Наталья Прончатова
Сказка как основной источник познания в первой младшей группе
▼ Скачать + Заказать документы
Каждый ребенок, человек развивается и познает мир по-своему, через различные предметы. Мы, взрослые, иногда недооцениваем роль сказки в формировании личности, в развитии ребенка. В настоящее время, русские народные сказки отходят на второй план и заменяются мультфильмами по телевизору, многочисленными энциклопедиями и обучающей литературой, играми на планшете и телефоном. Мультфильмы смотреть, конечно, интересно, но они не развивают воображение, ведь действия представлены на экране. Для того, чтобы ребенок развивался творчески, необходимо предоставлять ему простор для фантазирования.
Темочки:
Одновременно рассказывая малышу сказку и показывая ее, мы развиваем его внутренний мир. И чем раньше и чаще мы будем читать книжки, а в таком возрасте именно сказки, тем раньше он начнет говорить и правильно выражаться. Сказка формирует основы общения, поведения.
Именно со сказки начинается знакомство с миром, с миром человеческих взаимоотношений и миром литературы, и окружающим миром в целом. Сказка будит любознательность и воображение ребенка, развивает его интеллект, помогает понять свои желания и эмоции, самого себя, а также желания и эмоции других людей. Сказка нужна ребенку для того, чтобы возможно полнее, богаче пережить этот полезнейший для его психического развития период. Необходимо использовать тяготение ребенка к сказке, чтобы развить, укрепить, обогатить и направить их способность к творческой мечте и фантастике. Лучше всего читать сказку перед сном, когда ребенок спокоен, находится в хорошем настроении и готов внимательно слушать. Читать нужно эмоционально. По окончанию можно обсудить сказку : что детям понравилось, а что нет. Попросить каждого ребенка описать героев.
Важная особенность сказок-образность, которая облегчает их восприятие детьми, не способными еще к абстрактному мышлению. В герое обычно весьма выпукло и ярко показываются главные черты характера, которые сближают его с национальным характером народа: отвага, трудолюбие, остроумие и т. п. Эти черты раскрываются в событиях, и благодаря разнообразным художественным средствам. Рассказывая сказку интересно, как бы чувствуя, ребенок будто бы попадает в другой мир. Читая с хорошей дикцией и интонацией, ребенок научится четко выговаривать звуки, в дальнейшем избежит проблем с речью.
Первые сказки для ребенка должны быть несложными и короткими. Их смысл должен быть хорошо уловим, а слова - простыми и понятными. Малышам от 1-3 лет хорошо подойдут простые народные сказки с простыми предложениями и с множеством повторений например: «Курочка Ряба», «Репка», «Колобок», «Теремок». Мы их не только читаем, а также мы показываем их с помощью кукольного театра. Лучше всего, чтобы главными героями сказок для детей этого возраста были знакомые ребенку животные, дети или взрослые. Родителям, в свою очередь, рассказывая сказку ребенку, мы советуем подражать голосам животных, корчить рожицы и жестикулировать – это ребенку очень понравится. Читать малышам сказки данного возраста нужно с выражением, медленно, нараспев, чтобы малыш мог ясно представить себе всех героев сказки.
Сказка не только воспитывает, но и корректирует поведение, во многих случаях помогает снимать сложные психологические проблемы и стрессы, тревожащие неокрепшую психику ребенка. Но самая главная мораль – что есть зло, а что добро. В наших сказках именно это и выражено. В результате ребенок сравнивает себя с хорошим персонажем и знает, что зло наказуемо. Через сказку легче всего объяснить ребёнку первые и главные понятия нравственности: что такое "хорошо" и что такое "плохо". Сказочные герои всегда либо хорошие, либо плохие. Это очень важно для определения симпатий ребенка, для разграничения добра и зла.
Главная задача в этом возрасте – заинтересовать ребенка чтением и сформировать у него любовь к книгам. Необходимо обращать внимание на внешний вид книги. Ведь в этом возрасте книга прочно входит в число наиболее привлекательных игрушек для малышей. Нужно выбирать самые яркие, красочные книжки с большим количеством иллюстраций и плотными страницами, чтобы ребенок не мог их разорвать.
Итак, можно сделать вывод, что сказка создает условия для максимальной реализации потенциала ребенка. Сказка несет в себе всесторонний потенциал для дальнейшего развития ребенка. Работа с ребенком по материалам сказки, а именно беседы с ребенком по сюжету сказки, выполнение ребенком заданий на воображения способствует развитию уровня творческого воображения. Она расширяет жизненный опыт ребенка: помогает узнать и почувствовать то, что в реальной жизни он не смог бы пережить.