю сказку, а затем беседую с детьми: “Почему вы думаете, что это сказка? О чем в ней говориться? Кто из героев сказки вам понравился и чем? Вспомните, как начинается сказка и как заканчивается?” Эти вопросы помогают дошкольникам глубже понять основное содержание сказки, определить характер героев.

В подготовительной к школе группе особую роль играет анализ текста сказки. При первом чтении показываем сказку как единое целое. При вторичном ознакомлении обращаем внимание на средства художественной выразительности. Здесь особую нагрузку несут вопросы: “О чем говорится в сказке? Кто из героев вам понравился и чем? Как вы оцениваете поступок того или иного действующего лица? Что произошло с героями сказки?”.

С помощью вопросов можно выяснить какие средства выразительности используются в сказке. Даем детям творческие задания на придумывание сравнений, эпитетов, синонимов. чтобы дети научились сравнивать.

Дошкольный возраст – возраст сказки. Именно в этом возрасте ребенок проявляет сильную тягу ко всему сказочному, необычному, чудесному. Работа со сказкой многоплановая. Она включает в себя много направлений.

Это и создание уголка книги, где представлены сказки, народные и авторские.

Для формирования у детей бережного отношения к книге, трудолюбия, умения доводить начатое дело до конца была организована «Книжкина больница», где дети ремонтировали нуждающиеся в ремонте книги.

Для развития у детей интереса к книге, сказке, создания условий для успешной социализации была организована экскурсия в библиотеку» Золотой ключик», где дети приняли активное участие в постановке сказки «Теремок».

Уже традицией в нашей группе стала драматизация сказок. Дети с неподдельным интересом участвуют в их постановках. Это способствует развитию у них уверенности, самостоятельности артистичности. Также детям предоставляется возможность выступить в роли режиссеров. Они самостоятельно распределяют роли, занимаются подбором декораций.

Также вместе с детьми решили создать книжки-малышки, где дети выступили авторами и иллюстраторами своих книг. Все наши книжечки получились интересные по содержанию, красочные и неповторимые и заняли почетное место в нашей библиотеке.

В завершении хочется сказать, что сказки помогают детям разобраться, что хорошо, а что плохо, отличить добро и зло, дружбу и предательство. Из сказки дети получают информацию о моральных устоях и культурных ценностях общества. Расширяют кругозор, развивают речь, фантазию, воображение. Сказки развивают в детях нравственные качества, доброту, щедрость, трудолюбие, честность.

Таким образом, используя сказки в работе с детьми, мы предоставляем широкие возможности для развития духовно-нравственного воспитания дошкольников.

Публикации по теме:

«Формирование основ духовно-нравственного воспитания у детей через декоративно-прикладное творчество»  (продолжение) 2 часть Издавна на Руси существовали традиции: водить хороводы петь колыбельные песни изготавливать обереги…. Формы работы с детьми разнообразны.

Уголок духовно-нравственного воспитания в средней группеУголок духовно-нравственного воспитания в средней группе Уголок духовно-нравственного воспитания в средней группе Известный педагог современности Шалва Александрович Амонашвили писал: Личность.

Опыт работы «Народные традиции как средство духовно-нравственного воспитания дошкольников»Опыт работы «Народные традиции как средство духовно-нравственного воспитания дошкольников» Народные традиции как средство духовно-нравственного воспитания дошкольников Наша группа называется «Колосок», в беседе с детьми что означает.

Библиотека изображений:
Опубликовано в разделах:
Автор публикации:
Сказка как средство духовно-нравственного воспитания дошкольников
Опубликовано: 11 августа 2024 в 18:25
+7Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Сказка как средство духовно-нравственного воспитания дошкольников» (включая файлы) размещена пользователем Яна Шевченко в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
10 августа. День безопасности. Передвижка «Безопасность на железной дороге»

В первое воскресенье августа свой профессиональный праздник отмечают работники железной дороги. Железнодорожный транспорт является одним из самых популярных. Поздравляем железнодорожников с их...

8 августа. Международный день кошек. Передвижка «Без кота и жизнь не та»

8 августа мы отмечаем Международный День кошек. Кошки с незапамятных времен живут рядом с нами, приносят пользу и украшают нашу жизнь.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД