Папки-передвижки

Сказка как способ приобщения детей к чтению в рамках духовно-нравственного воспитания

Бибигуль Абылкаримова
Сказка как способ приобщения детей к чтению в рамках духовно-нравственного воспитания
▼ Скачать + Заказать документы

Проблема приобщения детей дошкольного возраста к художественной литературе является одной из актуальных, так как, войдя в третье тысячелетие, общество соприкоснулось с проблемой - получением информации из общедоступных источников. Под влиянием далеко не нравственных мультфильмов у детей искажены представления о нравственных качествах: о доброте, милосердии, справедливости.

Так же, чтение относится к общенациональным проблемам, и от его состояния зависит духовное здоровье и будущее нации. Детское чтение – индикатор не только состояния общества, но и отношение общества к своему будущему.

Публикация «Сказка как способ приобщения детей к чтению в рамках духовно-нравственного воспитания» размещена в разделах

На вопрос «Когда начинать читать малышу?» педагоги, психологи, библиотекари и опытные родители отвечают однозначно: «Чем раньше, тем лучше!» И добавляют: «Заставить любить книгу нельзя, книгой можно только заинтересовать». Ведь одной из причин нелюбви к чтению является то, что наши дети не знакомы с настоящей Книгой.

Необходимо начинать читать ребенку буквально с первых недель его жизни. При выборе книг стоит уделить особое внимание качеству их иллюстраций: простоте и узнаваемости образов, цветовому решению, соответствию содержанию книги.

Знакомить детей с художественной литературой мы начинаем с миниатюр народного творчества – потешки, песни, затем мы слушаем с ребятами народные сказки. Далее детям читаем русские народные сказки, сказки и короткие рассказы о животных Е. Чарушина, В. Сутеева, стихи Сергея Михалкова, Самуила Маршака. «Игрушки» Агнии Барто, как нельзя кстати подходят для самого первого шага на пути к литературе. Далеко не все знают, что поэтесса нередко использовала очень действенный воспитательный прием : о своих хороших поступках маленькие герои ее стихов рассказывают сами, а о плохих - кто-то посторонний. Библиотечку трехлеток пополняют рассказы и сказки Виталия Бианки. Наконец, читаем доступные им авторские сказки, стихи, рассказы.

Дошкольный возраст наиболее чувствительный для воспитания нравственных норм и правил, способности сопереживать и эмоционально откликаться на чужую боль. Не использовать эти возможности — значит больше никогда не успеть наполнить душу ребенка нравственными ценностями. Степень овладения нравственными представлениями и понятиями у детей различна, что связано с общим развитием ребенка, его жизненным опытом.

В формировании нравственных представлений важную роль играет знакомство с родным языком, образцы которого представлены в художественной литературе, особенно в произведениях устного народного творчества (сказках, песенках, пословицах, поговорках и т. д, так как именно они вмещают в себя все ценности родного языка). В устном народном творчестве сохранились особенные черты русского характера, присущие ему нравственные ценности. Знакомя детей с поговорками, загадками, пословицами, сказками, их тем самым приобщаем к общечеловеческим нравственным ценностям. Особое место в произведениях устного народного творчества занимает уважительное отношение к труду, восхищение мастерством человеческих рук. Благодаря этому фольклорные произведения являются богатейшим источником духовного и нравственного развития детей.

Роль русских народных сказок в воспитании ребенка, становлении его духовности нравственного мира неоценима. В них поднимаются вопросы самые важные: о добре и зле, о предназначении человека и жизненном пути. Народные сказки воспитывают ребенка в традициях народа, сообщают ему основанное на духовно-нравственных народных воззрениях видение жизни.

Сказка входит в жизнь ребенка с самого раннего возраста, сопровождает на протяжении всего дошкольного детства и остается с ним на всю жизнь. Нравственные понятия, ярко представленные в образах героев, закрепляются в реальной жизни и взаимоотношениях с близкими людьми, превращаясь в нравственные эталоны, которыми регулируются желания и поступки ребенка.

В сказках дети черпают первые представления о справедливости, чести, достоинстве, преданности и т. д. Сказка настраивает ребёнка на сопереживание, сочувствие, сострадание, ребёнок мысленно проходит с героем весь путь.

Сказка, ее композиция, яркое противопоставление добра и зла, фантастические и определенные по своей нравственной сути образы, выразительный язык, динамика событий, особые причинно-следственные связи и явления, доступные пониманию дошкольника, — все это делает сказку незаменимым инструментом формирования нравственно здоровой личности.

Для меня и моей коллеги сказка является основным методом в работе с детьми, который позволяет мягко и ненавязчиво приобщить ребенка к чтению. Сказка является наиболее эффективным и проверенным способом духовно-нравственного воспитания и обучения детей.

Используемые Приёмы работы со сказкой :

1)Чтение сказки и её анализ. Цель – осознание, интерпретация того, что стоит за каждой сказочной ситуацией, за конструкцией сюжета, за поведением героев.

2) Рассказывание сказок. Рассказывание сказки от первого или третьего лица.

3) Проигрывание эпизодов сказки, драматизация. Проигрывание эпизодов дает возможность ребенку почувствовать некоторые эмоционально значимые ситуации и проиграть эмоции, проигрывание сказки в ролях.

4) Постановка сказок с помощью кукол.

5) Рисование по мотивам сказки. Рисунок наиболее значимого для ребенка отрывка; любимого сказочного героя, сказочной страны. [4,c. 5-7]

В книжном уголке мы помещаем знакомые литературные произведения, и каждый ребенок может подойти, посмотреть полюбившуюся сказку, поговорить о ней со своим сверстником, с нами.

Чтобы вызвать интерес к книгам, с помощью игрушек разыгрываем сценки из художественных произведений, проводим дидактические игры типа: «Из какой это книжки?», «Кто это сказал. (Малыши угадывают слова и диалоги из знакомых сказок, стихов, узнают книги по обложке.)

игры для развития речи: «Закончи сказку», «Узнай героя», «Подбери картинки».

Родители не уделяют должного внимания данной проблеме. Необходима специальная работа по развитию навыков творческого рассказывания на основе знакомства со сказками и художественной литературой, их анализа. Проводим работу с родителями: консультации, беседы на темы: «Читаем вместе с детьми», «Для чего нужно читать детям на ночь», «Мамины сказки» «Воспитание сказкой». Привлекаем родителей к изготовлению различных театров; к совместному с детьми сочинению сказок и созданию иллюстраций к ним.

Таким образом, мы пришли к выводу, что чтение сказки – это способ воспитания у ребенка особого отношения к миру, принятого в обществе, способ передачи ребенку необходимых моральных норм и правил, общечеловеческих ценностей. В процессе слушания, придумывания и обсуждения сказки у ребенка развивается речь, фантазия, творчество. Он усваивает основные механизмы поиска и принятия решений. В процессе чтения создаются условия, в которых ребенок, работая со сказкой (читая, придумывая, разыгрывая, продолжая, находит решения своих жизненных проблем.

Список литературы

1. Алексеева М. М., Ушакова О. С. Взаимосвязь задач речевого развития детей на занятиях // Воспитание умственной активности у детей дошкольного возраста. - М, 2003. - с. 27-43.

2. Богуславская З. М., Смирнова Е. О. Развивающие игры для детей дошкольного возраста. – М. : Просвещение, 2004. – 213 с.

3. Бондаренко А. К. Дидактические игры в детском саду: Пособие для воспитателя детского сада. - М. : Просвещение, 2005. – 160 с.

4. Бородич А. М. Методика развития речи детей дошкольного возраста. - М. : Просвещение, 2004. - 255 с.

5. Гербова В. В. Работа с сюжетными картинами // Дошкольное воспитание - 2005. - N 1. - с. 18-23.

6. Гербова В. В. Составление описательных рассказов // Дошкольное воспитание. - 2006. - N 9. - с. 28-34.

