Валентина Трепачева
Ситуации выбора в дошкольном возрасте как средство развития у детей самостоятельности и инициативности
▼ Скачать + Заказать документы
Актуальность:
В Конституции Российской Федерации, в стратегическом документе «Концепции модернизации российского образования», в Законе Российской Федерации «Об образовании в РФ» и других нормативных документах Российской Федерации сформулирован социальный заказ государства в системе образования: воспитание инициативного, активного человека, готового самостоятельно принимать решения в ситуации выбора.
Публикация «Ситуации выбора в дошкольном возрасте как средство развития у детей самостоятельности и инициативности» размещена в разделах
В соответствии с ФГОС ДО в образовательной программе каждого дошкольного учреждения появляется такой вопрос «А что такое «Поддержка детской инициативы». Инициатива определяется как характеристика деятельности и поведения и личности человека, означающая способность действовать по внутреннему побуждению. Детская инициатива и самостоятельность проявляется в свободной деятельности детей по выбору и интересам.
Инициативность и самостоятельность предполагают умение делать выбор.
Однако именно взрослый создает ситуацию выбора для ребенка.
Что значит свободный выбор? Для ребенка это возможность пробовать новое, действовать одному или в сотрудничестве с другими, работать молча или включиться в диалог, ориентироваться на результат или сосредоточиться на процессе. Привыкая к самостоятельному выбору, дети в дальнейшем успешно решают проблемы, становятся творческими и мыслящими личностями.
При организации любой формы деятельности обязательным условием является доброжелательное отношение взрослого, отказ от оценочного отношения и критических замечаний в сторону ребенка.
Необходимо предоставить детям возможность активно задавать вопросы, постоянно побуждая ребенка к самостоятельному применению новых знаний.
Чем больше вопросов- тем быстрее и выше уровень формирования мышления, которое называется дивергентным. Дивергентное мышление заключается в поиске множества решений одной и той же проблемы.
Пример: как можно использовать канцелярскую скрепку?
Поэтому важно помогать детям быть смелей и активней, хвалить ребенка за проявленную инициативу, необычный способ выполнения любой деятельности.
Предлагать несколько вариантов, а когда он выбирает свой, хвалить за инициативность.
Решение задач нестандартным способом называют креативностью.
Креативность- процесс, в результате которого появляются оригинальные идеи, обладающие ценностью.
Психологи выделяют как минимум три параметра креативности : оригинальность (способность генерировать уникальные идеи, гибкость (способность генерировать много идей, беглость (способность генерировать идеи быстро).
Креативность - основа творчества, без нее невозможно создание чего- то нового. Если ребенок учится по- разному реагировать на одну и ту же ситуацию, по- разному решать одни и те же задачи, по-разному достигать одной и той же цели, он становится человеком, творчески относящимся к миру. Исследование с помощью тестов среди детей разного возраста показало, что чем старше становится ребенок, тем ниже становится уровень его дивергентности. С 98 процентов у дошкольников она падает до 10 процентов у подростков, и далее продолжает снижаться. У людей старше 25 лет дивергентность составляет всего лишь 2 процента!
Получается, что бесценный дар, данный нам от природы, с годами растрачивается.
Этот дар гасится шаблонным обучением. Если мы приучаем детей к тому, что есть один правильный вариант, то зачем ему тогда 99 других вариантов?
Проблемой выбора занимались многие педагоги и психологи, такие, как: А. Г. Асмолов, Л. С. Выготский, Б. Ф. Поршнев, Н. В. Носкова. В своих исследованиях авторы рассматривали выбор как форму проявления детской субъектности, которая ориентирована на потребность ребенка быть свободным.
Исследователь этой проблемы Н. В. Носкова обосновывает необходимость внесения выбора в содержание общения взрослого и ребенка. Именно взрослый создает ситуацию выбора для ребенка. ФГОС ДО ориентирован на вариативность и индивидуализацию образовательного процесса детского сада. Но это не та ситуация, когда педагог произносит фразы типа: «Дети, рисуйте, что хотите!», «Слепи, Вовочка, что ты хочешь», «Во что хотите, дети, в то и поиграйте», якобы стимулирующие ребенка на проявления своего выбора и самостоятельности. Это не называется выбор. При выборе ребенок должен видеть цель, которая реализуется в определенных действиях. Поэтому при формулировке задания на выбор должно быть и предложение, и альтернатива этому выбору. Обычно это достигается простым словом «или».
В соответствии c ФГОС ДО один из принципов дошкольного образования ориентирует педагогов на «построение образовательной деятельности на основе индивидуальных особенностей каждого ребенка, при котором сам ребенок становится активным в выборе содержания своего образования, становится субъектом образования» (п. 1.4.2 ФГОС ДО). В разделе «Требования к условиям реализации основной образовательной программы дошкольного образования» неоднократно упоминается необходимость предоставления дошкольникам разнообразных выборов: игровых материалов, видов активности, участников совместной деятельности и общения.
Что может стать стимульным материалом для создания ситуации выбора?
1. Задания, связанные с жизненным опытом (надо помочь убрать игрушки: куклы сидят за столиком. А если посадить их в домик или положить в другое место);
2. Задания на развитие внимания и навыков сравнения при помощи вопросов (как лучше? Как проще? Кому больше понравится? Кому доставит удовольствие)
3. Противоречия между известным и новым (например, ребенок знает, как строить космический корабль из большого напольного конструктора, а может быть, строить из LEGO-конструктора интереснее, сложнее, проще, веселее)
4. Познавательно-исследовательская деятельность (что исследовать, с помощью каких материалов, с кем)
5. Поиск и предложения различных способов решения одной задачи
(Винни-Пух и Пятачок пришли в гости к Кролику. Пух ел-ел, ел-ел, но выйти на улицу не смог, потому что застрял в норе. Как помочь Винни-Пуху? Придумай как можно больше решений.
Методы, позволяющие создать ситуацию выбора:
- Проектный метод (позволяет искать различные решения и способы реализации поставленной проблемы. Например: «Может ли человек научиться летать?»);
- Игровые технологии (позволяют сделать поисковый процесс интересным и познавательным: сюжетно- ролевые, квест- игры, викторины, кроссворды, дидактические игры, виртуальные экскурсии);
- Использование проблемных ситуаций (позволяют детям учиться сотрудничеству, могут быть услышаны варианты выбора разных детей. Пример: «У всех детей для занятия по математике приготовлен большой квадрат, а у одного маленький. Что будем делать?»);
- Утренний круг» (начало дня, когда дети собираются вместе. В ходе круга обсуждаются планы на день, зарождается новое приключение (образовательное событие);
- Исследовательский метод (позволяет делать выбор в практической работе: опыты, моделирование изменений в природе; подражание звукам природы);
- Мозговой штурм (для освоения генерации идей, нужно придумать как можно больше вариантов решения проблемы. Например, много вариантов торта на День Рождения);
-Пробовать разное. (разные варианты досуга, новые книжки… С трех лет ребенок все меньше держится за старое и открывается новому);
-Наблюдения за миром. (для этого даже на нужно выходить на улицу. Можно искать неровности на стене и подумать, на что они похожи; следить за пылинкой в потоке света и т. д.);
-Давать скучать. (творчество рождается из пустоты; если ребенок не скучает, у него нет возможности понять, что он чего-то хочет и возможности придумать новое).
Дополнительные примеры ситуаций выбора в детском саду.
-Выбор деятельности Выбери, чем хочешь заняться: будешь строить машину или играть в лото? Какую замечательную бабочку мы видели на прогулке. Будем рисовать ее или лепить?
-Выбор материалов: Выберите цвет бумаги для аппликации самолета: белый, голубой или желтый?
Убираем участок. Ребята, выберите, пожалуйста, куда уберем мусор: в ведро (для камней, веток) или в пакет (для листьев и бумаги?
Тема занятия «Осенний урожай». Что будете изображать: фрукты или овощи? Выберите материал, какой вам больше нравится: краски, карандаши, мелки, фломастеры, пластилин и сами придумайте, как показать богатство осени.
Сегодня будем играть с увеличительными стеклами. Я приготовила мешочек с предметами, которые можно рассматривать через увеличительное стекло. Выберите себе, какие хотите, но не больше пяти штук.
-Выбор способа деятельности: Опиши свою любимую игрушку (выбери способ описания: загадка, рассказ или пантомима)
Убираем игрушки. Выбери, ты будешь убирать машинки или конструктор?
-Выбор последовательности (алгоритма)действий: - Нам сегодня с вами необходимо повторить песню, отправить письмо и вставить фотографии в альбом «Наши любимые питомцы». Как мы с вами это организуем?
-Выбор партнера в деятельности: Выбери, пожалуйста, ты будешь сегодня строить ракету сам или с кем- то?
- Капитаны команд, набирайте себе детей в команды.
-Выбор содержания деятельности: Что будешь складывать: коврик для котенка или заборчик для домика Наф-Нафа?
Я знаю, что ты любишь игры с водой. Во что сегодня хочешь играть: в цветные капельки или в рыбок?
-Нравственный выбор :-Как бы ты поступил? (обогащается опыт ребенка, учатся анализировать поведение свое и окружающих, формируется умение самостоятельно разрешать конфликты. Рекомендации по проведению нравственных бесед: книги Шорыгиной.
Условия успешного формирования выбора у ребенка- дошкольника:
- Ребенок представляет конечный результат своего выбора (как получится, если);
- Помощь ребенку в достижении конечного результата посредством предоставляемых качественных многообразных эталонов - возможных образцов (у тебя яблоко будет какое на рисунке: зеленое, красное, большое или вот такое маленькое: лежит на столе, в корзине или висит на дереве? - показ примеров, иллюстраций.)
- Безопасное пространство проб и ошибок. Созвучная технология для метода проб и ошибок – ТРИЗ.
(Это работает, а это - не работает. Расширение опыта взаимодействия с предметами. Настоящее знание всегда связано с телесным опытом, так как мозг нуждается в тактильном и моторном опыте для развития таких сложных навыков, как речь и мышление).
Заключение:
Выбор – это решение человека, которое в некоторых случаях может серьезно повлиять не только на его судьбу, но и на судьбу окружающих людей. Поэтому важно серьезно относиться к проблеме выбора.
Человек творческий- это тот, кто постоянно эволюционирует, размышляет, способен решать возникающие перед ним задачи и знает, как адаптироваться к окружающим реалиям. Он непрерывно передает культуру обществу, растет вместе с обществом.
(Бруно Мунари).