Папки-передвижки

Система эстетического образования детей дошкольного возраста средствами музыки

Людмила Косухина
Система эстетического образования детей дошкольного возраста средствами музыки
▼ Скачать + Заказать документы

Эстетика (С. И. Ожегов) – это 1 – философское учение об искусстве как особом виде общественной идеологии, посвященное исследованию идейной сущности и форм прекрасного в художественном творчестве в природе, в жизни; 2 – система чьих-нибудь взглядов на искусство; 3 – красота, художественность в оформлении чего-нибудь.

Музыка является незаменимым средством развития у детей эстетического вкуса, эмоциональной отзывчивости на все доброе и прекрасное, с которым они встречаются в жизни.

«Красота музыки имеет своим источником красоту окружающего мира» - писал В. А. Сухомлинский.

Публикация «Система эстетического образования детей дошкольного возраста средствами музыки» размещена в разделах

Все приобретения детства значительны, и богатство их содержания будет зависеть от нас, взрослых. Дети от природы наделены яркими способностями, надо лишь постараться, как можно раньше создать максимально благополучные условия для их развития. Способность чувствовать и переживать необходима человеку так же, как умение думать или мастерить.

На современном этапе актуальной темой является развитие эмоциональной сферы, которая играет решающую роль в становлении личности ребенка, развитии его высших функций, регуляции поведения.

Благодаря уникальной особенности музыки ребенок развивается не только эмоционально, но познает много нового, формируется как творческая личность. Вдумчивый и внимательный взрослый должен вовремя заметить и отреагировать на возникший у ребенка интерес, постараться сохранить его, чтобы развить и не дать быстро угаснуть.

В нашем детском саду осуществляется целенаправленное музыкальное развитие детей в разных формах детской деятельности. К ним относятся: занятия, праздники, развлечения, самостоятельная музыкальная деятельность, построенная на активном взаимодействии взрослых с детьми. Музыкальное воспитание строим на основе программы «Детство» В. И. Логиновой, творчески подходим к планированию музыкально-воспитательного процесса, вносим в работу с детьми интересные находки программы «Музыкальные шедевры» О. П. Радыновой, концепцию «Шульверк» К. Орфа, а также знакомимся с авторскими методиками ведущих педагогов области В. Петровой, Н. Кононовой.

В работе с детьми перед собой ставим такие задачи:

- развивать эмоциональную отзывчивость к эстетической стороне окружающей действительности (мир звучания,

- формировать эстетический вкус,

- развивать познавательное отношение к действительности.

Музыка дает возможность для:

- создания приподнятого, радостного настроения,

- выражения положительных эмоций и разрядки отрицательных эмоций,

- активизирования или успокоения детей,

- привлечения внимания или переключения с одного вида деятельности на другой,

- решения логопедических задач.

Критерии для отбора музыкальных произведений для занятий:

- преобладание выразительности над изобретательностью,

- доминирование методической линии (голос, солирующий инструмент,

- четкость выраженности и настроения,

- истинная эстетическая ценность музыкального произведения.

Важно для развития эстетического вкуса ребенка позаботиться о накоплении у него опыта общения с произведениями, имеющими подлинную эстетическую ценность. Музыкальный руководитель проводит фронтальные занятия два раза в неделю по 20-30 минут. В группе тоже поются песни, водят хороводы, звучит музыка – грустная, веселая, спокойная, энергичная. Она помогает воспитателям и детям найти общий язык, открывает перед детьми звуковой мир, такой прекрасный и многогранный. Задачи воспитателя – чтоб музыка заняла свое место в жизни детей, такое же как природа, сказки, игры.

Предлагаемые формы работы с детьми равномерно распределяются в течении дня и имеют определенный ритм в течении года:

- пение для детей и с детьми.

- движение под музыку и под пение игровых, хороводных и плясовых песен,

- экспериментирование детей со звучащими предметами, игра на народных инструментах,

- слушание музыки,

- праздники.

Необходимой художественной и эстетической «почвой» для музыкального воспитания ребенка является фольклор того народа, кому он принадлежит.

Занимаясь с детьми самыми прозаическими делами (умывание, кормление, одевание, мы не молчим, не говорим обыденных слов, а напеваем прибаутку, частушечку, считалочку. Народные, хороводные, подвижные игры во время прогулки развивают у детей ориентацию в пространстве, координацию, внимание, умение контролировать свои действия, подчиняться правилам игры. Считалки, нескладушки развивают интеллект ребенка.

Ритм – организация процесса во времени. Обязательное условие ритма – наличие акцентов.

Мы стремимся к тому, чтобы музыка стала для детей доступным средством выражения чувств, настроения мыслей. Необходимое условие – наше личное отношение к звучащему, наше желание слушать, наше небезразличие. В воле взрослого оставить в душе ребенка след радости от услышанного или след раздражения от звуков.

Несмотря на то, что на сегодняшний день музыкальное сопровождение на фортепиано стало неотъемлемой частью процесса пения с детьми, возникают серьезные сомнения в целесообразности такого способа преподнесения музыкального материала маленьким детям. Дело в том, что при звучании баяна, фортепиано, в каждый момент времени извлекаются сразу несколько разных звуков – звучат аккорды. Маленький ребенок не может выделить на слух те звуки, которые издает на данный момент музыкальный инструмент. В результате у него не развивается способность к различию звуков по высоте на слух. Не могут развиваться и певческие способности, т. к. в аккорде ребенок не может выделить именно тот звук, на который он должен ориентироваться при пении. Поэтому в народных традициях мы часто поем песни без сопровождения или солируем только мелодию простых песенок, что позволяет ребенку ясно слышать один определенный звук.

