МААМ-картинки

Ситуации выбора в дошкольном возрасте как средство развития у детей самостоятельности и инициативности (4 фото)

Валентина Трепачева
Ситуации выбора в дошкольном возрасте как средство развития у детей самостоятельности и инициативности
▼ Скачать + Заказать документы

Актуальность:

В Конституции Российской Федерации, в стратегическом документе «Концепции модернизации российского образования», в Законе Российской Федерации «Об образовании в РФ» и других нормативных документах Российской Федерации сформулирован социальный заказ государства в системе образования: воспитание инициативного, активного человека, готового самостоятельно принимать решения в ситуации выбора.

Публикация «Ситуации выбора в дошкольном возрасте как средство развития у детей самостоятельности и инициативности» размещена в разделах

В соответствии с ФГОС ДО в образовательной программе каждого дошкольного учреждения появляется такой вопрос «А что такое «Поддержка детской инициативы». Инициатива определяется как характеристика деятельности и поведения и личности человека, означающая способность действовать по внутреннему побуждению. Детская инициатива и самостоятельность проявляется в свободной деятельности детей по выбору и интересам.

Инициативность и самостоятельность предполагают умение делать выбор.

Однако именно взрослый создает ситуацию выбора для ребенка.

Что значит свободный выбор? Для ребенка это возможность пробовать новое, действовать одному или в сотрудничестве с другими, работать молча или включиться в диалог, ориентироваться на результат или сосредоточиться на процессе. Привыкая к самостоятельному выбору, дети в дальнейшем успешно решают проблемы, становятся творческими и мыслящими личностями.

При организации любой формы деятельности обязательным условием является доброжелательное отношение взрослого, отказ от оценочного отношения и критических замечаний в сторону ребенка.

Необходимо предоставить детям возможность активно задавать вопросы, постоянно побуждая ребенка к самостоятельному применению новых знаний.

Чем больше вопросов- тем быстрее и выше уровень формирования мышления, которое называется дивергентным. Дивергентное мышление заключается в поиске множества решений одной и той же проблемы.

Пример: как можно использовать канцелярскую скрепку?

Поэтому важно помогать детям быть смелей и активней, хвалить ребенка за проявленную инициативу, необычный способ выполнения любой деятельности.

Предлагать несколько вариантов, а когда он выбирает свой, хвалить за инициативность.

Решение задач нестандартным способом называют креативностью.

Креативность- процесс, в результате которого появляются оригинальные идеи, обладающие ценностью.

Психологи выделяют как минимум три параметра креативности : оригинальность (способность генерировать уникальные идеи, гибкость (способность генерировать много идей, беглость (способность генерировать идеи быстро).

Креативность - основа творчества, без нее невозможно создание чего- то нового. Если ребенок учится по- разному реагировать на одну и ту же ситуацию, по- разному решать одни и те же задачи, по-разному достигать одной и той же цели, он становится человеком, творчески относящимся к миру. Исследование с помощью тестов среди детей разного возраста показало, что чем старше становится ребенок, тем ниже становится уровень его дивергентности. С 98 процентов у дошкольников она падает до 10 процентов у подростков, и далее продолжает снижаться. У людей старше 25 лет дивергентность составляет всего лишь 2 процента!

Получается, что бесценный дар, данный нам от природы, с годами растрачивается.

Этот дар гасится шаблонным обучением. Если мы приучаем детей к тому, что есть один правильный вариант, то зачем ему тогда 99 других вариантов?

Проблемой выбора занимались многие педагоги и психологи, такие, как: А. Г. Асмолов, Л. С. Выготский, Б. Ф. Поршнев, Н. В. Носкова. В своих исследованиях авторы рассматривали выбор как форму проявления детской субъектности, которая ориентирована на потребность ребенка быть свободным.

Исследователь этой проблемы Н. В. Носкова обосновывает необходимость внесения выбора в содержание общения взрослого и ребенка. Именно взрослый создает ситуацию выбора для ребенка. ФГОС ДО ориентирован на вариативность и индивидуализацию образовательного процесса детского сада. Но это не та ситуация, когда педагог произносит фразы типа: «Дети, рисуйте, что хотите!», «Слепи, Вовочка, что ты хочешь», «Во что хотите, дети, в то и поиграйте», якобы стимулирующие ребенка на проявления своего выбора и самостоятельности. Это не называется выбор. При выборе ребенок должен видеть цель, которая реализуется в определенных действиях. Поэтому при формулировке задания на выбор должно быть и предложение, и альтернатива этому выбору. Обычно это достигается простым словом «или».

В соответствии c ФГОС ДО один из принципов дошкольного образования ориентирует педагогов на «построение образовательной деятельности на основе индивидуальных особенностей каждого ребенка, при котором сам ребенок становится активным в выборе содержания своего образования, становится субъектом образования» (п. 1.4.2 ФГОС ДО). В разделе «Требования к условиям реализации основной образовательной программы дошкольного образования» неоднократно упоминается необходимость предоставления дошкольникам разнообразных выборов: игровых материалов, видов активности, участников совместной деятельности и общения.

Что может стать стимульным материалом для создания ситуации выбора?

1. Задания, связанные с жизненным опытом (надо помочь убрать игрушки: куклы сидят за столиком. А если посадить их в домик или положить в другое место);

2. Задания на развитие внимания и навыков сравнения при помощи вопросов (как лучше? Как проще? Кому больше понравится? Кому доставит удовольствие)

3. Противоречия между известным и новым (например, ребенок знает, как строить космический корабль из большого напольного конструктора, а может быть, строить из LEGO-конструктора интереснее, сложнее, проще, веселее)

4. Познавательно-исследовательская деятельность (что исследовать, с помощью каких материалов, с кем)

5. Поиск и предложения различных способов решения одной задачи

(Винни-Пух и Пятачок пришли в гости к Кролику. Пух ел-ел, ел-ел, но выйти на улицу не смог, потому что застрял в норе. Как помочь Винни-Пуху? Придумай как можно больше решений.

Методы, позволяющие создать ситуацию выбора:

- Проектный метод (позволяет искать различные решения и способы реализации поставленной проблемы. Например: «Может ли человек научиться летать?»);

- Игровые технологии (позволяют сделать поисковый процесс интересным и познавательным: сюжетно- ролевые, квест- игры, викторины, кроссворды, дидактические игры, виртуальные экскурсии);

- Использование проблемных ситуаций (позволяют детям учиться сотрудничеству, могут быть услышаны варианты выбора разных детей. Пример: «У всех детей для занятия по математике приготовлен большой квадрат, а у одного маленький. Что будем делать?»);

- Утренний круг» (начало дня, когда дети собираются вместе. В ходе круга обсуждаются планы на день, зарождается новое приключение (образовательное событие);

- Исследовательский метод (позволяет делать выбор в практической работе: опыты, моделирование изменений в природе; подражание звукам природы);

- Мозговой штурм (для освоения генерации идей, нужно придумать как можно больше вариантов решения проблемы. Например, много вариантов торта на День Рождения);

-Пробовать разное. (разные варианты досуга, новые книжки… С трех лет ребенок все меньше держится за старое и открывается новому);

-Наблюдения за миром. (для этого даже на нужно выходить на улицу. Можно искать неровности на стене и подумать, на что они похожи; следить за пылинкой в потоке света и т. д.);

-Давать скучать. (творчество рождается из пустоты; если ребенок не скучает, у него нет возможности понять, что он чего-то хочет и возможности придумать новое).

Дополнительные примеры ситуаций выбора в детском саду.

-Выбор деятельности Выбери, чем хочешь заняться: будешь строить машину или играть в лото? Какую замечательную бабочку мы видели на прогулке. Будем рисовать ее или лепить?

-Выбор материалов: Выберите цвет бумаги для аппликации самолета: белый, голубой или желтый?

Убираем участок. Ребята, выберите, пожалуйста, куда уберем мусор: в ведро (для камней, веток) или в пакет (для листьев и бумаги?

Тема занятия «Осенний урожай». Что будете изображать: фрукты или овощи? Выберите материал, какой вам больше нравится: краски, карандаши, мелки, фломастеры, пластилин и сами придумайте, как показать богатство осени.

Сегодня будем играть с увеличительными стеклами. Я приготовила мешочек с предметами, которые можно рассматривать через увеличительное стекло. Выберите себе, какие хотите, но не больше пяти штук.

-Выбор способа деятельности: Опиши свою любимую игрушку (выбери способ описания: загадка, рассказ или пантомима)

Убираем игрушки. Выбери, ты будешь убирать машинки или конструктор?

-Выбор последовательности (алгоритма)действий: - Нам сегодня с вами необходимо повторить песню, отправить письмо и вставить фотографии в альбом «Наши любимые питомцы». Как мы с вами это организуем?

-Выбор партнера в деятельности: Выбери, пожалуйста, ты будешь сегодня строить ракету сам или с кем- то?

- Капитаны команд, набирайте себе детей в команды.

-Выбор содержания деятельности: Что будешь складывать: коврик для котенка или заборчик для домика Наф-Нафа?

Я знаю, что ты любишь игры с водой. Во что сегодня хочешь играть: в цветные капельки или в рыбок?

-Нравственный выбор :-Как бы ты поступил? (обогащается опыт ребенка, учатся анализировать поведение свое и окружающих, формируется умение самостоятельно разрешать конфликты. Рекомендации по проведению нравственных бесед: книги Шорыгиной.

Условия успешного формирования выбора у ребенка- дошкольника:

- Ребенок представляет конечный результат своего выбора (как получится, если);

- Помощь ребенку в достижении конечного результата посредством предоставляемых качественных многообразных эталонов - возможных образцов (у тебя яблоко будет какое на рисунке: зеленое, красное, большое или вот такое маленькое: лежит на столе, в корзине или висит на дереве? - показ примеров, иллюстраций.)

- Безопасное пространство проб и ошибок. Созвучная технология для метода проб и ошибок – ТРИЗ.

(Это работает, а это - не работает. Расширение опыта взаимодействия с предметами. Настоящее знание всегда связано с телесным опытом, так как мозг нуждается в тактильном и моторном опыте для развития таких сложных навыков, как речь и мышление).

Заключение:

Выбор – это решение человека, которое в некоторых случаях может серьезно повлиять не только на его судьбу, но и на судьбу окружающих людей. Поэтому важно серьезно относиться к проблеме выбора.

Человек творческий- это тот, кто постоянно эволюционирует, размышляет, способен решать возникающие перед ним задачи и знает, как адаптироваться к окружающим реалиям. Он непрерывно передает культуру обществу, растет вместе с обществом.

(Бруно Мунари).

Ситуации выбора в дошкольном возрасте как средство развития у детей самостоятельности и инициативности
Фото №1 Публикация Ситуации выбора в дошкольном возрасте как средство развития у детей самостоятельности и инициативности размещена в разделах Конспекты занятий Фото №2 Все конспекты Развитие ребенка Фото №3 Материалы для педагогов Темочки В соответствии с ФГОС ДО в образовательной программе каждого дошкольного учреждения появляется такой вопрос А что такое Поддержка детской инициативы
Публикации по теме:

Бизиборд как средство развития ребенка в раннем дошкольном возрастеБизиборд как средство развития ребенка в раннем дошкольном возрасте Известно, что развитие мелкой моторики и познание мира через тактильные ощущения стимулируют формирование когнитивных процессов у маленьких.

Фотоотчет по безопасности жизни и здоровья детей в раннем возрасте «Опасные ситуации»Фотоотчет по безопасности жизни и здоровья детей в раннем возрасте «Опасные ситуации» Безопасность жизни и здоровья детей в раннем возрасте «Опасные ситуации»Игра – ситуация «У окна» Открыто в комнате окно, Вы отойдите от.

Фотоотчет «Мир сказок и кукольный театр в жизни детей в старшем дошкольном возрасте»Фотоотчет «Мир сказок и кукольный театр в жизни детей в старшем дошкольном возрасте» Кукольный театр – особое волшебство, целый мир, который ребенок может создать сам вместе с вами. Прочитанные произведения ребенок воспринимает.

НОД по развитию ручной моторики у детей с нарушениями зрения в среднем дошкольном возрасте по теме «Деревья» Непосредственно образовательная деятельность по развитию ручной моторики у детей с нарушениями зрения в среднем дошкольном возрасте Тема:.

Предметно-развивающая среда в старшем дошкольном возрасте «Центр речевого развития»Предметно-развивающая среда в старшем дошкольном возрасте «Центр речевого развития» Предметно-развивающая среда в старшем дошкольном возрасте «Центр речевого развития» Наш речевой центр называется «Каркуша - Говоруша». Цель.

Развитие связной речи детей в старшем дошкольном возрасте Процесс развития речи ребенка протекает под руководством взрослого. Но при этом эффективность педагогического воздействия зависит от активность.

Игра для сенсомоторного развития в дошкольном возрасте «Вот так урожай»Игра для сенсомоторного развития в дошкольном возрасте «Вот так урожай» Сенсомотрное развитие в дошкольном возрасте составляет фундамент умственного развития, а умственные способности начинают формироваться рано.

Создание условий для театрализованной деятельности детей дошкольного возраста как средство развития детской инициативностиСоздание условий для театрализованной деятельности детей дошкольного возраста как средство развития детской инициативности Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад «Ромашка» Александрова Светлана Михайловна воспитатель МБДОУ «Ромашка»Тема:.

Театрализованная деятельность — эффективное средство развития и воспитания ребенка в дошкольном возрастеТеатрализованная деятельность — эффективное средство развития и воспитания ребенка в дошкольном возрасте Развитие познавательно – речевых способностей у детей это одна из главных задач дошкольного образования. Речь является важным средством.

Эссе «Эффективные формы развития игровой компетентности педагога в старшем дошкольном возрасте» Актуальность данной темы не вызывает сомнения, так как некоторые воспитатели уделяют мало внимания игровой деятельности, чрезмерно увлекаясь.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Ситуации выбора в дошкольном возрасте как средство развития у детей самостоятельности и инициативности
Опубликовано: 22 февраля 2022 в 10:31
0Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Ситуации выбора в дошкольном возрасте как средство развития у детей самостоятельности и инициативности» (включая файлы) размещена пользователем Валентина Трепачева (УИ 537539) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев
Календарь
23 декабря 2024 понедельник
Составляем генеалогическое древо семьи!
24 декабря 2024 вторник



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД