Ирина Челяпина
Ситуативные проекты как способ освоения и включения проектной деятельности в образовательный процесс ДОО
▼ Скачать + Заказать документы
Многие педагоги считают, что сложности при использовании проектной деятельности в образовательном процессе заключается в большом объёме подготовки. Безусловно, проведение проекта средней продолжительности (1-2 недели) или долгосрочного проекта (более месяца) требует определённых временных и интеллектуальных затрат. Даже для проведения занятия в форме проекта необходима тщательная подготовка.
Публикация «Ситуативные проекты как способ освоения и включения проектной деятельности в образовательный процесс ДОО» размещена в разделах
- Проекты. Проектная деятельность
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» февраль 2015
Можно начать освоения технологии проектной деятельности на краткосрочных проектах, возникающих из ежедневных режимных ситуаций. Во- первых, многие ситуации можно «превратить» в образовательные и, во-вторых, во многих режимных ситуациях можно увидеть проблему и развернуть на основе этой проблемы проект-ситуацию или ситуативный проект.
В современной педагогической литературе образовательная ситуация трактуется как- единица конструирования образовательного процесса; педагогически целесообразный способ взаимодействия воспитателя с детьми, направленный на решение воспитательно- образовательной задачи; различают два вида образовательных ситуаций : спонтанно возникающие в образовательном процессе, которые воспитатель превращает в образовательные, развивающие ребёнка; заранее проектируемые и специально конструируемые.
Мы рассмотрим первый вид образовательных ситуаций, которые регулярно возникают в образовательном процессе и которые педагоги могут «превратить» в развивающие, используя технологию проектной деятельности.
Так, как же выбрать ту или иную образовательную ситуацию и развернуть ситуативный проект?
Проблемные ситуации в течении дня возникают постоянно и повсеместно, просто мы не воспринимаем их как проблемные. Мы воспринимаем их как обычные режимные моменты и реагируем либо очередной инструкцией, либо замечанием. Дети не проживают данные ситуации, а лишь следуют инструкции воспитателя, но путь самостоятельного решения проблемы самим ребёнком или его прямым участием в данном процессе намного эффективнее, чем действия по «указке» взрослого.
Практически из любой проблемной ситуации можно развернуть ситуативный проект. Рассмотрим два варианта «превращения» образовательных ситуаций в ситуативные проекты на конкретных примерах.
Проект- ситуация «Уборка стола».
После завтрака остался грязным стол, а по плану воспитателя проведение аппликации. Проблема- сформулируем её для детей: «Дети, я подготовила материалы для оформления творческих работ, но стол, где бы мы могли этим заняться, оказался не убранным после завтрака. Как нам быть?» Таким образом, мы предоставим детям возможность самим предложить и рассмотреть различные варианты решения создавшейся ситуации. Конечно, кто-то из детей обязательно предложит позвать няню для уборки стола. Нужно принять данное предложение как один из вариантов и предложить продолжить высказывания до тех пор, пока дети не начнут предлагать варианты самостоятельных действий: принести тряпку и вытереть стол или взять специальную щётку для стола и смести крошки. Далее можно обсудить, какой из вариантов выбрать, один или сразу оба, кто из детей будет выполнять и в какой последовательности. Выполнив намеченный план, нужно обязательно подвести детей к определё нным выводам: чем удобнее убирать со стола, почему нужно помогать взрослым.
Проанализировав данный проект с позиции технологии проектной деятельности, можно убедится, что соблюдены все этапы: проблема(«Как убрать со стола?») – разработка плана («Чем можно убрать? Какая последовательность?») – выполнение плана с элементами исследовательского поиска («Уборка стола разным инвентарём») – результат (решение проблемы – «Чистый стол»).
Таким образом, мы наглядно показали, как можно развернуть проект из обычной режимной ситуации.
Проект – ситуация «Как мыть руки правильно».
Привития культурно-гигиенических навыков в детском саду начинается уже с ясельной группы и воспитатели учат малышей закатывать рукава перед мытьём рук, правильно держать мыло, намыливать ладошки и т. д. И вместе с тем проблема мокрых рукавов присутствует и в старшем дошкольном возрасте. И если в младшем дошкольном возрасте мы приучаем детей правильно мыть руки путём показа и объяснения, то, начиная с 5-летнего возраста, можно организовать данную деятельность в форме ситуативного проекта. Проблему такого проекта можно сформулировать следующим образом : «Как правильно мыть руки?». Далее мы выслушиваем все предложения детей, задавая наводящие вопросы и помогая в разъяснении.
Детям можно предложить выложить последовательность из серий картинок.
Когда дети «выстроят» свои последовательности мытья рук, своеобразные планы действий, нужно предложить их апробировать. Можно создать две команды и поочерёдно каждая из команд должна попробовать использовать свой план и план другой команды.
Согласно правилам проектной деятельности, нужно всё обсудить и выбрать наиболее удобный и правильный алгоритм мытья рук, который будет торжественно, как победитель проекта, вывешен в умывальной комнате и которым будут пользоваться все дети.
Таким образом, реализуя подобные ситуативные проекты, мы расширяем содержание деятельности по привитию культурно-гигиенических навыков включением деятельностного компонента, т. е. дети не только слушают и выполняют инструкцию воспитателя о том, как мыть руки, а ещё и самостоятельно «проживают» эту деятельность, предлагая и апробируя различные варианты, осмысливая и осознавая результаты.
Итак, мы рассмотрели два варианта ситуативных проектов, возникших в ходе повседневных режимных моментов. Смысл подобной деятельности для педагога как в деятельностном контексте взаимодействия с детьми, так и в возможности освоить технологию проектной деятельности на несложных и нетрудоёмких по времени и подготовке проектах-ситуациях. Смысл подобной деятельности для ребенка – в «проживании» нормативных ситуаций, что более эффективно сказывается на принятии и усвоении норм и правил поведения. Давайте, как можно чаще будем спрашивать детей «Как вы считаете?», «Как нам быть?», «Как будем действовать?», поскольку то, что ребенок сформулировал, спланировал и апробировал сам, намного быстрее и качественнее усвоится им. Правила, установленные ребёнком - это его правила. А наша с вами задача – помочь ребёнку осознать и придти к таким правилам.