В нашем распоряжении самый удивительный, неповторимый, созданный природой, индивидуально, специально для нас, музыкальный инструмент – это наш голос. Каждый человек может правильно и красиво петь для себя, для детей, для своих друзей.

Свои занятия с самыми маленькими (от 1,5 до 3 лет) мы всегда стараемся строить в виде игры, маленького сюрприза, сказки. Если в руках у нас зайчик, то обязательно читаем стихотворение о нем, дети слушают музыку (как он скачет, убегает от лисы, затем зайчик пляшет под музыку, играет на каком-либо музыкальном инструменте (барабане, бубне, погремушке, а в конце занятия он обязательно играет с детьми в догонялки, прятки, ладушки-ладошки и т. д. эта структура занятия остается, мы приходим с куклой, мишкой, Петрушкой, матрешкой. Стараемся в своей речи использовать много детских стихов, небольших четверостиший, характеризующих игрушку. Используем на занятиях красочные иллюстрации по мотивам сказок, просто загадки – отгадки о домашних животных, любимых игрушках, используем заводные игрушки.

Дети в этом возрасте в основном слушают. Поэтому мы часто поем им песни без музыкального сопровождения, чтобы малыши не только музыку слушали, но и понимали, о чем она, вслушивались в лирическое, напевное звучание слов и словосочетаний! Ведь не зря песенки для самых маленьких в основном написаны в стиле русских народных песен – протяжных, мелодичных, на двух – трех звуках с повторами, поэтому дети легко их усваивают и повторяют. Чтобы песня звучала эмоционально, даем ей ритмическое сопровождение: хлопки, топанье, покачивание руками («солнышко», «пирожки», «погрозить пальчиком», «постучать каблучком»). Но самыми интересными бывают тематические занятия, которые мы проводим в группе. Приходим к детям с баяном, карандаши и бумага разложены на столах. Такие занятия бывают один раз в квартал, они, как бы, повторение пройденного. Есть у них и свои названия: «Мы в лесок пойдем», «Матрешки на окошке», «Мы – медвежата», «Первые снежинки», «На бабушкином дворе».

Пение с детьми и для детей позволяет решать многие задачи:

- создавать определенный музыкальный настрой,

- устанавливать контакт между детьми и взрослыми,

- привлекать и переключать внимание,

- развивать речь, совершенствовать качество звукопроизношения,

- развивать эмоциональную отзывчивость и эстетический вкус,

- способствует развитию музыкального слуха.

Движение по музыку создает у детей приподнятое настроение, развивает координацию, активность, инициативность, творчество ребенка, способствует разряжению отрицательных эмоций. Танцуя, дети свободно выражают через движения свои чувства и эмоции.

Музыкальное воспитание является самой приятной, прекрасной и доступной формой общения взрослого и ребенка. Нам дана возможность близко прикасаться с миром детства, вместе с детьми мечтать, фантазировать, уноситься в мир сказок, в мир музыки, вместе смеяться, играть, рисовать и творить. Дети, чувствуя близость и расположение взрослого друга, доверяют свои мысли, чувства и эмоции. Только в таком контакте с детьми можно посредством музыки развивать ребенка как личность. Развивая музыкально-образное мышление, развиваем эмоциональность детей. Ведь способность к эмоционально-образному мышлению накладывает глубокий отпечаток на весь духовный мир ребенка, дает полноту ощущения жизни, обогащает ее, формирует моральный облик.

Мы начинаем работу с детьми в возрасте от полутора лет и провожаем их в школу на выпускном утреннике. На этом пути продолжительностью в 6 лет ребята систематически и последовательно, от простого к более сложному, знакомятся с той музыкой, которую можно назвать искусством. Наша работа многогранна: мы учим детей петь, танцевать, слушать, играть, а значит, и сами должны быть эмоциональны, красивы, подтянуты, иметь приятный голос, уметь мастерски играть на фортепиано, танцевать.

«Любая форма общения с музыкой, любое музыкальное занятие – отмечал Д. Б. Кабальский, - учит слушать музыку, непрерывно совершенствуя умения вслушиваться и вдумываться в нее».

Таким образом :

Музыка для ребенка – мир радостных переживаний, чтобы открыть перед ним дверь в этот мир, надо развивать у него способности:

певческий голос, музыкальный слух, выразительность ритмических движений, согласованность движений рук при игре на детских музыкальных инструментах, а также творческие проявления при инсценировке песен;

прививать активный интерес и любовь к музыке, побуждать к нравственно-эстетическим переживаниям и эмоциональной отзывчивости.

Публикации по теме:

Обновление к материалу об оформлении группы, зала и т. д.Обновление к материалу об оформлении группы, зала и т. д. Уважаемые коллеги! Не успела отредактировать материал о моем творчестве, в оформлении группы и т. д. И сегодня обновила свой фотоальбом "Мое.

План по самообразованию: «Взаимодействие семьи и ДОУ в художественном развитии дошкольников» Изобразительное искусство – важный аспект семейного воспитания. К нему ребёнок впервые приобщается в семье: именно в семье начинают формироваться.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Система эстетического образования детей дошкольного возраста средствами музыки
Опубликовано: 5 февраля 2014 в 19:13
+1Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Система эстетического образования детей дошкольного возраста средствами музыки» (включая файлы) размещена пользователем Людмила Косухина в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев


РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД