Наталья Прончатова
Сказка как основной источник познания в первой младшей группе
▼ Скачать + Заказать документы
Каждый ребенок, человек развивается и познает мир по-своему, через различные предметы. Мы, взрослые, иногда недооцениваем роль сказки в формировании личности, в развитии ребенка. В настоящее время, русские народные сказки отходят на второй план и заменяются мультфильмами по телевизору, многочисленными энциклопедиями и обучающей литературой, играми на планшете и телефоном. Мультфильмы смотреть, конечно, интересно, но они не развивают воображение, ведь действия представлены на экране. Для того, чтобы ребенок развивался творчески, необходимо предоставлять ему простор для фантазирования.
Публикация «Сказка как основной источник познания в первой младшей группе» размещена в разделах
Одновременно рассказывая малышу сказку и показывая ее, мы развиваем его внутренний мир. И чем раньше и чаще мы будем читать книжки, а в таком возрасте именно сказки, тем раньше он начнет говорить и правильно выражаться. Сказка формирует основы общения, поведения.
Именно со сказки начинается знакомство с миром, с миром человеческих взаимоотношений и миром литературы, и окружающим миром в целом. Сказка будит любознательность и воображение ребенка, развивает его интеллект, помогает понять свои желания и эмоции, самого себя, а также желания и эмоции других людей. Сказка нужна ребенку для того, чтобы возможно полнее, богаче пережить этот полезнейший для его психического развития период. Необходимо использовать тяготение ребенка к сказке, чтобы развить, укрепить, обогатить и направить их способность к творческой мечте и фантастике. Лучше всего читать сказку перед сном, когда ребенок спокоен, находится в хорошем настроении и готов внимательно слушать. Читать нужно эмоционально. По окончанию можно обсудить сказку : что детям понравилось, а что нет. Попросить каждого ребенка описать героев.
Важная особенность сказок-образность, которая облегчает их восприятие детьми, не способными еще к абстрактному мышлению. В герое обычно весьма выпукло и ярко показываются главные черты характера, которые сближают его с национальным характером народа: отвага, трудолюбие, остроумие и т. п. Эти черты раскрываются в событиях, и благодаря разнообразным художественным средствам. Рассказывая сказку интересно, как бы чувствуя, ребенок будто бы попадает в другой мир. Читая с хорошей дикцией и интонацией, ребенок научится четко выговаривать звуки, в дальнейшем избежит проблем с речью.
Первые сказки для ребенка должны быть несложными и короткими. Их смысл должен быть хорошо уловим, а слова - простыми и понятными. Малышам от 1-3 лет хорошо подойдут простые народные сказки с простыми предложениями и с множеством повторений например: «Курочка Ряба», «Репка», «Колобок», «Теремок». Мы их не только читаем, а также мы показываем их с помощью кукольного театра. Лучше всего, чтобы главными героями сказок для детей этого возраста были знакомые ребенку животные, дети или взрослые. Родителям, в свою очередь, рассказывая сказку ребенку, мы советуем подражать голосам животных, корчить рожицы и жестикулировать – это ребенку очень понравится. Читать малышам сказки данного возраста нужно с выражением, медленно, нараспев, чтобы малыш мог ясно представить себе всех героев сказки.
Сказка не только воспитывает, но и корректирует поведение, во многих случаях помогает снимать сложные психологические проблемы и стрессы, тревожащие неокрепшую психику ребенка. Но самая главная мораль – что есть зло, а что добро. В наших сказках именно это и выражено. В результате ребенок сравнивает себя с хорошим персонажем и знает, что зло наказуемо. Через сказку легче всего объяснить ребёнку первые и главные понятия нравственности: что такое "хорошо" и что такое "плохо". Сказочные герои всегда либо хорошие, либо плохие. Это очень важно для определения симпатий ребенка, для разграничения добра и зла.
Главная задача в этом возрасте – заинтересовать ребенка чтением и сформировать у него любовь к книгам. Необходимо обращать внимание на внешний вид книги. Ведь в этом возрасте книга прочно входит в число наиболее привлекательных игрушек для малышей. Нужно выбирать самые яркие, красочные книжки с большим количеством иллюстраций и плотными страницами, чтобы ребенок не мог их разорвать.
Итак, можно сделать вывод, что сказка создает условия для максимальной реализации потенциала ребенка. Сказка несет в себе всесторонний потенциал для дальнейшего развития ребенка. Работа с ребенком по материалам сказки, а именно беседы с ребенком по сюжету сказки, выполнение ребенком заданий на воображения способствует развитию уровня творческого воображения. Она расширяет жизненный опыт ребенка: помогает узнать и почувствовать то, что в реальной жизни он не смог бы пережить.