7. Гриценко З. А. Ты детям сказку расскажи… Методика приобщения детей к чтению. – М. : Линка-Пресс. 2003.

8. Елкина Н. В. Формирование связности речи у детей старшего дошкольного возраста. : Автореф. дис. … канд. пед. наук. - М, 2004. – 107 с.

9. От рождения до школы. Программа обучения. воспитания и развития ребенка в детском саду/ Под ред. Н. Е. Вераксы,

М. А. Васильевой. Т. С. Комаровой // Дошкольное воспитание. № 1-12.

2012.

10. Развитие речи детей дошкольного возраста: Пособие для воспитателя детского сада/ В. И. Логинова. А. И. Максаков. М. И. Попова и др. ; Под ред. Ф. А. Сохина. – М. : Просвещение. 1984.

11. Тихеева Е. И. Развитие речи детей. / Под ред. Ф. А. Сохина. - М. : Просвещение, 2005. - 159 с.

Публикации по теме:

«Формирование основ духовно-нравственного воспитания у детей через декоративно-прикладное творчество»  (продолжение) 2 часть Издавна на Руси существовали традиции: водить хороводы петь колыбельные песни изготавливать обереги…. Формы работы с детьми разнообразны.

Уголок духовно-нравственного воспитания в средней группеУголок духовно-нравственного воспитания в средней группе Уголок духовно-нравственного воспитания в средней группе Известный педагог современности Шалва Александрович Амонашвили писал: Личность.

Фотоотчет «Активные формы взаимодействия между воскресной школой и ДОУ для развития духовно-нравственного воспитания детей»Фотоотчет «Активные формы взаимодействия между воскресной школой и ДОУ для развития духовно-нравственного воспитания детей» Рождество Христово – великий праздник, замыкающий церковный год, но в то же время – новый год открывающий. Наряду с Новым годом, Рождество.

Фотоотчет: «Приобщения детей к чтению»Фотоотчет: «Приобщения детей к чтению» Фотоотчет: "Приобщения детей к чтению". В сегодняшнее время многие дети не воспринимают книгу, как источник знания. Как показывает практика,.

Опыт работы «Народные традиции как средство духовно-нравственного воспитания дошкольников»Опыт работы «Народные традиции как средство духовно-нравственного воспитания дошкольников» Народные традиции как средство духовно-нравственного воспитания дошкольников Наша группа называется «Колосок», в беседе с детьми что означает.

Куклы и необходимые пособия как важный аспект духовно-нравственного воспитания. III часть фотоэкскурсии по группеКуклы и необходимые пособия как важный аспект духовно-нравственного воспитания. III часть фотоэкскурсии по группе Да, вы удивлены? Кукла в инвалидном кресле. Такие вот куколки сейчас - это новое веяние времени, как важный и необходимый аспект, как.

Фотоотчет «Народные праздники как средство духовно-нравственного воспитания дошкольников»Фотоотчет «Народные праздники как средство духовно-нравственного воспитания дошкольников» .

Народные игры как средство духовно-нравственного воспитания дошкольников старшего возрастаНародные игры как средство духовно-нравственного воспитания дошкольников старшего возраста Актуальность: Во все века люди высоко ценили нравственную воспитанность человека. В дошкольные годы под руководством взрослых ребенок приобретает.

Проектная деятельность в детском саду «Сказка как средство нравственного воспитания детей» АКТУАЛЬНОСТЬ В настоящее время мы все чаще наблюдаем примеры детской жестокости, агрессивности по отношению друг другу, по отношению к близким.

Сказка как средство духовно-нравственного воспитания дошкольников Слайд 1 Дошкольный возраст – важный этап становления морального облика ребёнка, когда происходит его вхождение в мир социальных отношений,.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Сказка как способ приобщения детей к чтению в рамках духовно-нравственного воспитания
Опубликовано: 3 ноября 2022 в 09:38
+2Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Сказка как способ приобщения детей к чтению в рамках духовно-нравственного воспитания» (включая файлы) размещена пользователем Бибигуль Абылкаримова в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев


РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД